Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Верная своему роду

24.12.2011

Увлечённые | Юбилей известной воронежской певицы Ольги Макеевой – повод к размышлению не только о певческом таланте


Ольга Макеева. Фото Михаила Вязового

С её отцом мы были друзьями. Казалось, после окончания университета Анатолий Макеев спрячет куда подальше диплом биолога, и через песню откроется ему дорога к славе и всеобщему признанию. Пел так, что то ли к небесам возносил наши восторженные души, то ли небеса приземлялись, чтобы побыть рядом с талантом от Господа.

Родом он из донских казаков – нёс в себе тайну тех, кто (по Льву Толстому) сотворил Россию и которых не понять умом. Только сердцем. Любимой песней была про коня вороного, выносившего удалого казака из любой сечи, любого огня. Любил повторять: «Всё предопределено. На всё воля Господа».

На этом воспитывалась любимая дочь. Песня – в утеху и, как молитва, во спасение души. В народе песня и труд, повседневная жизнь не разделимы. Зазорно быть только песенником. Даже великие молитвенники считали, что таковыми их сотворила не только молитва: два крыла возносят ко Господу – молитва и труд.

Рано ушёл из жизни Анатолий Моисеевич, но успев понять, что предопределено свыше, – выдающимся учёным его сделало то, что он первым в мире получил масло из амаранта, равного которому по целебным свойствам нет…

Каково же было моё удивление, когда от Ольги Анатольевны услышал: «Пение для меня не главное – в жизни много важного, где так же необходимо моё участие».

Сказано не просто человеком Песни, Заслуженной артисткой России, ставшей профессором Воронежской государственной академии искусств. Есть то, без чего немыслима настоящая песня, невозможно развитие истинного таланта, – знать, откуда ты родом, быть верной этому роду. Ты – казачка. Зов крови постоянно вовлекает в жизненный водоворот и требует не быть безучастной ко всему, что происходит вокруг. Не только песня в этом тебе помощник.

После окончания в Воронеже института искусств – солистка театра оперы и балета Ижевска. Участие в Свердловске в «музыкальной ярмарке», на которой до заключительного концерта дошла вместе со знаменитым ныне на весь мир Дмитрием Хворостовским… Но, как говорится, где родился, там и сгодился. Возвращается в родной Воронеж, полная замыслов, идей. В начале перестройки создаёт при областной филармонии театр русского романса.

Выступления с её участием проходят не только в городских залах, но и в сельских клубах, домах культуры. Это своего рода сражение супротив тех, кто жаждет оболванить народ, увести его от корней духовности, высокой культуры.

Наряду с созданием «песенно-романсовой публицистики» преподаёт вокал в институте.

Организует салон «В центре города» - предстаёт перед воронежцами не только исполнительницей песен и романсов, но и тонким исследователем и пропагандистом творчества поэтов и композиторов.

Начинает вести цикл радиопередач - о песне и культуре народной, без глубины которой немыслима музыкально-поэтическая классика, покорившая мир.

На телевидении – сценарист и ведущая замечательных фильмов о выдающихся музыкантах России, композиторах, поэтах.

А ещё – проводит концерты для ветеранов войны. Перед выступлением знакомилась с военной биографией многих, кто будет присутствовать в зале. Получалось нечто похожее на «От всей души», передачу, проводимую легендарной телеведущей Валентиной Леонтьевой. Не бояться идти за кем-то вослед – всё равно при полной отдаче душевных сил получается не повторение кем-то открытого, а своё, тоже неповторимое.

Автору этих строк довелось быть знакомым с выдающимся флейтистом, дирижёром и педагогом Ростиславом Мироновичем. «Первая флейта» довоенной Москвы, создатель русского театра в Киргизии, не занятия вёл – был для своих подопечных академией, отцом родным. Если к нему кто попадал в ученики, то вскоре становился «отличником» по всем предметам – так до своих 93-х умел работать педагог Миронович. Его ученики старались быть под стать своему учителю – отсюда и у Ольги Макеевой всеохватность, академичность подхода к любому делу.

К юбилею Ольги Анатольевны вышел небольшой альбом, ярко представивший не только её творчество, педагогическую и общественную деятельность. В большей степени – спасибо тем, кто был рядом.

Прекрасному организатору подвижников и пропагандистов музыкального искусства Георгию Харчеву, ансамблю народных инструментов под руководством Юрия Копытина, руководителю эстрадного оркестра Владимиру Глаголеву, пианистам Алексею Задонскому, Игорю Файнбойму, солистам Сергею Каданцеву, Василию Чухлову, актёру Анатолию Гладневу, дизайнеру Диане Балановской, работникам телевидения и радио Николаю Колтакову, Людмиле Беляковой, Вере Новохатской, Елене Фоминой и многим другим.

Отдавать полученное от людей и дарованное милостью Божьей – богатство щедрых душой. Восемнадцать лет педагогической деятельности на кафедрах хорового дирижирования и вокального искусства.

Её воспитанники - лауреаты международных конкурсов вокалистов Чэнь Ин (Китай), Антонина Весенина, Ирина Матушкина, Анастасия Ноздрачёва, Галина Леонова, Каринэ Мирошниченко…

В одной из своих статей Ольга Анатольевна пишет: «Часто думаю о том, что бы отец сказал о том или ином творческом событии в моей жизни?.. Стараюсь жить так, чтобы моим родителям не было за меня стыдно».

Взрослый человек, оставшийся с открытой детской душой. Сказано же: «Будьте, как дети». Коль «всё предопределено», то не о возрасте думать надо, а о продолжении того, что заложено песней детства, – работать, работать, быть от этого счастливой и направлять на путь счастливый, отрадный для других, своих учеников.

Эдуард ЕФРЕМОВ

Источник: газета «Коммуна» №196 (25824), 24.12.2011г.


Возврат к списку