Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Театр в лицах. Из сказки – на радио

27.12.2011

Героев воронежской актрисы Ольги Грецовой всегда объединяла доброта и сердечность.

Ольга Грецова стала артисткой Воронежского ТЮЗа в 1966 году – после окончания Ярославского театрального училища, где она была любимой ученицей известного режиссёра Фирса Шишигина, работавшего в 1950-е годы в Воронежском драмтеатре.

Это был трудный период в истории Воронежского ТЮЗа, созданного в 1963 году: первый его состав во главе с режиссёром Борисом Каравцевичем из-за творческих разногласий с городскими властями вынужден был покинуть театр почти полностью. А новый костяк сложился уже с новым главрежем Владимиром Бугровым, под руководством которого начинали многие, ныне – именитые, тюзовцы. Ольга была среди них, тогда юных, неугомонных.

Начало было звонким: она сыграла Золушку в пьесе Е.Шварца и была прелестна – белокурая, хрупкая, нежная и добрая, какой всегда и хотят видеть Золушку зрители.

Следующая роль – Малыш в инсценировке повести А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» закрепила за Грецовой амплуа травести, такое необходимое в детском театре.

Тогда в ТЮЗах ставили много сказок; Ольга сыграла и Дюймовочку, и Мальвину, и Маленькую разбойницу в «Снежной королеве», и Скомороха в «Коньке-Горбунке» - и ещё много ролей, как будто предназначенных ей природой. Были среди них и девчонки-школьницы, из которых наиболее запомнилась Маша из спектакля «Эй, ты, здравствуй!» Г.Мамлина – дуэт с Саней Тарасенко, где каждый вёл свою партию: он – мальчик из интеллигентной семьи, она – простая девчонка, за внешней грубоватостью которой скрываются доброта и сердечность.

Как-то незаметно подошёл возраст перехода на другие роли, болезненный для всякой актрисы. Вместо сказочных персонажей и девчонок – мамы и учительницы.

Одну такую роль Оля считает для себя значимой – Елену Сергеевну в знаковой для 80-х пьесе Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Правда, для того чтобы пьеса «прошла», многие острые моменты пришлось снивелировать. Но актрисе очень дороги основные качества её героини: доброта, неумение лгать и приспосабливаться, невозможность предать свои принципы. Недаром один из персонажей, циник Володя, говорит, что у неё комплекс «Антигоны». Да, «на том стою и не могу иначе».

Возникает в её репертуаре и трагическая роль: Василиса Егоровна – жена коменданта Белогорской крепости в «Капитанской дочке» А.Пушкина, которую поставил главный режиссёр ТЮЗа Заслуженный деятель искусств РФ А.Латушко. Много сил и эмоций отдано этой роли. Особенно – труднейшей сцене гибели героини, когда, увидев труп дорогого мужа, она проклинает убийц, чтобы тут же быть убитой самой.

Впрочем, и сказочные персонажи никуда не делись. Особенно удалась обаятельная хулиганка Баба Яга в «Трёх Иванах» Ю.Кима, так как артистка здесь и поёт, и танцует, демонстрируя все грани своего щедрого таланта.

Творческая деятельность Ольги Грецовой не ограничивается стенами родного ТЮЗа. Не так давно она выступала на радио как чтец. Авторы были самые разные – и А.Чехов, и В.Набоков, и Т.Капоте, и для каждого Ольга находила самые разнообразные краски.

А в конце прошлого сезона в творческом центре «Антреприза» Заслуженный работник культуры РФ Владимир Разуваев поставил неувядаемую пьесу А.Галина «Ретро», где Ольга замечательно сыграла одну из трёх героинь – интеллигентку Диану Владимировну, персонажа с любимыми качествами: бескорыстие, самоотверженность, щедрость души.

Слышали бы вы аплодисменты зала в ответ на её полную достоинства реплику: «Мой сын не умеет зарабатывать денег – я воспитала честного человека!»

Ольга Ивановна несколько раз выдвигалась на премию областного конкурса «Итоги года». Лауреатом пока не стала, но ведь и звание Заслуженной артистки она получила совсем недавно. И дело здесь не в степени таланта, а в том, что она, как и её любимые героини, не умеет быть всё время в орбите и на виду. Что, как видим, не помешало ей всё-таки быть замеченной и со скромным достоинством принять своё поистине заслуженное звание.

Людмила РОМАНОВА,
театровед.

Источник: газета «Коммуна» №197 (25825), 27.12.2011г.


Возврат к списку