Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Дорога без знака качества

20.01.2012

Аналитика | Ехать надо, даже если уже некуда

Бездорожье, царившее в России долгие годы, оправдывалось известным высказыванием классика про две типично русские беды. К счастью, с одной из них решили бороться всерьёз: обновлённая «Концепция качества» в ближайшее время будет принята Правительством РФ в новой редакции. Воронежская область также не стоит на обочине магистральной программы обновления дорог, в основе которой – качество.

Бери больше – кидай дальше?

Знаменитую фразу о дураках и дорогах приписывают разным людям, якобы её сказал даже не литератор Гоголь, а вполне государственный человек, коим являлся император Николай I. Озабочены качеством дорог и современные руководители.

Об этом свидетельствует хотя бы суровое замечание губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, который на одном из совещаний выразился так:

- С привычкой «бери больше – кидай дальше» дорожникам пора расстаться. Пусть учатся работать по-новому. Или будем привлекать к дорожным работам подрядные организации из других регионов.

О качестве наших дорог «Коммуна» писала неоднократно. В частности, в мае 2010 года была опубликована статья под красноречивым заголовком «Эх, дороги, пыль да обман!..» . Реакция на статью была также достаточно «красноречивой» - последовал ряд прокурорских проверок, были наказаны руководители…

Но проблема, увы, не снята. О её актуальности говорит хотя бы тот факт, что на гарантийном обслуживании подрядных организаций только в Воронеже находится 40 новых дорог, и на всех из них предстоит устранять дефекты. Специалисты Верхне-Донского территориального управления «Ростехнадзор» произвели выборочные проверки на улицах Минской, Новосибирской и 9 Января, анализ показал, что срок эксплуатации дорожного покрытия составляет не более одного (!) года.

А ведь плохие дороги – это не только неудобство для водителей, аварии и огромные пробки, это и взмывающие, словно птицы, цены. Сегодня транспортные затраты в составе себестоимости российской продукции – будь то станки или хлеб с молоком – достигают 20 процентов. Тенденция такова, что с каждым годом доля дорожных расходов растёт, соответственно, они прямо зависят от эксплуатации магистралей.

Впрочем, недовольство водителей – это также серьёзный повод для дорожников задуматься над качеством своей работы. По данным ГИБДД, с 2007 года существенно (почти в 3 раза) снижен уровень безопасности дорожной сети. Вот только один из многих примеров.

Мотоциклист Виталий попал в яму на проспекте Труда, почти три метра испытывал на себе прелести «шершавого языка асфальта». Выдержал пять судебных заседаний, которые длились почти три месяца. Как ни странно, вышел победителем. Но морального удовлетворения не получил:

- Сегодня дорогу сделают, а через год появятся такие же ухабы, - заметил он после очередного судебного заседания.

По словам старшего прокурора Воронежской областной прокуратуры Романа Короткова, приёмка работ ведётся на глазок. Передвижных лабораторий и специальных приборов у тех, кто проверяет дорожное полотно, нет.

Оснований верить «независимым» исследованиям также не имеется. Они делаются по заказу заинтересованных лиц, а исполнители работают с оборудованием, сроки действия которого истекли.

Прокуроры слов на ветер не бросают: в прошлом году к административной ответственности привлечено 85 должностных лиц, выдано 294 предписания об устранении выявленных недостатков.

Озабоченность за состоянием дел проявляют и представители общественности. Участники движения «Качество нашей жизни» обратились с письмом к губернатору Воронежской области. В нем сообщается: «Только 5 процентов жителей региона довольны качеством своей жизни, а 60 - считают его неудовлетворительным».

Что же теребит душу простого гражданина нашего региона? Да то же самое, что и каждого провинциального жителя необъятной Отчизны: неважное медицинское обслуживание, плохое состояние дорог, неподъёмность «услуг» ЖКХ.

Дороги, заметим, на втором месте. Кстати, в рейтинге по безопасности дорог Воронежская область занимает 18-е место в России. Впереди – Тюмень и Москва, казалось бы, 18-я строчка тоже неплохо, но если учесть количество регионов в РФ (а их несколько десятков, тогда как в рейтинге участвовало всего 24 области), то в итоге выходит, что мы далеко не впереди России всей.

И всё же говорить, что у нас в дорожном хозяйстве всё так плохо, значит брать грех на душу. Да и цифры, приводимые в письме участников движения за качество жизни, несколько противоречат последним данным. В рейтинге качества жизни в российских городах, составленных в конце октября 2011 года питерским институтом территориального планирования «Урбаника», Воронеж занял пятое место. В 2011 году общий объём привлечённых в дорожное строительство средств – в два раза больше, чем два года назад. Объём освоен невиданный – три миллиарда рублей, и это не лукавая, а официальная цифра.

Вот таким путём

Но это не значит, что проблем больше нет. Они есть, но они не в освоении средств, они в качестве работы. Получил ответ от руководителя Управления дорожного хозяйства и благоустройства города, который можно привести в качестве образца чиновной отписки.

«Одним из приоритетных направлений органов муниципальной власти является улучшение качества проработки вопросов развития улично-дорожной сети путём нового строительства, реконструкции и капитального ремонта. С этой целью мы привлекаем специалистов в области дорожного проектирования на конкурсной основе, в рамках Федерального закона №94 - ФЗ готовится проектно- сметная документация, которая должна пройти государственную экспертизу».

Что тут скажешь? Ёмко, а главное, как заметил сатирик, «глыбко».

Кстати, упомянутый закон, коротко именуемый специалистами № 94 ФЗ, как раз и вызывает у них наибольшие нарекания, так как ставит во главу угла не качество работ, а их стоимость, тормозя тем самым внедрение передовых технологий. В обновляемой «Концепции качества» вместо него должны ввести закон о федеральной контрактной системе. Государство выделяет на развитие дорожной сети огромные деньги, но важно не просто закатать их в асфальт, а создать инновационные технологии, привлекая к ним вузы и НИИ, опустевшие в 90-е годы.

Что русскому плохо, то немцу – норматив

Если театр начинается с вешалки, то дорога, в их числе и та, что проходит у «дома твоего», начинается с ПИРа, то есть с проектно-изыскательской разработки. В «Концепции качества» ПИРу уделяется особое внимание.

Дорожным строителям хорошо известно, что в основе качества дорог, а также оптимальности затрат на проектирование и строительство лежит комплекс грамотно выполненных изысканий. Абсолютно все другие причины качества объекта вторичны. Эта аксиома давно подтверждена мировой практикой, но упорно не приживается в нашей стране. Приоритеты отдаются быстрому освоению бюджетных средств, а отнюдь не качеству построенного объекта.

На «дорогу века» - трассу между Чернавским и Северным мостами протяжённостью чуть больше трёх километров, к примеру, выделяется невиданная доселе сумма – более полумиллиарда рублей. По стоимости это второй проект после реконструкции Чернавского моста.

Но давно известно, что дороги у нас стоят дорого, да служат мало. Почему?

Опять-таки известно, что в скандинавских странах, схожих по климату с Россией, в дорожное покрытие добавляется более 40 процентов полимерного битума, в относительно тёплой Германии – 20, в РФ подобные добавки составляют менее одного процента. Экономим? Если бы… Цена полимерных добавок увеличивает стоимость полотна менее чем на один процент, зато в разы превышает гарантию эксплуатации.

Наши проектировщики в экономии пока не замечены, зато в удорожании проектов отметились сполна. После ПИРов, которые они вкушают, начинается чума в бюджете.

Проверка деятельности Управления дорожного хозяйства по исполнению бюджета за 2009 год показала, что сметная стоимость дорожного покрытия по Московскому проспекту, разработанная институтом «ГипродорНИИ», была завышена на 24 855 тысяч рублей. При составлении сметной документации по нанесению дорожной разметки по Московскому проспекту и ул. 20-летия Октября цены материалов превысили рыночные более чем в 4 раза, стоимость принятых по актам работ завышена на 2,3 миллиона рублей. Напомним, это данные Контрольно-счётной палаты Воронежа.

Это ещё одна иллюстрация к исполнению либеральной мечты о том, что рынок всё расставит по своим местам.

Пока налицо другие примеры, и адрес для прибытка выбирается один-единственный: свой карман.

Представителем прогрессивной формы собственности - ЗАО «Проектный институт «Гипрокоммундортранс» - был разработан проект комплексного благоустройства автомобильной дороги по ул. 20-летия Октября, стоимость которого должна была составить 836408,65 тыс. рублей. После госэкспертизы стоимость, словно шарик, «сдулась» на 307053,07 тысячи.

В ходе выборочной проверки городской счётной палатой смет и актов выполненных работ установлено, что завышение расценок по отношению к рыночной стоимости строительных материалов, в том числе щебня, битума и асфальтобетонных смесей, привело к необоснованному увеличению стоимости выполненных работ более чем на четыре миллиона рублей.

Да что там щебень, одна из подрядных организаций только на разметке упомянутой улицы сэкономила более 100 тысяч рублей. Только на краске! Вот и ответ на вопрос, отчего проектировщики не заинтересованы в новых технологиях и материалах – зачем, если у них имеется надёжная страховка в виде завышения стоимости проектов. Это и приводит к тому, что у воронежских проектировщиков отсутствует экономический механизм, побуждающий к внедрению в проекты инноваций. Между тем не где-то за границей, на которую мы привыкли ссылаться, а у нас имеются достойные примеры.

Питерский институт «Стройпроект» ещё в 1996 году создал собственную службу надзора, в функции которой входит контроль строительных и ремонтных работ, а также качества и сроков исполнения проектов, причём как непосредственно на строительных площадках, так и в лабораторных условиях.

А вот обратный, уже местный пример. Известный «Воронежсинтезкаучук» – единственное в стране предприятие, производящее бутадиенстирольные термоэластопласты (ТЭПы), которые как минимум вдвое увеличивают межремонтный срок службы дороги до 7-10 лет. В июне 2011 года в Воронеже начато строительство нового комплекса по производству ТЭП. Плановые инвестиции составят 3,8 миллиарда рублей, ввод в эксплуатацию новых мощностей намечен на первый квартал 2013 года.

- Добавление битумных добавок,- говорит начальник технического отдела «Синтезкаучука» Алексей Ткачёв, - помогает дороге выжить в суровых зимних условиях. Весной влага с дороги исчезает, летом добавки замедляют плавление асфальта. Но и это не всё: добавки снижают шум на дороге!

Вот он, пример инновационной технологии, о которой так много разговоров. Внедряй - не хочу. И ведь не хотят!

По словам начальника отдела логистики «Синтезкаучука» Леонида Насонова, продукцию воронежских химиков, которая производится доброе десятилетие, покупают в Москве, Рязани, Минеральных Водах, Выборге…

А в Воронеже пока ограничились проведением семинара, организованным весной 2011 г. компанией «Сибур». Главный специалист компании Алексей Копылов, которого специально пригласили из Воронежа в столицу для организации поставки ТЭПов, говорил мне о том, что земляки пока не жалуют новый материал. Почему? Трудно представить, что о добавках не знают специалисты по развитию в том же «Гипрокоммудортрансе», но почему они не закладывают их в свои проекты? Да потому, что им и так спокойно живётся.

Что ж, красиво жить не запретишь. Только жизнь эту обеспечиваем мы с вами. Те, кто сполна платит налоги.

Алексей ПАВЛОВ

Источник: газета «Коммуна» №8 (25836), 20.01.2012г.


Возврат к списку