Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





25 января – Татьянин день, праздник всех студентов

24.01.2012

Через тернии – к знаниям

Педсовет | На вопросы «Коммуны» отвечает руководитель Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области Олег Мосолов

Олег Мосолов

– Реформа высшей школы – одна из самых обсуждаемых в обществе. Потребность в переменах здесь назрела давно. Появилось понимание, что основным вектором, по которому должно пойти развитие высшего образования, должна стать четкая ориентация на запросы экономики, - начал нашу беседу Олег Мосолов. – В Воронежской области 40 учреждений высшего профессионального образования нацелены на решение этой задачи. Воронежские вузы участвуют в реализации Федеральных целевых программ, получают крупные гранты Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда гуманитарных исследований.

Продолжается развитие научной базы воронежских вузов.

ВГУ, к примеру, стал победителем в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Из 248 заявок, допущенных к оценке, комиссия выделила 55 лучших, среди которых была и заявка ВГУ. Как победитель ВГУ получит на ближайшие три года бюджетное финансирование в размере 300 миллионов рублей, которые планируется использовать на реализацию программы стратегического развития, одним из приоритетов которой является создание IT-бизнес-инкубатора – базы для формирования регионального IT-кластера. В 2012 году планируется преобразование ВГУ в федеральный университет, что подразумевает создание Центрально-Европейского федерального университета. В 2011 году вузы области, участвуя в федеральных и международных программах, привлекли инвестиций на 300 миллионов рублей больше, чем в предыдущем.

- А каковы результаты деятельности научно-исследовательских институтов?

- В области функционируют около 60 научно-исследовательских институтов и опытных конструкторских бюро. На многих предприятиях открыты профильные кафедры высших учебных заведений, где проходят обучение и производственную практику сотни студентов и аспирантов.

Продолжается реализация пилотного проекта по созданию и развитию четырех технопарков: «Содружество», «Митем», «Калининский», «Космос-Нефть-Газ» и пяти бизнес-инкубаторов: «Авиационный», «Восток», «Калининский», «ВГАСУ», «ВГТА».

В технопарках располагаются более 60 малых инновационных предприятий. В бизнес-инкубаторах работает около 30 резидентов, создано более 120 рабочих мест.

- Какими научными достижениями могут похвастаться студенты воронежских вузов?

- Совместно с преподавателями они активно участвуют в патентно-лицензионной деятельности. Так, в 2010 году высшие учебные заведения подали 287 заявок на изобретения, 262 патента на изобретения, 199 решений – положительны. В прошлом году студенты вместе с преподавателями выполнили более 400 хоздоговорных научно-исследовательских работ на общую сумму более 200 миллионов рублей. В регионе уже реализуются более 20 проектов в области наноиндустрии. А в стадии разработки только в Воронежском госуниверситете имеется около 30 проектов.

- Какие меры поддержки существуют для молодых учёных и специалистов?

- Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области проводит различные мероприятия по развитию научного потенциала. Это учреждение и выплата стипендий Правительства Воронежской области, проведение предметных олимпиад и конкурсов.

Ежегодно в регионе проходит областной конкурс на соискание премий в области науки и образования для ученых высших учебных заведений и научных организаций. Непосредственная и первостепенная задача всех участников образовательного процесса – готовить профессионалов самого высокого качества.

Поскольку уровень данной подготовки определяет не только конкурентоспособность конкретного человека, но и конкурентоспособность региона в целом.


Уважаемые студенты!

Сердечно поздравляю вас от имени коллектива Воронежского государственного технического университета с Днём студента.

Современное общество предъявляет к отечественной образовательной системе особые требования формирования нового поколения специалистов, обладающих глубокими и качественными знаниями.

В нашем университете царит дух творчества, оптимизма, атмосфера взаимопонимания, отзывчивости и человеческой порядочности. Преподаватели все свои знания и силы отдают подготовке квалифицированных кадров, умело передавая своим воспитанникам богатый жизненный опыт и способность любить свое дело.

Г оды студенчества по праву называют самыми яркими, веселыми, наполненными знаменательными моментами, творческими дерзаниями, дружбой и любовью. Но в то же время это – серьезный и ответственный период для каждого молодого человека, когда происходит становление характера, вырабатываются принципы и убеждения, закладываются основы будущих успехов.

Желаю вам, дорогие друзья, оптимизма, благополучия, счастья, радости, любви.

Пусть и впредь растет престиж крупнейшего вуза ЦЧР – Воронежского государственного технического университета – Альма-матер самых талантливых студентов.

Ректор ВГТУ Владимир Петренко


ВГИФК – территория здоровья

Более 30 лет существует в Воронеже современный спортивный вуз - ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный институт физической культуры», который ведёт подготовку специалистов широкого профиля: тренеров, преподавателей, учителей физкультуры, инструкторов-методистов.

Вопросы развития физкультуры и спорта, улучшения здоровья нации имеют огромное значение для всей нашей страны. Президент России Дмитрий Медведев в своих выступлениях неоднократно это подчеркивал. Он обозначил самые важные направления развития физической культуры. Воронежский государственный институт физической культуры вносит большой вклад в осуществление долгосрочной муниципальной целевой Программы «Развитие физической культуры и спорта на 2010–2015 годы», которая реализуется в Воронеже второй год - готовит специалистов в области физкультуры и спорта, а также для работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

В 2010 году был введен в эксплуатацию новый корпус, в котором оборудованы специализированные спортивные залы по лучшим европейским стандартам: зал игровых видов спорта, зал бокса и борьбы, тенниса, тренажерный зал.

Аудитории вуза оснащены мультимедийным оборудованием, что заметно повышает мотивацию студентов к получению знаний, позволяет достичь высоких спортивных и учебных показателей.

Вуз по традиции много внимания уделяет физическому воспитанию и помощи детям с ограниченными возможностями. Здесь созданы научно-исследовательские лаборатории, оснащённые самым современным диагностическим оборудованием.

Выпускников вуза привлекает не только возможность тренерской деятельности в престижных спортивных организациях. Многие студенты искренне преданы спорту, и после выпуска продолжают спортивную карьеру. Среди выпускников института немало «звезд» российского и мирового масштаба, членов сборных команд страны в разных видах спорта, таких, как Дмитрий Саутин, Наталья Гончарова, Дмитрий Степушкин, Светлана Вяткина и Оксана Халилова, Евгений Игнатов и другие. Дошли до высшей Лиги мужская и женская команды баскетболистов, состоящие в основном из студентов вуза.

Победы студентов и выпускников ВГИФК вселяют уверенность, что в 2014 году в Сочи мы увидим их имена среди победителей Олимпийских игр.

Геннадий Бугаев, и.о. ректора ВГИФК

В 2011 году в институте открыта новая специальность – «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (дополнительное образование) - спортивный переводчик. Для будущих волонтеров зимней Олимпиады «Сочи - 2014» и Чемпионата мира по футболу - 2018 приобретенные знания, подтвержденные государственным дипломом по вышеуказанной специальности, дадут приоритет при отборе претендентов.

(Р е к л а м а)


 Планета студентов

• На территории Воронежской области осуществляют образовательную деятельность 40 учреждений высшего профессионального образования (включая филиалы), из них 25 государственных (включая 1 областной и 1 муниципальный) и 15 негосударственных.

• Из 18 областей, входящих в Центральный федеральный округ, Воронежская область по этим показателям занимает второе место после Московской области.

• Всего, по состоянию на 01.09.2011 года, в вузах Воронежской области обучается более 126 тысяч человек по 268 направлениям подготовки.

• В 2011 году на первый курс было принято 23,7 тыс. человек. Из них обучается: по очной форме обучения 49,8 процента, по заочной – 47,4 процента и по очно-заочной – 2,8 процента.


Запросы диктует время

Проблема | Техническое перевооружение требует квалифицированных рабочих рук

Федеральное государственное унитарное предприятие «Воронежский механический завод» является филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», которое входит в структуру Федерального космического агентства. Предприятие многие годы производит ракетные двигатели на жидком топливе. Научный, технологический и производственный потенциал коллектива, его многолетний опыт в машиностроении позволяют выпускать продукцию и для других отраслей промышленности.

Сегодня наметилось постепенное наращивание объёмов производства гражданской продукции. Но модернизация производства, развитие предприятия сдерживаются дефицитом квалифицированных рабочих кадров.

- Если с инженерно-техническим составом обстановка более-менее благополучная, то нехватка рабочих кадров ощущается сегодня чрезвычайно остро, - говорит генеральный директор ВМЗ Иван Коптев. - Раньше у нас было базовое профтехучилище, которое готовило слесарей, станочников широкого профиля – токарей, фрезеровщиков, расточников. Однако в 90-е, когда объёмы производства на всех промышленных предприятиях резко упали, снизилась и потребность в рабочих специальностях. Сегодня ситуация начинает меняться в лучшую сторону – увенчались успехом многолетние усилия администрации завода по организации на базе Воронежского государственного колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса (бывший профессиональный лицей №10) Регионального ресурсного центра, который будет готовить для завода рабочие кадры.

Воронежская область выиграла конкурс и получила 16 миллионов 700 тысяч рублей на развитие системы профессионального образования по линии машиностроения. И это - реальная перспектива преобразования колледжа в Региональный ресурсный центр, подобных которому нет на территории европейской части России.

В его стенах станут готовить квалифицированных рабочих для механического завода и других предприятий, участвующих в формировании Центра. Уже ведётся закупка современного оборудования, идентичного тому, что работает на заводе. Так что молодёжь будет обучаться на таких же современных токарных и фрезерных обрабатывающих центрах, как в цехах. Начало занятий в создающемся Региональном ресурсном центре начнётся уже в сентябре.

Ресурсный центр будет работать наряду с традиционно действующей на заводе системой обучения и подготовки кадров по самым современным программам. Большие надежды руководство завода возлагает на введённую практику привлечения в штат (для начала на полставки) студентов старших курсов Воронежского государственного технического университета.

Четверокурсников принимают на инженерные должности, и с ними, как и с молодыми рабочими, занимаются наставники опытные специалисты, нередко со степенями и званиями.

Однако есть обстоятельства, которые усиливают кадровый голод: отсутствие жилья, детских садов, других объектов социальной инфраструктуры. Если до недавнего времени многих удерживала на предприятии бронь, освобождающая от службы в армии, то сейчас её нет. Всё это тормозит приход на завод и молодых рабочих, и молодых специалистов. Если в былые времена завод питали такие видные специализированные вузы, как Московский, Харьковский и Казанский авиационные институты, МВТУ имени Баумана, то теперь из профильных вузов остался один Воронежский государственный технический университет.

К сожалению, утрачена система, позволяющая готовить кадры к работе на таком сложном и ответственном производстве. Раньше молодые специалисты проходили практику и защищали дипломы прямо на заводе, с учётом направлений производственной деятельности.

Сегодня же предприятие держится во многом за счёт заводчан, проработавших на предприятии всю свою трудовую жизнь. В какой-то степени проблему дефицита квалифицированных кадров помогает решить отлаженная система аттестаций, которая предусматривает обучение работников по целевым программам отраслевой тематики раз в три года, как на его территории, так и в известных российских центрах.

Такое пристальное внимание к кадровым проблемам даёт свои результаты: два молодых конструктора - Артём Коровин и Илья Илюхин - заняли призовые места на областном конкурсе молодых инженеров и готовятся к российскому. Оба без пяти минут кандидаты наук, работают по тематике своего производства. Более тридцати перспективных практиков, занимающихся научными разработками, сделали доклады на проведённой в декабре заводской научно-технической конференции молодёжи. Тематика всех выступлений напрямую связана с производством.

В связи с новыми запросами, которые диктует время, ставится задача обновления технологии. В трудные 90-е не всё зависело от самого предприятия. Сегодня специалисты отмечают необходимость восстановления системы распределения на производство молодых специалистов из ведущих профильных вузов.

Есть немало молодых людей, которых необходимо привлечь на производство, создать условия для их продуктивной работы. Чтобы они, по крайней мере, не уходили из стен предприятия в модные супермаркеты, где их интеллект вряд ли пригодится, а решали сложные вопросы технического перевооружения производства.

Реальные перспективы связаны и с преобразованием колледжа: создание Регионального ресурсного центра позволит в полной мере обеспечить сочетание опыта и новаторства. В учебном заведении, подготовившем десятки победителей областных, региональных, Всероссийских конкурсов, на базе которого в течение семи лет проводится областной конкурс профессионального мастерства «Золотые руки», сегодня идёт закупка нового оборудования и инструментов мировых лидеров машиностроения. В скором будущем наряду с дипломом колледжа его выпускники смогут получить и международный сертификат Регионального ресурсного центра, и сертификат известной немецкой компании.

В колледже сумели не только сохранить квалифицированных мастеров производственного обучения, но и успешно пополнить штат преподавателей. После учёбы в вузе и нескольких лет работы в Москве вернулся в родной город один из лучших выпускников колледжа - Сергей Белозерцев. В своё время он был участником всероссийских конкурсов профессионального мастерства, лауреатом областных конкурсов, а теперь, после многоступенчатого обучения в России и Германии, станет преподавать в Ресурсном центре - обучать операторов станков с ЧПУ.

Жизнь показывает, что своевременная квалифицированная подготовка специалистов технического профиля является одним из важнейших условий успешной работы такого предприятия, как Воронежский механический завод.

Их не заменит огромная армия юристов и экономистов.


Дарю надежду

Есть в мире люди, неравнодушные к проблемам других. Одна из них – студентка Воронежского института физической культуры Татьяна Черных. Уже больше года она занимается оздоровительной гимнастикой с детьми с ограниченными возможностями в Центре реабилитации «Парус надежды».


Татьяна Черных ведёт занятие.

Татьяна с десяти лет занимается спортивной гимнастикой, стала мастером спорта. Поэтому выбор будущей профессии был очевиден. Но оказалось – не совсем. Ещё при поступлении в институт девушка решила, что обязательно будет помогать людям. Её выбор пал на направление адаптивной физической культуры.

Около года назад она начала работать в «Парусе надежды». Её подопечные - ребята от одного года до 16 лет. У всех различные заболевания - от сколиоза до детского церебрального паралича. Татьяна проводит занятия в бассейне. Вместе со специально разработанным комплексом упражнений для каждого ребёнка она подбирает их индивидуально.

- Бывает и тяжело. Ведь работа будет эффективной только тогда, когда между инструктором и ребёнком найден контакт. Наладить отношения не всегда получается с первого занятия, порой на это уходит несколько недель. Однако потом результаты просто поражают. Самое главное в работе – это доброе открытое отношение к ребёнку. А ещё настоящие чудеса может творить простая улыбка, - делится со мной Татьяна.

Она работает по шесть часов пять дней в неделю. Но это время для нее проходит быстро, потому что работа – любимая.


Спорту – день, учёбе – время

Здоровье | В Воронежской медакадемии даже студенческий праздник превратили в торжество здорового образа жизни

- Татьянин день – это что-то трепетное, нежное. У меня такие ассоциации, - поделился студент второго курса Воронежской медицинской академии Руслан Мошуров.

- И я его так же воспринимаю. Кругом снег, но в небе всё больше синего. В просветы солнце проглядывает. Это первый признак скорой весны. Разве не замечательно?! – восклицает Лилит Аракелян, третьекурсница.


Студенты ВГМА Лилит Аракелян и Руслан Мошуров

Вообще-то, у студентов идёт сессия. Но в Татьянин день будущие врачи плавают. Нет, не подумайте, что не в состоянии ответить на вопросы экзаменаторов. В бассейне академии с утра на самом деле проходят заплывы участников Всероссийского фестиваля спорта (и соревнования по дартсу). Решение об этом принято советом ректоров медицинских вузов. Поэтому ВГМА в эти дни принимает делегации коллег десяти вузов Центрального федерального округа – около ста сверстников.

А всё потому, что в прошлом году, в основном благодаря энергичным усилиям ректора ВГМА Игоря Есауленко, у академии появился спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном.

В вузе проходит планомерная работа по формированию здорового образа жизни.

«Если хотите, то это наша вузовская «национальная идея». Врач должен быть в первую очередь сам здоров. И должен увлечь здоровым образом жизни других, - пояснил проректор по воспитательной работе и заведующий кафедрой судебной медицины ВГМА Владимир Бахметьев.– Человек по своей сути – существо зависимое, так почему бы не позаботиться о здоровых привычках: не курить, не пить, не употреблять наркотики! Этим мы системно занимаемся все последние годы».

К слову, на территории ВГМА не курят. Правило действует на всех – от дворника до ректора. Спиртное не льётся даже на банкетах. Физкультурные десятиминутки после двух часов на лекциях, занятия в 11 спортивных секциях, плавание по утрам и вечерам и так далее.

Результаты впечатляют. Согласно медстатистике, около 50 процентов студентов-медиков страны имеют хронические заболевания. Это, увы, даже не удивляет. Поражает другое: студенты ВГМА далеки от этих цифр. Потому что работает система формирования здорового образа жизни, созданная на научной основе.

Академия стала инициатором молодёжной Олимпиады «Сила поколения – вера, спорт, движение». Постарались привлечь всю учащуюся молодежь – от дошкольников до студентов. Получилось. На заключительном этапе олимпиада собрала до четырёх с половиной тысяч участников – приверженцев здорового образа жизни. Так что совсем не случайно этим летом на Селигере Владимир Путин вручил студентам ВГМА грант за развитие массовой физкультурной работы.

И вот продолжение – фестиваль спорта в почитаемый студентами всех поколений Татьянин день. С традиционной дискотекой вечером.

А наутро – снова за учебники: сессия – дело серьёзное.

Материалы подготовили Евгения Лежанина, Татьяна Петренко, Татьяна Юшкина

Источник: газета «Коммуна» №10 (25838), 24.01.2012г.


Возврат к списку