Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Три рецепта реставрации

28.01.2012

Три рецепта реставрации

Культура | Кольцовский театр в этом году вернётся в своё здание

Воронежскому академическому театру драмы имени Алексея Кольцова вот-вот исполнится 210 лет. Недавно минуло – внимание! – ровно 15 лет с того момента, как труппа покинула ветшающее здание на проспекте Революции. Долгожданное возвращение труппы в родной дом, конечно, стало отличным подарком и театру, и горожанам – безотносительно юбилея, Нового года и прочих дат. «Река Потудань» по рассказу Андрея Платонова – первый спектакль, показанный в историческом здании театра после завершения реставрации. Её история, растянувшаяся на полтора десятилетия, и есть самая настоящая драма, отлично иллюстрирующая проблему взаимоотношений общества и культуры. Но были и иные примеры…

Реставрация по-дворянски...

Официальным годом возникновения воронежского театра считается 1802-й. Лишь двадцать лет спустя труппа обзавелась собственным зданием на улице Дворянской. Затем оно не раз перестраивалось, усовершенствовалось и технически, и архитектурно – так было в 1839, 1847 годах.

Последним хозяином здания был титулярный советник Г.М.Веселовский, издатель газеты «Дон». Именно у него городская дума выкупила в 1884 году театр «в вечное потомственное владение города Воронежа».


Так выглядел театр в разные эпохи.

Первым делом власти задумались о капитальной реконструкции здания. Был приглашен известный московский архитектор Чичагов, проектировавший «Пушкинский» театр Корша, здание Московской городской думы, прекрасный театр в Самаре. Михаил Николаевич основательно продумывал акустические и иные сценические нюансы, важные для любого театра. Залы, спроектированные им, отличаются уникальной звукопередачей, они уютны, камерны и идеальны для работы труппы.

Итак, проектные работы начались в декабре 1885 года. Уже 16 января городская дума утвердила проект. Были оговорены сроки окончания работ – сентябрь 1886 года. То есть, на реставрацию здания отводилось пять (!!) теплых месяцев – зимой в те времена не строили. Работы начались в конце марта и были закончены точно в срок. 28 августа 1886 года здание стояло уже готовенькое, с полностью обновленной сценой, залом и интерьерами.

Через месяц состоялась первая премьера.

В какой-то момент выяснилось, что казенных денег для оплаты строительных работ не хватает. Необходимые средства были выделены городским головой Петром Капканщиковым и почетными гражданами Степаном Кряжевым, Николаем и Алексеем Клочковыми.

Ссуда была оформлена под 6 процентов годовых. Документы свидетельствуют, что даже двенадцать лет спустя деньги так и не были полностью возвращены...

...по-советски

В 1937 году начался новый этап обновления здания – по проекту архитектора Н.В.Александрова здание изменило внешний вид, приобретя характерные черты «сталинского классицизма». Ну а потом грянула война…

В июне 1942 года во время авианалета немецкая бомба уничтожила треть здания – сцену и часть зрительного зала. Вскоре театр выгорел дотла.

25 января 1943 года город был полностью освобожден. Воронеж лежал в руинах. Первым делом начали восстанавливать водоснабжение, электросети, пекарни. Затем городские власти приняли решение восстановить драматический театр.

Шла война. Остро не хватало стройматериалов, рабочих рук. Нам сейчас сложно понять, чем было продиктовано столь «непрактичное» решение властей – казалось бы, можно было и обождать… Наверное, в то время восстановление красивейшего здания могло символизировать частичное возвращение к мирной жизни. Хотя до Победы ещё было ой как далеко…

На деле здание пришлось отстраивать заново. Актеры и сами активно участвовали в работах. Часто в качестве материалов приходилось использовать кирпичи соседских разрушенных домов.

Восстановление шло под личным присмотром председателя горисполкома П.А.Мирошниченко, который ежедневно инспектировал ход строительства.

Все работы возглавил Я.И.Портнов, исполнявший в те годы обязанности заместителя председателя горисполкома, бывший строитель – он находился на объекте с утра и до поздней ночи. Работы начались зимой 1943/44 годов. 31 декабря 1944 года сияющий огнями театр распахнул двери перед зрителями - в тот вечер давали «Горе от ума»...

...по-современному

Реставрация по-современному побила все рекорды против здравого смысла. В наше время, оснащенное разнообразной строительной техникой и технологиями, на реставрацию было потрачено 10 лет. Еще несколько ушло на разработку проекта. Для достижения подобного результата нужно обладать немалым равнодушием, неорганизованностью и необязательностью. Менялись президенты, мэры и губернаторы, каждый считал своим долгом сказать что-нибудь о необходимости скорейшей реставрации – сказать, но не сделать.

В 1996 году труппа покидает здание театра и переезжает в новое на улице Театральной, в тот момент еще недостроенное.

Спектакли играются на малой сцене, большая не готова к работе. Некоторые спектакли исчезают из репертуара: перенести их на малую сцену невозможно. И лишь в 2001 году вводится в эксплуатацию большая сцена, которую «театралы» сразу бракуют – зал оказался огромным, неуютным, с нехорошей акустикой. Вообще, новое здание – тот еще многострадальный долгострой.

Возводилось оно не один десяток лет и изначально планировалось совсем для иных целей, «партийно-съездовых» мероприятий, потому о вопросах акустики и прочих театральных капризах никто особенно не думал.

Чтобы общественность не печалилась, ей показывают комедию с участием некой американской звезды, личного друга Чака Норриса и прочая и прочая. Объявляется лотерея! Американец страстно убеждает граждан покупать лотерейные билеты, дабы собрать необходимую сумму. Он обещает за два года восстановить здание.

Ссылается на некий подобный опыт, имевший место в Кампучии и Зимбабве. Устраивает эффектные акции, запуская в небо воздушные шары со счастливыми лотерейными билетами. Кто получил выигрыш, куда делся блистательный американец и на что были потрачены те деньги, никто по сию пору и не знает…

Тем временем проектные работы идут. Не быстро. На разработку уходит «всего лишь» три года. Окончательный вариант принимается в 2001 году. Госбюджетом выделяется целый миллион рублей - столько стоит в те годы двухкомнатная «хрущевка». По самым минимальным подсчетам, для частичной реставрации требуется все-таки 20 миллионов – такую цифру озвучила главный архитектор Центральных научно-проектных реставрационных мастерских Ирина Смирнова.

Этой суммы не нашлось.

В 2005 году «спасителем» театра чуть было не становится известный воронежский предприниматель Александр Зверев. Не стал - вовремя остановили. Он выступает с предложением арендовать театр на 49 лет, чтобы подновить его и использовать по своему усмотрению. На встрече с коллективом щедро обещает, что «и спектаклям тоже место найдется». Эта гениальная в своей простоте идея получает поддержку со стороны мэра Бориса Скрынникова и руководителя Территориального управления Министерства имущественных отношений по Воронежской области Эльхана Микаилова.

Труппа бунтует и пишет обращения. «Спасительную» акцию Зверева остановило лишь личное вмешательство главного федерального инспектора по области Павла Кораблева, гарантировавшего неприкосновенность театра: «Это здание памятник истории и он должен быть сохранен именно в этом качестве».

В это же время «Единая Россия» обещает взять вопрос о реставрации под свой контроль. На фасаде здания появляется здоровущий баннер, оповещающий горожан о благих намерениях «единороссов», ну и заодно маскируя здание от особо критических взглядов. Государство на реставрацию выделяет 17 миллионов рублей, еще 7 обещает дать облбюджет.

А в 2008 году коллектив театра пишет обращение, убедительно, но деликатно призывая ускорить работы. Труппе почему-то невтерпеж встретить 200-летний юбилей Алексея Кольцова в своем старом доме. Обещание дано – сдать театр к октябрю 2009 года! Тут место паузе…

Итак, драматический спектакль «Реставрация», похоже, всё-таки завершается. В нём в разных ролях участвовали первые лица области, города, культурная общественность.

Мы же были зрителями, и все эти долгие годы смотрели, как бессовестно и цинично можно относиться к своему историческому наследию и культуре. Видели, как упорно и терпеливо боролись за спасение театра неравнодушные. Радовались, как быстро и споро пошли работы, когда у власти оказался человек, не равнодушный к культуре и обществу.

Мы желаем Кольцовскому театру долгой и счастливой творческой жизни, ярких премьер, больших актеров и великих режиссеров, зрительской любви и почитания.

Пусть он по-прежнему остается в числе лучших театров страны – в конце концов, это заслужено.

Татьяна ЮРИНА

P.S. Губернатор Алексей Гордеев встретился с художественным руководителем Воронежского академического театра драмы имени А.В.Кольцова Владимиром Петровым. В ближайшие месяцы труппа представит зрителям новые спектакли уже на сцене реконструированного исторического здания «Городского зимнего театра». Однако работа на двух сценических площадках – в здании на улице Театральная,17, и в старом – продолжится до тех пор, пока не будет подготовлен полноценный репертуар для обновлённой сцены. Все премьеры будут готовиться уже для исторического здания.

В театре пока нет специальных цехов по изготовлению декораций, всё необходимое приходится заказывать в Москве. Создав собственные мастерские, театр смог бы не только оптимизировать свои расходы по изготовлению костюмов и декораций, но и обеспечить всем необходимым театры Воронежа и даже соседних регионов. Губернатор отметил, что Правительство области будет и в дальнейшем уделять серьезное внимание решению проблем театра, сообщает Управление по взаимодействию со СМИ Правительства области.

Источник: газета «Коммуна» №13 (25841), 28.01.2012г.


Возврат к списку