Поиск по сайту:
26.04.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
25.04.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
24.04.2024
Государственный кадастровый учет
23.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
21.04.2024
Минуло 69 лет с тех пор, как после жестоких сражений Воронеж был освобождён от врага. И чем дальше уходим мы от той войны, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становятся свидетельства истории военного времени.
К сожалению, мы имеем примеры и того, как всё чаще и изощрённей искажается историческая реальность Великой Отечественной войны. Поэтому газета «Коммуна», продолжая традиции, на своих страницах постоянно пишет о подвиге защитников города, а журналисты не упускают возможности раскрыть читателям новые факты и подробности событий тех героических дней.
Встреча с ветеранами в редакции газеты «Коммуна», которая проходила по инициативе Комитета по делам национальностей Воронежской области, как всегда, собрала большой круг участников. На этот раз в День освобождения Воронежа у нас собрались и защитники города, и призванные на фронт выходцы из Воронежа, и даже бывший сын полка, а также руководители национальных диаспор.
- Название газеты «Коммуна» в переводе с французского звучит как «общество, община», и мы хотим быть общиной, которая бы объединяла людей разных национальностей, разных верований, разных политических взглядов, - подчеркнул главный редактор газеты Виктор Руденко . - Только наше единство поможет сохранить мир и стабильность в обществе, сохранить Россию, чтобы она была крепкой и сильной и противостояла всем существующим вызовам и угрозам.
- Мы выиграли войну потому, что были вместе и воевали за правое дело, - продолжил беседу председатель Комитета по делам национальностей, руководитель чеченской общины Аднан Носаев . – И мы благодарны и тем ветеранам, которые сегодня здесь с нами, и тем, кого уже нет, и тем, кто остался на поле боя, за то, что мы сегодня живём.
Кстати, в годы Великой Отечественной газета «Коммуна» тоже воевала - с первого и до последнего дня войны. Конечно, журналисты не ходили в атаку в буквальном смысле слова, но своим острым оружием в борьбе с врагом – словом, воодушевляли бойцов, вселяли уверенность, что победа будет за нами. Газету сбрасывали с самолётов на оккупированную территорию.
Когда вражеские войска вошли в Воронеж, «Коммуна» продолжала выходить в Анне и Борисоглебске. Одна из постоянных тем заметок и статей тех лет – взаимопомощь, взаимопонимание людей разных национальностей как на фронте, так и в тылу.
- Каждый из присутствующих здесь имеет отношение к войне – у каждого кто-то из родных или близких воевал или погиб, - сказал председатель азербайджанской общины «Хазар» Эльдар Садыгов.
Кстати, имя его близкого родственника высечено на постаменте памятника Славы в числе погибших. А рядом, на Курской дуге, воевал его отец.
«Посмотрите на каждый такой мемориал – и в Воронеже, и в других городах и сёлах, через которые прокатился смерч той страшной войны: везде в числе погибших десятки и сотни русских, украинских, дагестанских, азербайджанских, армянских, узбекских, таджикских, чеченских и других фамилий», - подчеркнул Садыгов.
Клавдия Маняхина всю жизнь жила и работала в Воронеже. В 1942 году ей исполнилось 18 лет, и, как только узнала о мобилизации, сразу пошла в военкомат. Военком посмотрел на хрупкую девчушку и по-отечески посоветовал идти домой, но Клавдия была непоколебима в своём решении. Её направили в силы противовоздушной обороны, в её обязанности входило своевременное оповещение о воздушных налётах вражеской авиации.
- Мы начали службу в конце июня, когда были самые жестокие бомбёжки Воронежа, - вспоминает Клавдия Петровна. – Это было ужасное время, весь город горел. Фашистские самолёты заходили бомбить город так часто, что нам приходилось быть на посту без сна и отдыха. Больно было видеть разрушенный Воронеж, но ещё больнее – тысячи жертв безумной бойни.
В 18 лет Клавдия Маняхина стала командиром поста, а после освобождения города, вместе с зенитчиками, участвовала в сражениях на Курской дуге.
- Я уверена, и война это доказала, что вместе мы можем сделать всё, а порознь – ничего не получилось бы, - подчеркнула Клавдия Манякина.
А вот Владимир Нежельский рассказал о том, как освобождали Воронеж боевые части. Он также уверен в том, что именно «дружба народов помогла нам победить». После ранения в районе Подгорного он попал в госпиталь, а после выздоровления был направлен в роту противохимической защиты, так как ждали применения врагом отравляющих веществ. Прошёл Украину, Польшу, Германию, а День Победы встретил в Праге.
Пришлось уже после войны Владимиру Нежельскому два года работать на Семипалатинском полигоне, где принимал участие в испытаниях ядерного оружия.
Юрий Восканян, представитель армянской общины, рассказал, что столь необычное имя для армянина у него имеет свою предысторию, связанную также с боевым братством. Отец служил «вторым номером» у пулемётчика, русского парня Юрия. «И вот эта дружеская спайка оказалась настолько сильной, что даже сыну, то есть мне, дано было имя побратима», - отметил Юрий Восканян.
- В моём экипаже штурманом служил башкир, радистом – молдаванин, воздушным стрелком – русский. И разве мы могли когда-либо подумать о том, что возможен делёж по национальному признаку?! - продолжил разговор Иван Малов, служивший в годы войны лётчиком бомбардировщика.
Сегодня в Вороронежском КБ химавтоматики Ивана Александровича считают человеком уникальным – он прошёл войну с 1942 года и до Дня Победы и уже полвека трудится конструктором космической техники. Бодрая походка, жизнерадостная улыбка – таким мы увидели этого человека, перешагнувшего 90-летний рубеж.
Примечательно, что, заметив среди собравшихся председателя узбекской общины «Ватан» Нишона Гульмирзоева, он подошёл к нему, крепко пожал руку и обнял. В послевоенные годы Иван Малов 12 лет служил в Андижане и с благодарностью вспоминает гостеприимство и поддержку местных жителей.
А ставший в годы войны «сыном полка» в авиационной эскадрильи Сергей Грищенко вспомнил «самолёт с мандаринами». В Ташкенте есть авиационный завод, на котором в годы войны строились сотни боевых машин, их переправляли на фронт сами лётчики. И вот однажды на прифронтовой аэродром прилетел транспортный самолёт с техниками, а в нём стояли ящики с мандаринами. Для полуголодного мальчишки это было даже лучше, чем новогодний подарок. А в голове на всю жизнь укрепилась мысль: «Ташкент – город хлебный».
Сергей Евгеньевич считает, что сегодня, когда в Узбекистане существуют экономические трудности, надо с пониманием отнестись к вынужденной трудовой миграции узбекских граждан и оказать теперь им помощь и поддержку.
- Уходят из жизни ветераны – к сожалению, мы ещё не можем отменить старость, но нельзя допустить, чтобы с ними ушла память, - продолжил разговор председатель городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Вячеслав Раздайбедин. - Сегодня среди ветеранов защитников Воронежа осталось всего 159 человек, а год назад было почти в два раза больше. И свидетельства очевидцев тех событий – это неоценимый пример патриотизма и любви к своей земле. Давайте их собирать, сохранять их воспоминания и передавать будущим поколениям.
Председатель греческой общины «Эллада» Эдуард Манулиц предложил ветеранам принимать участие в уроках дружбы в школах города и области, которые намечены в планах работы Комитета по делам национальностей.
Эстафету преемственности в формировании патриотических ценностей у подрастающего поколения и воспитания настоящих защитников Отечества сегодня уже подхватили ветераны Афганистана.
Председатель регионального отделения Союза ветеранов Афганистана Владимир Михайленко рассказал о том, что из Воронежской области прошли афганскими боевыми дорогами 5700 человек, из которых не вернулись домой 155. Многие получили ранения различной степени тяжести. Впрочем, и цифра вернувшихся тоже начала скудеть с каждым годом…
О подвигах представителей казачества в годы войны говорил атаман Северо-Донского казачьего округа Виктор Галушкин.
Пришла на встречу поздравить ветеранов председатель Консультативного совета общественных объединений при региональном отделении партии «Единая Россия» Людмила Никитченко.
- Главное – сохранить память, чтобы не угасал интерес к событиям Великой Отечественной войны, лучшим примерам патриотизма других лет, - подытожил главный редактор газеты «Коммуна» Виктор Руденко . - Народ без истории – это не народ, а население, которое легко рассеять и уничтожить.
Дмитрий ДЕНИСЕНКО
Из статьи Владимира Путина «Россия: национальный вопрос»
Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. С неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. С громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве.
Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими.
Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки. Как и этнические татары, евреи, белорусы…
Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России – под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о «расовой чистоте», о необходимости «завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа». Чтобы в конечном счете – заставить людей своими руками уничтожать собственную Родину.
Попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Да и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле.
Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. И этот выбор русский народ подтверждал раз за разом – и не на плебисцитах и референдумах, а кровью. Всей своей тысячелетней историей.
Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию.
Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь.
Нам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной.
Источник: газета «Коммуна» №13 (25841), 28.01.2012г.