Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Статус, подтверждённый авторитетом

31.01.2012

Высшее образование| Огромный научный и образовательный потенциал, гармонично воплотивший в себя фундаментальность и инновационность, вывел Воронежский государственный университет в первую пятёрку среди ведущих вузов России

Проректор ВГУ по стратегическому
развитию и интеграции Елена Чупандина
.
Тема присвоения Воронежскому государственному университету статуса федерального стала в 2011 году одной из главных на региональном образовательном пространстве. Давно и успешно перешагнув рамки классического университета, ВГУ весь год настойчиво привлекал к себе внимание яркими и знаковыми событиями: будь то утверждение в должности молодого и динамичного ректора Дмитрия Александровича Ендовицкого, посещение вуза Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, подписание в стенах университета Соглашения о сотрудничестве между Советом ректоров и Правительством Воронежской области.

Большие и амбициозные задачи сплотили и укрепили призванную их решать команду. Среди тех, кто формирует её повестку дня и составляет часть имиджа университета, - проректор ВГУ по стратегическому развитию и интеграции Елена Чупандина.

- Елена Евгеньевна, вам как руководителю, работающему над «Стратегией экономического развития Воронежской области – 2020» региональной экспертной группы «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика», хорошо известен как потенциал экономики области, так и то, какое место в ней может быть отведено Воронежскому государственному университету. Что, на ваш взгляд, указывает на готовность вуза принять статус федерального университета?

- В настоящий момент ВГУ - это крупный образовательный, научный, культурный центр региона, входящий в первую десятку ведущих классических университетов страны. В нем обучается около двадцати тысяч студентов по 228 основным образовательным программам, в том числе по 138 магистерским. Университет реализует многоуровневую систему дополнительного профессионального образования по 114 программам.

Инфраструктурную основу деятельности ВГУ составляют 18 факультетов, пять научно-исследовательских институтов, Центр индустрии наносистем и нанотехнологий, технопарк, Центр коммерциализации технологий, Центр коллективного пользования научным оборудованием, крупнейшая в регионе Зональная научная библиотека, имеющая более 3 млн. экземпляров книг, издательско-полиграфический центр, заповедник «Галичья Гора», ботанический сад и восемь музеев.

Стратегическая цель Центрально-Европейского федерального университета состоит в формировании университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России, Центрального федерального округа, повышение конкурентоспособности российских образовательных услуг и технологий на глобальном рынке.

В университете работают всемирно признанные ведущие научные школы в области материаловедения, нанотехнологий, биохимии и молекулярной биологии, геологии, неорганической химии, радиоэлектроники и энергетики. Число публикаций, выполненных в ВГУ и проиндексированных в базе данных Web of Science, составило 4400, Хирши-индекс университета равен 30, что соответствует уровню существующих федеральных университетов (Поволжский – 6175 и 45, Южный – 8200 и 46, Сибирский – 1540 и 18, Уральский – 1975 и 32 соответственно).

О научном потенциале университета свидетельствует наличие 25 докторских диссертационных советов и 14 периодических научных изданий, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии.

ВГУ входит в четверку университетов России по числу обучающихся иностранных студентов и числу международных контактов с ведущими университетскими центрами зарубежных стран. Подготовка иностранных граждан осуществляется более 50 лет.

За эти годы подготовлено около 15 тысяч иностранных специалистов из 126 стран мира. Среди них руководители министерств, видные деятели науки, образования и культуры своих стран.

Воронежский государственный университет – это крупный образовательный, научный, культурный центр региона, входящий в первую десятку ведущих классических университетов страны. В нем обучается около двадцати тысяч студентов по 228 основным образовательным программам, в том числе по 138 магистерским.
Университет реализует многоуровневую систему дополнительного профессионального образования по 114 программам. Инфраструктурную основу деятельности ВГУ составляют 18 факультетов, пять научно-исследовательских институтов, Центр индустрии наносистем и нанотехнологий, технопарк, Центр коммерциализации технологий, Центр коллективного пользования научным оборудованием, крупнейшая в регионе Зональная научная библиотека, имеющая более 3 млн. экземпляров книг, издательско-полиграфический центр, заповедник «Галичья Гора», ботанический сад и 8 музеев.

Результаты сравнительного анализа ключевых показателей деятельности ВГУ и федеральных университетов послужили основанием для ректора университета Дмитрия Ендовицкого сформировать стратегическую цель для коллектива университета - повышение статуса университета.

- Со стратегическим развитием всё более-менее понятно. А что подразумевает под собой понятие «интеграция»?

- В широком смысле слова интеграция представляет собой процесс сближения и развития устойчивых связей с предприятиями и организациями бизнес-сообщества, органами власти, направленный на построение взаимного сотрудничества со всеми заинтересованными в развитии области, округа сторонами.

Несомненно, университет всегда уделял этому вопросу значительное внимание, поскольку у нас есть понимание роли и места высших образовательных учреждений в системе инновационной экономики России. Вместе с тем в последнее время это понятие для нас получило дополнительное содержание – это возможное объединение вузов.

Каким образом оно будет происходить, пока сказать трудно. Во многом это будет зависеть не столько от наших желаний и предпочтений, сколько от государственной политики в области высшего профессионального образования и, в частности, федеральных университетов.

Пока мы изучаем те модели интеграции, которые реализованы действующими федеральными университетами. Их – две.

Первая - механическое объединение с другими вузами. Вторая – поглощение. У обеих моделей есть свои плюсы и минусы. Наша позиция обозначена в концепции создания и развития Центрально-Европейского федерального университета – мы не хотим идти по пути поглощения других вузов.

- Почему?

- Тому – масса причин. Наш вуз имеет достаточно высокий образовательный, научный потенциал, и мы не нуждаемся в его укреплении. Кроме того, мы опасаемся размывания некоторых аккредитационных показателей при объединении.

Не секрет, что остро стоит вопрос о судьбе педагогических вузов. Есть основания ожидать их передачи на баланс области. Небольшое количество педагогических вузов сможет сохранить свой федеральный статус, став межрегиональными центрами педагогического образования. У нас в Воронежской области для этого созданы все предпосылки. Но опять же вопрос модели интеграции будет не только нашим решением. Поэтому самое правильное сейчас – взять паузу и дождаться официального решения по вопросу статуса ВГУ.

- Гипотетически представим: ВГУ дали «зелёный свет», он получает статус федерального университета. Что за этим последует? Какие будут первые шаги вуза в новом статусе?

- Ну, прежде всего, будем радоваться нашей большой общей победе. Если серьёзно, то, конечно, мы проработали алгоритм своих действий. И первым шагом будет изменение организационной структуры вуза.

- Университет будет прирастать новыми территориями в новом статусе?

- Конечно. При всей нынешней мощи ВГУ в настоящий момент мы уже нуждаемся в дополнительных образовательных и научных площадях. Мы активно работаем над решением этой задачи. Наряду со строительством нового корпуса экономического факультета нами запущен проект по строительству ИТ-инкубатора, общей площадью более 11000 кв.м. Источником финансирования выступят средства от победы в конкурсе программ стратегического развития вузов, объявленного Министерством образования и науки. Следует отметить, что эта победа была трудной, в конкурсе участвовали 259 вузов, в том числе и шесть воронежских.

В рамках ЦЕФУ заложено строительство на территории Ботанического сада университетского кампуса, включающего общежитие для магистрантов, гостевого дома для аспирантов и приглашенных исследователей, учебно-лабораторного корпуса и здания бизнес-инкубатора.

- Надо полагать, что и в наступившем 2012 году ВГУ снова будет в центре внимания вузовского сообщества…

- Безусловно, на нас будут смотреть со всех сторон. В том числе и московские вузы, которые до сих пор недоумевают, как так могло случиться, что, на их взгляд, периферийный университет взял и замахнулся на столь высокий статус? Это, видимо, заложено в менталитете. Москва всегда считала, что брендовые вещи должны создаваться только в столице. Ну, разве что ещё в Северной столице – в Санкт-Петербурге.

- Какие стратегические цели будут стоять перед уже федеральным вузом?

- Стратегическая цель Центрально-Европейского федерального университета состоит в формировании университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России, Центрального федерального округа, повышение конкурентоспособности российских образовательных услуг и технологий на глобальном рынке. Путь к этой цели будет базироваться на интеграции инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, достижений фундаментальной и прикладной науки в деле подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производства и социально-экономического управления – как важнейших факторов экономического роста Центрального федерального округа.

ЦЕФУ необходимо будет сформировать конкурентоспособную на мировом уровне образовательную систему путём создания и развития университета инновационного типа. Развитие фундаментальной науки и проведение прикладных исследований, направленных на обеспечение научно-технологического прорыва в приоритетных направлениях развития высоких технологий, социально-экономической сферы и решения национальных интересов России – вторая задача, стоящая перед федеральным университетом. Обеспечение интеграции между образовательным процессом, фундаментальными и прикладными исследованиями и уровнем благосостояния общества путём создания вокруг университета инновационной среды: бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов и инжиниринговых фирм – вторая задача федерального вуза.

В области международной деятельности ЦЕФУ создаст совместные с ведущими университетами мира программы «двойных дипломов», свои филиалы и представительства за рубежом, Центр повышения квалификации преподавателей и сотрудников, занятых международным сотрудничеством и обучением иностранных граждан в России и стран СНГ, Балтии и стран дальнего зарубежья, Центр русского языка для стран Азии и Африки.

- Есть большой вопрос, какое место в системе высшего образования занимают сегодня классические вузы?

- По моему мнению, классические университеты были и есть основой образовательного пространства России. В защиту своему утверждению приведу несколько фактов. Так пять из девяти федеральных университетов созданы на базе классических университетов - это раз. Фундаментальность и инновационность классического университетского образования, основанная на большом научном и образовательном потенциале, – это два. И третье – это широкая возможность междисциплинарных исследований.

Есть мнение, что классические университеты постепенно теряют свои позиции на рынке образовательных услуг, поскольку в условиях «экономики потребления» наиболее востребованы специалисты отраслевых вузов.

Это извечный спор из разряда: какая буква главнее в алфавите. Классический университет – обязательный элемент российской образовательной системы.

- Можно ли уже конкретно говорить о расширении существующих факультетов университета, создании новых факультетов и специальностей?

- Да. Помня о том, что изначально классический университет обязан иметь сильное медицинское направление, мы прорабатываем вопросы открытия нового направления инженерных специальностей в этой области. У нас есть хороший задел для этого. Например, физический факультет осуществляет подготовку специалистов для обслуживания томографов новейших поколений.

В сентябре 2011 года ВГУ посещал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В ходе визита шёл разговор об открытии богословского факультета. В настоящий момент мы приступили к реализации этого проекта, первым этапом стало решение Учёного совета университета о создании кафедры религиоведения.

- На последнем Совете ректоров вузов Воронежской области как раз шёл разговор о том, чтобы как можно скорее актуализировать специальности наших вузов…

- Состояние профессионального образования в нашей области повторяет российские тенденции и характеризуется смещением его структуры в сторону высшего образования при значительной потребности реального сектора экономики в рабочих специальностях, а также незначительным сопряжением рынка труда со структурой выпускников вузов. По моему мнению, решение этой проблемы требует системной работы, основанной на консолидации усилий вузов и работодателей, и включает несколько направлений:

- формирование содержания профессионального образования, с обязательным учётом требований региональной экономики и запросов крупных потребителей на выпускников того или иного направления/специальности;

- расширение концепций управления качеством профессионального образования.

К наиболее широко применяемой концепции «определения соответствия знаний и умений выпускника требованиям образовательному стандарту» необходимо добавить концепцию «соответствие скрытым потребностям», т.е. вузы должны знать, какие специалисты и в каком количестве потребуются в перспективе. ВГУ на постоянной основе проводит крупные маркетинговые исследования по выявлению кадровых потребностей реального сектора экономики Воронежской области, результаты которых ложатся в основу новых образовательных программ.

Вместе с тем это сложный процесс, поскольку существует определённый временной промежуток между затребованными компетенциями необходимых реальному сектору экономики специалистов и временем их подготовки; - проведение совместных с работодателями образовательных и научных проектов.

Обучение через всю жизнь является отличительной стороной образовательной системы, построенной в ВГУ. Ее основные элементы - довузовская подготовка – подготовка бакалавров, магистров, специалистов – интернатура, аспирантура и докторантура – дополнительное профессиональное образование – программы повышения и переподготовки специалистов..

Мы реализуем значительное число совместных научно-образовательных проектов с российскими и зарубежными работодателями (корпоративный университет «ЭФКО», научно-образовательные центры с крупнейшими ИТ-компаниями).

- Мы можем говорить о том, что ваших выпускников, готовых работать в инфраструктуре современных предприятий, уже ждут рабочие места?

- Взаимодействие с работодателями является одним из важнейших направлений деятельности университета. В последние годы произошли качественные изменения в выстраивании новых связей университета с наиболее крупными организациями и предприятиями, играющими значительную роль на региональном рынке труда. Сложилась внутривузовская система трудоустройства выпускников, предусматривающая различные формы взаимодействия с работодателями. Выпускники ВГУ традиционно востребованы как в регионе, так и за его пределами. Как следует из опросов работодателей, выпускников университета отличает не только высокая квалификация, но и высокая мотивация к непрерывному обучению.

- Непрерывное образование актуальная тема. Возможность обучения в течение всей жизни сегодня – один из инструментов модернизации как социальной, так и экономической жизни.

- Обучение через всю жизнь является отличительной стороной образовательной системы, построенной в ВГУ. Ее основные элементы - довузовская подготовка – подготовка бакалавров, магистров, специалистов – интернатура, аспирантура и докторантура – дополнительное профессиональное образование – программы повышения и переподготовки специалистов.

- Елена Евгеньевна, всё, о чём мы с вами говорили, свидетельство того, что ВГУ создал огромный задел на будущее. Пусть недоумевают москвичи, но у воронежцев есть все предпосылки для серьёзной конкуренции со многими столичными (и не только) вузами. Что из накопленного багажа университет готов использовать в первую очередь?

- Авторитет. Созданный многими поколениями педагогов и учёных образовательный и научный потенциал, традиции ВГУ обеспечили нам лидерские позиции в образовательном пространстве. Во главе с ректором университета Дмитрием Александровичем Ендовицким и при поддержке губернатора области Алексея Васильевича Гордеева мы будем продолжать движение вперёд и надеемся, что наши усилия не останутся незамеченными.

Беседу провела: Наталья Столповская

Источник: газета «Коммуна» №14 (25842), 31.01.2012г.


Возврат к списку