Поиск по сайту:
03.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
02.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
01.05.2024
Государственный кадастровый учет
30.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
29.04.2024
Зрители со стажем хорошо помнят его отца, тоже Александра Новикова, много лет проработавшего в Воронежском академическом театре драмы имени Алексея Кольцова, снимавшегося в кино, - яркого, самобытного, острохарактерного артиста на роли «социальных героев». Так что с выбором профессии мудрить не пришлось – пошёл по стопам отца.
- Я окончил Воронежский институт искусств, тот единственный курс, который Глеб Борисович Дроздов, тогдашний режиссёр нашей драмы, вёл от начала и до конца, - начинает нашу беседу Александр Новиков-младший. - Он был сторонником ранней профессионализации, поэтому мы с первого курса уже участвовали в его спектаклях, бегали в массовках, приобщались к закулисной жизни. Будучи студентом четвёртого курса, я получил приглашение от Михаила Васильевича Логвинова, тогдашнего главрежа ТЮЗа, сыграть Мариуса в «Отверженных» Виктора Гюго. Это была большая и довольно сложная роль.
Спектакль шёл два вечера, и мой герой проходил путь от пылкого романтичного юноши до расчётливого дельца. К трудностям работы над ролью прибавились трудности вхождения в новый коллектив. Но, кажется, я успешно со всем справился, и вот с 1983 года и по сей день работаю в ТЮЗе. Сыграл в общей сложности свыше ста ролей.
- Был такой фильм «Тупой жирный заяц» - об артисте ТЮЗа. Там показано столько негативных сторон подобной деятельности, что любой нормальный человек в ужасе бы отвернулся и не то что артистом – зрителем бы перестал быть. А как вы считаете, существует ли всё-таки тюзовская специфика, и если да, то в чём она состоит?
- Это зависит от того, где поставить ударение в словосочетании «Театр юных зрителей». Можно на слове «юных», можно – «зрителей». А для меня главное слово – «театр», то есть зрелище. Юного зрителя нужно удивить, взять в плен, заинтересовать. И тогда он на всю жизнь останется преданным зрителем, разовьёт в себе вкус к более сложным театральным формам. Так что наша миссия очень важна.
И я никогда не испытывал комплексов от того, что работаю именно в ТЮЗе. Когда ходил в молодых, то было такое разнообразие ролей! Не думаю, что в драме выпало бы что-нибудь подобное. Конечно, с возрастом ролей становится меньше. Но можно ведь попробовать себя в чём-то другом.
- Например, в режиссуре? У вас состоялся не так давно очень удачный спектакль – «Трое на качелях» Лунари. Признаться, я была приятно удивлена высоким уровнем профессионализма этой работы. И в определении стиля постановки, и в тщательной работе с актёрами, и в точности сценографии. Вы ведь специально не учились режиссуре?
- Глеб Борисович читал нам спецкурс «Основы режиссуры». А его репетиции? Его разборы пьес и ролей – вот лучшая школа. Не всякого актёра тянет пробовать себя в режиссуре, но мне захотелось. Причём хочется разных решений. Вот последний спектакль («Малыш и Карлсон». - Л.Р.) я немного осовременил: и Малыш у меня старше, и мама его – в разводе, пытается устроить свою личную жизнь, и Карлсон – персонаж, который прилетает не к нему одному, а туда, где в нём нуждаются. Есть и ещё замыслы, например, поставить целиком пластический спектакль.
Нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда тебе что-нибудь предложат. Самому надо быть активным. А то вот раз – и тебе уже пятьдесят. А сколько ещё хочется сделать!
- Ну, пятьдесят – это возраст расцвета. Вам ведь с разными режиссёрами приходилось работать. Какие роли особенно запомнились?
- С каждым режиссёром было по-своему интересно: с Михаилом Бычковым, конечно, особенно в «Лапшедроме», потом, уже в Камерном, я играл у него Орсино в «12-й ночи». С Михаилом Поляковым – Швохнева делал в «Игроках» и Жеронта в «Плутнях Скапена». Они актёрам ставят задачу чётко и ясно и приветствуют яркость и выразительность отделки. Очень помнится мне Тед Кайзер и работа над Хармсом – совершенно новые приёмы, другая школа – школа представления, мне в ней многое близко. С худруком нашим, Александром Латушко, – вот уже, наверное, лет 15 играю Пугачёва в «Капитанской дочке» - ценю эту работу. Близким показался мне и капитан Михасев в сравнительно новом спектакле «Не покидай меня».
- Вам идёт военная форма. Мне ещё очень нравится ваш Капитан в «Пеппи Длинныйчулок», решенный, кстати, методом школы представления. А что вы скажете об образе Правдина в «Недоросле»? Вам хотелось уйти от схемы?
- Ну да, уж очень он скучен в пьесе. Я стал размышлять: а зачем он берёт имение в опеку? Может, хочет к рукам прибрать? И всё мне представилось совсем в другом свете: государственный чиновник, пользуясь невежеством и безграмотностью Простаковой, ловко отбирает у неё имение. А следующим будет Скотинин, он же ему угрожает…
- Но в спектакле это только намечено, не раскрыто до конца.
- Не смог убедить режиссёра.
- А актуально бы прозвучало! Пьесе-то двести лет!
- Я бы пересмотрел отношение ко всем положительным героям в пьесе. Уж очень они нежизненны. Ну, может, со своими учениками поставлю…
- А вы преподаёте? Где?
- В студии творческого развития под руководством Хабенского. У меня старшеклассники. Это не подготовка актёров, цель другая: средствами искусства помочь раскрытию личности. Все тренинги деловых людей сейчас включают ролевые игры. Так что театр и тут помогает.
- А ваш сын не продолжил династию?
- Учится на факультете бизнес-информатики в национальном исследовательском университете (высшей школе экономики) в Москве. Престиж актёрской профессии сильно упал, платят мало, а в благородную миссию творчества мало кто верит.
- Как относитесь к критике?
- Стараюсь извлечь пользу из замечаний. Когда-то давно меня научил этому отец. «Смотри-ка, - говорил он, - как разнесли такого-то! Значит, задел, разбередил что-то». Негативные эмоции чаще сильнее, чем положительные.
Признаюсь: роли Александра Новикова мне, как правило, интересны. Он всегда старается внести в любую роль что-то своё. А рисунок яркий, выразительный, запоминающийся. Словом, профессионал. А это в наши дилетантские времена дорогого стоит.
Беседовала Людмила Романова,
театровед
Источник: газета «Коммуна» №24 (25852), 17.02.2012г.