Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Земляки. «Мой костер на дальнем берегу…»

22.02.2012

Недавно в культурно-досуговом центре Новохоперска состоялся очередной концерт певца и музыканта, земляка воронежцев, ныне проживающего в Крыму, в Симферополе, Константина Фролова.

Перечислять его творческие амплуа и почетные звания придется долго: Константин Юрьевич не только исполнитель вокальных произведений, где автор музыки и слов – он сам, но еще актер и режиссер, получивший за свою творческую деятельность звания Заслуженного артиста автономной Республики Крым, лауреата Государственной премии АРК в области литературы, обладатель двух «Золотых Таврид» за серию авторских фильмов, дипломант Московского международного кинофестиваля «Вертикаль».

В конце 2011 года мы смотрели выступление Константина Фролова по телеканалу «Культура» в передаче «Романтика романса» (конкурс «Романс-21 век») - наш земляк не просто принял участие в престижном музыкальном соревновании, но стал одним из немногих его лауреатов…

Итак, Крым его обласкал, Москва – заметила и отметила (и не раз!), а что же малая родина?

Малая родина, решением Администрации Новохоперского муниципального района, присвоила своему прославившему ее представителю звание Почетного гражданина Новохоперского муниципального района Воронежской области – о чем торжественно объявил перед началом концерта глава района Виктор Тихонович Петров.

В Крыму они оказались так. После окончания исторического факультета Воронежского пединститута Константин Юрьевич Фролов приехал работать на родину - директором Пыховской сельской школы. Приехал не один, а с женой Верой. Знакомство их состоялось на Черноморском побережье Кавказа во время летней практики в пионерском лагере «Артек». Со временем у романтически настроенной Верочки появилась идея: «А давай вернемся туда, где мы встретились! Только не на время, а навсегда!» И они уехали в Крым.

Поначалу все было, как в Пыховке: они устроились на работу по профессии – стали учителями сельской школы, под жилье получили маленький домик с большим участком земли, которую и принялись обрабатывать. Молодые учителя еще и домашнюю живность завели: в семье появились дети, а учительская зарплата в нашем государстве никогда не была большой.

Работа в школе, на земле и подворье отнимала много времени и сил и вполне могла бы поглотить их с головой, но… у Константина была гитара! И – неистребимое желание писать стихи! А стихи и музыка – это уже песня…

Первым из профессионалов, услышавших эти песни, был Народный артист СССР Юрий Богатиков – он приехал с концертом в сельский Дом культуры, в котором к тому времени Верочка уже была директором, а Константин Юрьевич вел музыкальные занятия с детьми.

После концерта знаменитого гостя Константин взял гитару и исполнил песни свои. Все закончилось тем, что Богатиков пригласил никому еще не известного музыканта и певца в гастроли по дружественной Германии…

А потом супруги Фроловы узнали, что в Симферополь приехал известный столичный режиссер и актер Андрей Ростоцкий. Вера собралась с духом и набрала гостиничный номер его телефона.

Теперь слушайте воспоминания самого режиссера.

«Как же это все-таки тоскливо – Симферополь в начале зимы. Как же это все-таки тоскливо – несколько раз в неделю рассказывать со сцены о своей жизни в кино и о творческих планах. И вдруг в эту метеорологическую и душевную хмарь тихо входит солнечный луч. Так вошли в мой гостиничный номер Костя Фролов, его гитара и жена Верочка. Именно эта маленькая очаровательная женщина, родившая троих детей, и устроила нашу встречу.

Не могу сказать, что я был в восторге после ее телефонного звонка, но отказать женщине не смог: что ж, придется потерпеть не только погоду, зрителей, но еще и крымского барда, посмотревшего фильм «Эскадрон гусар летучих» и посвятившего очередную свою весьма сомнительную по качеству песню Денису Давыдову и его друзьям.

Костя запел. Я заплакал…»

Собственно, на этом цитату можно и оборвать. Потому что все уже сказано. Двое мужчин станут друзьями – по жизни, по духу, по творчеству. Вот почему Костя так тяжело переживет утрату друга – в 2002 году Андрей Ростоцкий погибнет на съемках нового фильма.

Ношу, Андрюш, любимый твой жилет.
Твоя душа в нем иногда ночует,
Я этот запах, как собака, чую,
И тут же на земле ищу твой след.
Теперь затерян он среди планет…
Друг ушел, а он остался. Но теперь он был настолько силен, что дальше уже мог идти один. Точнее, со своей женой Верой. Именно тогда у них, уже работников драматического театра в Симферополе, появился замысел Театра для двоих. Стихи и музыку к литературно-музыкальным композициям пишет он, Константин. Он же – режиссер постановок. А Вера – партнер по сцене, хранительница домашнего очага. Это очень важная должность, если учесть, что страсть к путешествиям то и дело уводит мужа в плавание по далеким морям, или путешествие по Индии, или поездку в Рим…
Я однажды сознаюсь тебе, 
                 но с великим трудом,
Впрочем, это, скорее всего, 
                 лишь благие мечты,
Я скажу, что чертовски устал покидать 
                 этот дом,
Этот маленький остров,
                где правишь и царствуешь ты.
Этот крохотный город, 
                умытый твоею рукой,
Этот славный кусочек Вселенной
               с ковром на полу…
Наверное, в каком-то смысле это их общий итог – звания и регалии, которыми сейчас награжден ее муж. К тем, что уже перечислены, надо добавить еще одну – прошлогодний диплом лауреата Всероссийской литературной премии имени Николая Гумилева за верность классическим традициям русской поэзии, подписанный председателем правления Союза писателей России В.Н. Ганичевым…

– Ну а что же для нашего земляка теперь малая родина – город Новохоперск? – спросит читатель. – Навещает ли он ее, помнит ли?

И помнит, и навещает. Не так часто, как хотелось бы, и не на такое, как хотелось бы, продолжительное время. Чаще всего это бывают два-три дня, выкроенные из очередных концертных гастролей.

На этот раз случай был особый: Константин приехал, чтобы выступить перед земляками с концертом и получить очень важное, по его собственному призванию, для него звание. Кстати, и выступление артистов было на этот раз тоже не обычным. Это новая концертная программа, с которой супруги Фроловы выступили сначала в Москве, и не где-нибудь, а в салоне Зинаиды Волконской на Тверской, а затем – перед студентами ВГИКа, куда их пригласил друг семьи и почитатель таланта крымского барда Заслуженный артист России Александр Михайлов.

Новая программа посвящена событию большой исторической важности – 200-летию Бородинской битвы. Артисты уже получили приглашение на торжества, которые пройдут на Бородинском поле летом этого года, – их выступление будет составной частью общей концертной программы. Жители Новохоперска имели редкую возможность посмотреть и прослушать эту программу уже сейчас.

… Зрительный зал был полон. Среди пришедших на концерт не было, к сожалению, отца Константина – Юрия Константиновича Фролова, его, увы, уже нет в живых. А вот мама – была. Ольга Алексеевна до 78 (!) лет работала врачом в Новохоперской детской больнице. Сейчас – на заслуженном отдыхе.

Дом Ольги Алексеевны вполне можно назвать музеем сына. Здесь пианино, на котором Костя играл в детстве. На стенах – его фотографии, концертные афиши, программки. На полках - томики его книг. В одной из комнат – большой портрет Константина в форме подъесаула. Почему именно в ней?

Во-первых, потому, что в одном из своих спектаклей Костя играет белого офицера, а во-вторых, потому, что крымские казаки действительно приняли его в свои ряды. Есть еще и третья причина, которую хозяйка дома озвучила так: «А зачем его вообще было принимать, если он из рода потомственных военных? Все мои дядья – воронежские дворяне Кологривовы - служили в царской армии после окончания Санкт-Петербургского пажеского и Воронежского кадетского корпусов. Кстати, все мои тетки разговаривали по-французски. А мама имела чудесный голос, училась и пела в Киевской консерватории, а также православных храмах этого города…»

Кажется, теперь нетрудно понять, почему Константин Фролов стал тем, кем стал. И все-таки я не удерживаюсь от вопроса:

- Ольга Алексеевна, как вам удалось воспитать такого сына?

- Я его не воспитывала, я его просто любила! – был ответ.

Не поэтому ли, отдав должное дальним морям, континентам и странам, ее взрослый сын опять и опять возвращается мыслями на родину, в родной Новохоперск: «Так получилось, что я уехал из родного дома. И, тем не менее, я постоянно чувствую поддержку родного очага. Это мой костер на дальнем берегу, который меня всегда согревает…»

Как хорошо, что теперь он приезжает сюда еще и с концертами…

Наталья МОЛОВЦЕВА,
г. Новохоперск, Воронежская область

Источник: «Воронежская неделя», №8 (2045), 22.02.12г.


Возврат к списку