Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Мнение ученого. Что выберем в качестве приоритета?

24.02.2012

В программных статьях кандидата в Президенты РФ Владимира Путина затронуты важнейшие российские проблемы, напрямую связанные с созданием сильного государства, соответствующую вызовам времени

Юрий КОРЧАГИН,
эксперт

Российское государство, экономика, Армия и человеческий капитал

Проблемы качества и эффективности государства, обороноспособности страны, социальной политики и качества человеческого капитала тесно увязаны между собой.

Владимир Путин в своих трех статьях «Демократия и качество государства», «Строительство справедливости. Социальная политика для России» и «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» обсуждает несколько важнейших российских проблем, интегрированных в общую проблему создания качественного, справедливого и одновременно сильного государства, осуществляющего эффективную социальную и государственную политику, соответствующую вызовам времени.

Об экономической свободе и демократии

О демократии, либерализме, авторитаризме, роли и культе личности в России дискуссии особенно ожесточены. Сделал свой вклад и Владимир Путин в статье «Демократия и качество государства».

В развитых странах институты демократии формировались столетиями параллельно росту экономической свободы, качества жизни, развитию культуры, науки, экономики и ГО.

Иная ситуация была в странах с догоняющими экономиками, которые уже вошли в число развитых стран мира по экономическому развитию - Япония (34,3 тыс. долл. ВВП на душу в 2011г.), Финляндия (38,3), Израиль (31,0), Южная Корея (31,7), Сингапур (59,9).

В Японии экономическое развитие и формирование демократии происходило ускорено при участии США и под «присмотром» американской армии. Близкая ситуация была с Южной Кореей и Тайванем.

В Сингапуре авторитарный режим сохраняется до сих пор. И в то же время Сингапур - один из мировых лидеров по всем экономическим показателям, включая индекс экономической свободы. А экономическое развитие Сингапура, формирование экономической свободы и борьба с высокой коррупцией и преступностью осуществлялись при деятельной поддержке Великобритании.

В Европе христианские народы Словении (29,1), Чехии (25,9), Словакии (23,4), Эстонии (20,2), Польши (20,1) и некоторые другие при поддержке ЕЭС и других европейских международных институтов довольно безболезненно и быстро адаптировались к рыночным отношениям и создали достаточно эффективные институты демократии. Помогли досоциалистический опыт, рыночная ментальность населения и эффективная поддержка развитых стран.

В Португалии, которую Правительство РФ собиралось догонять, - 23,2; в России, даже при нынешних рекордных нефтегазовых доходах, - пока лишь 16,7 тыс. долларов на душу населения в 2011 году. Даже догнать бывшие соцстраны, как видим, вряд ли удастся с нынешней неэффективной системой управления страной, низкими темпами развития (скорее, деградации), с нынешней управленческой элитой и нефтегазовой экономикой.

Демократия (от греч. Demos - народ) - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Владимир Путин: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений».

Демократия - это, прежде всего, системное управление страной профессиональной элитой на основе права, свободных и честных выборов и реализации воли большинства населения.

В процессах развития первична экономическая свобода, на базе которой и формируется демократия. Люди постепенно привыкают к экономической свободе, к конкуренции; одни приобретают навыки и знания для обеспечения своих успехов в бизнесе, в политике, другие ограничиваются ролью наемных работников.

Как в развитых странах, так и в странах с догоняющими экономиками становление экономической свободы опережало становление и развитие свободы политической, становление демократии. Экономическая свобода постепенно «производила» и совершенствовала демократию. Сингапур - наглядное доказательство этого. Первые места по экономической свободе, конкурентоспособности экономики, ВВП на душу населения. И сохраняющийся до сих пор авторитарный режим.

Однако Сингапур - небольшая страна, которой можно эффективно управлять на определенном историческом отрезке даже «ручным» способом. Япония и Южная Корея сравнительно быстро перешли к демократии и, соответственно, к системному управлению.

Подчеркнем, что все страны, вошедшие в число развитых стран мира, опирались на поддержку развитых стран мира, в основном – США и Великобритании. И сомнительно, что без этой поддержки они смогли бы самостоятельно совершить свои рывки в исторически короткие сроки.

Эффективность государства

В названии статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства» логично было бы поставить на первое место «качество государства». На переходном этапе развития от командно-административной системы и тоталитарного государства к рыночной экономике и экономической свободе первична эффективность государства и государственных институтов.

Развитую демократию с нуля создать быстро в принципе невозможно, тем более в России с ее тысячелетней несвободой. Элементы же демократии можно вводить постепенно.

Владимир Путин: «Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества. Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов».

С первой частью фразы следует согласиться. Без эффективного государства пока в истории не создавалось и эффективной экономики. Но основы демократии в перечисленных выше успешных странах во многом были скопированы с развитых стран, в первую очередь англо-саксонских. Особенности японские, китайские, корейские и другие, разумеется, были сохранены вместе с языками и ментальностью, а базовые ценности и законы демократии были заимствованы. И от этого народы не пострадали, напротив, обогатились, используя достижения мировой науки и практики.

Широко используемый нормированный индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom, IEF) отражает, по существу, качество труда в его широком определении.

Индекс экономической свободы рассчитывается на основе 10 субиндексов: Свобода бизнеса, Свобода торговли, Фискальная свобода, Расходы правительства, Свобода цен, Свобода инвестиций, Свобода финансового сектора, Защита прав собственности, Уровень коррупции и Свобода рынка труда.

В рейтинге экономической свободы (The Heritage Foundation) - Россия на очень низком 143-м месте из 183-х (2011г.). Причем сам индекс сохраняет свое очень низкое значение с самого начала его расчетов (1995г.). Любопытно, что рейтинг по Индексу восприятия коррупции (Transparency International) России в 2011 году точно такой же.

Эти международные рейтинги России и другие ее очень низкие рейтинги достаточно объективно отражают уровень эффективности российского государства и управленческой элиты.

Как бы нам не только от мировых лидеров, но и от Эстонии и Польши сильно и окончательно не отстать.

О лихих 1990-х и демократии

Владимир Путин о демократии 90-х: «В начале 90-х годов наше общество было воодушевлено идущим на глазах распадом советской однопартийной, командно-административной системы. Переходом к близкому, казалось, народовластию... В результате в 90-е годы мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных «элит», откровенно пренебрегавших интересами простых людей».

Действительно, 90-е годы сильно обманули ожидания и чаяния россиян. Вместо демократии и рыночной экономики мы получили криминально-бюрократический уклад экономики с группой олигархов во главе ее, получили взамен свободы для себя, для народа «демократию» по-российски для олигархов, чиновников и криминала.

Основная причина наших неудач - в переоценке самих себя, своей готовности к рынку и конкуренции, к свободе, которой не знали века и не умели ею цивилизованно пользоваться, к обеспечению верховенства права и законов, к отсутствию профессиональной элиты, которая почти столетие формировалась из людей посредственных и далеко не «элитных». Сыграли свою роль нерыночная ментальность населения России и отсутствие цивилизованного предпринимательского ресурса.

Гораздо более цивилизованный и успешный переход Словении, Чехии, Словакии, Польши, стран Балтии и других стран с переходными экономиками к рыночным отношениям и демократии определялись как раз рыночной ментальностью их населения и элиты, а также эффективной поддержкой развитых стран. Или в целом - более высоким качеством их национального человеческого капитала (ЧК).

Человеческий капитал меняет знак

Накопленный в советский период национальный ЧК России не соответствовал по своим особенностям, качеству и величине критериям и требованиям рыночной экономики и демократии.

Патернализм, правовой нигилизм, низкое качество труда, нерыночная ментальность и великодержавный пупизм псевдоэлиты, а также непрерывно накапливаемые ошибки, неконкурентоспособность экономики и деградация ЧК предопределили неудачи в развитии 90-х, нулевых и нынешних годов.

Более того, в условиях наступившей бифуркации даже положительный сугубо для тоталитарного режима и командно-административной советской системы накопленный ЧК поменял свой знак на минусовый и стал тормозом в процессах развития.

Многие советские чиновники заняли ведущие позиции в экономике, занявшись самообогащением, а бывшие «комсомольцы» и кооператоры сколотили на бюджетных потоках огромные состояния, которые позволили им скупить по дешевке лучшие предприятия. Помогла им и поспешно, и несправедливо проведенная приватизация.

Приватизация по-российски не сделала экономику эффективней, не сформировала класс эффективных собственников в условиях отсутствия свободной конкуренции, которая так и не сформировалась до сих пор в условиях разгула коррупции и преступности. К тому же, приватизация «организовала» мощные потоки национального богатства страны за ее рубежи.

Владимир Путин: «Но общество прошло трудный процесс взросления. И это позволило нам всем вместе вытащить страну из трясины. Реанимировать государство. Восстановить народный суверенитет - основу подлинной демократии».

К сожалению, Россия продолжает находиться в трясине полисистемного и духовного кризиса. И говорить о выходе из него преждевременно.

Жить материально стали лучше, но за счет нефтегазовых доходов, а не лучшего труда. Морально-нравственный кризис продолжает углубляться, и государство ничего не делает для выхода из него. Хуже того - инвестиции в ЧК, включая культуру, образование и медицину, в долях ВВП по годам снижаются. И с таким низким качеством труда и ЧК даже перспективы диверсификации и модернизации отсталой экономики остаются призрачными.

Владимир Путин: «Если посмотреть на то, как наше население оценивало и оценивает приоритетные для него права, то на первых местах с огромным отрывом окажутся право на труд (возможность трудового заработка), право на бесплатное лечение, право на образование детей. Возвращение, гарантирование этих насущных прав было задачей, которую решало российское государство, решали мы с Дмитрием Медведевым, работая на посту Президента страны».

К сожалению, реалии противоречат этому заключению. Низкие по сравнению с другими странами инвестиции в культуру, образование и медицину вкупе с очень высокой коррупцией в образовании и медицине существенно снизили и продолжают снижать качество жизни россиян в главных его компонентах. Права, перечисленные выше, у россиян по Конституции РФ есть, но они далеко не реализованы в полной мере. Медицинское обслуживание стало намного хуже, чем в советские времена, деградировало и образование.

Владимир Путин: «Политическая конкуренция - это нерв демократии, ее движущая сила».

С точки зрения теории и практики первична экономическая (при условии верховенства закона), а не политическая конкуренция, которая в отсутствие первой приводит к тому, к чему она привела в России - к разгулу преступности, ручному управлению страной и бардаку.

Конкуренция - двигатель развития

Главными драйверами развития экономики, общества, включая демократию, повышения качества жизни являются, как отмечалось выше, экономическая свобода (оценивается количественно индексом) в ее современном научном и практическом понимании и национальный ЧК (его эффективность и производительность).

Конкуренция есть неотъемлемая часть экономической свободы.

Экономическая конкуренция и свобода приучают народ к общей свободе, верховенству права, к качественному и производительному труду, к уважению и неприкосновенности частной собственности, к демократии, формируют эффективную элиту и гражданское общество (ГО).

Владимир Путин: «Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность».

У нас действительно быстро формируется новое ГО на базе Интернет-поколения и с участием среднего класса вопреки существующей вертикали власти и политической системе. Выросло на базе Интернета свободно мыслящая молодежь, хотя и со своими недостатками, определяемыми в первую очередь бездуховностью нынешнего российского государства, власти и общества.

Владимир Путин: «Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду... Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений... Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии...
Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств...
Нужно точнее нацелить проект «электронное правительство» на нужды и запросы граждан».


Все эти пожелания и планы полезны и очевидны. Они базируются на достижениях мирового опыта и науки. Но опять та же закавыка, через которую в России преломляются все благие намерения и планы: коррупция и сращенный с ней криминал. И это преломление меняет в реальности все плановые плюсы на минусы.

Российский федерализм

«Местное самоуправление — действительно школа демократии», - пишет Владимир Путин, ссылаясь на Александра Солженицына.

И это так в странах с приемлемым уровнем преступности и коррупции. Но в России криминал повсеместно вошел в местную власть, сделав ее зависимой от себя и коррумпированной. И в стране с нефтегазовой экономикой большинство муниципалитетов не способно стать экономически самостоятельными. Даже экономически сильные города, из которых выкачивают подавляющую долю налогов, власти сделали полностью зависимыми от воли губернаторов.

Владимир Путин: «Усиление экономической самостоятельности особенно необходимо крупным и средним городам. Здесь в основном сосредоточен экономический потенциал страны и наиболее активные граждане. Города выступают источниками экономического роста и очагами гражданских инициатив. Передавая сейчас в руки региональных властей от федерального центра многие полномочия и финансовые ресурсы, важно позаботиться, чтобы это не обернулось беззащитностью городов перед руководителями регионов».

Запоздалое беспокойство, однако. Города уже более 10 лет в полной и безнадежной бюджетной зависимости от руководителей регионов.

Крупные и средние города, особенно мегаполисы, по прогнозам мировых институтов, были и останутся главными очагами и драйверами развития мировой и страновых экономик. Однако в России, вопреки мировой науке и опыту, столицы регионов загнаны с 2001 года (ударно была проведена реформа межбюджетных отношений - у городов были изъяты почти все налоги) в состояние бюджетного голода и стабильной стагнации в части развития их инфраструктур, промышленности и роста качества жизни.

Отсюда очевидно, что изложенное Владимиром Путиным в отношении особой важности городов полностью противоречит реальному отношению власти к их развитию.

Поэтому российский федерализм полностью игнорирует интересы третьего уровня бюджетной системы - муниципальных образований и городских округов. Крупные и средние города, наряду с нефтегазовой отраслью, - главные источники налогов в РФ. И одновременно - главные нищие в дележе бюджетного «пирога».

Конкурентоспособное государство

Владимир Путин: «Реальность глобального мира - это конкуренция государств за идеи, людей и капитал. А фактически - за будущее своих стран в сформировавшемся глобальном мире. В центре которого - создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства».

Для создания «наиболее конкурентоспособных условий» для профессионалов и трудоголиков Владимир Путин предлагает: «Разорвать связку «власть – собственность». Внедрять лучшее из мирового опыта в части госинститутов, развивать конкуренцию, перейти к стандартам услуг со стороны потребителя, усилить ответственность чиновников, повысить их квалификацию, развивать институт омбудсменов в части защиты прав.

Все это реализуемо только в случае кардинального снижения коррупции и присутствия во власти эффективной и законопослушной (некоррумпированной) элиты. В части коррупции в прошлом и настоящем, к сожалению, имеет место имитация и профанация борьбы с ней.

«Мы должны победить коррупцию», – пишет Владимир Путин, но конкретные механизмы для этой победы, включая полноценный и эффективный ФЗ, не называет, а они на практике отсутствуют. Истина-то проста: победить коррупцию способны только честные и профессионально подготовленные люди при поддержке общества и наличии действенной и эффективной системы борьбы с коррупцией и преступностью. То же самое относится к судебной системе и другим правоохранительным органам.

Экономика, ОПК и Армия

Проблемы экономики, общества, ОПК и Армии тесно связаны между собой. Какие экономика и общество — такая и Армия.

Владимир Путин: «Задача состоит в том, чтобы, не истощив, а умножив экономические силы страны, создать такую Армию, такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение партнеров и прочный мир».

Перед Россией сейчас стоит та же проблема, что стояла и перед СССР накануне его распада. СССР, при всей своей мощи, смог создать только 3-4-е технологические уклады (ТУ) экономики, а на 5-м споткнулся и затем распался (таблица).

К тому же, даже продукция 3-4 ТУ российской экономики была и остается низко конкурентоспособной на мировых рынках.

Таблица. Технологические уклады экономики

1

2

3

4

5

6

Годы

1770-1830

1830-1880

1880-1930

1930-1980

1980-20.. (?)

2015-2050 (?)

Лидеры ТУ

Голландия, Великобритания, Франция, Бельгия

Те же + Германия и США

Те же

Те же + ЕС + Канада + СССР + Япония + Австралия

Те же (включая всю Европу) + Сингапур + Китай + Корея + Индия + Бразилия + Мексика + РФ(?)

Те же, включая дополнительно Юго- Восточную Азию и Латинскую Америку

Ядро ТУ

Текстиль, каналстрой, водян. и ветрян. двигатели, чугун

Паровой двигатель, ж/д, машино- и пароходостроение станкоинструмент. пром., черная металлургия уголь

Электротехника, тяжмаш, ЛЭП, неорганическая химия, авиа- и автостроение, сталь

Авиа-, авто-, тракторостроение, цветмет, органическая химия, синтетический каучук, атомная энергетика и технологии, космос нефть

Микро- электроника, программное обеспечение, робототехника, биотехнологии, лазерная и иная оптика, фототехника, дистанционное управление, космос. газ

Социальные технологии, технологии сознания, human technology, climate technology (климатические техн.), технологии интеллекта, ИТ, водородная энергетика и синтетический газ, био- и нанотехнологии, клеточные техн., генная инженерия, мембранные и квантовые техн.

Ключевые факторы развития

Текстильное машиностроение

Паровые двигатели, станки

Электродвигатель, сталь

Двигатель внутреннего сгорания, нефть

Биотехнологии, микроэлектроника, программное обеспечение, ядерная физика, компьютеры, ИТ, Интернет

Нанотехнологии, социальные техн., технологии человека, климатические техн., синтетический газ

Величина и качество советского интеллекта, ЧК и государства оказались недостаточными для перехода к 5-му ТУ экономики. Свои микроэлектронику, компьютерные, информационные и другие высокие технологии создать не удалось. Лопнуло там, где было тонко, — в высоких технологиях.

Следующий шестой ТУ в части новых технологий будет ориентирован на совершенствование здоровья и интеллектуальных возможностей человека, на социум, на повышение качества жизни, включая климат, среду обитания и труда (human technology), на развитие нанотехнологий, технологий естественного и искусственного интеллекта. В ядро 6-го ТУ войдут социальные технологии, технологии сознания и мозга, climate technology (климатические технологии), водородная энергетика и синтетический газ, био- и нанотехнологии, клеточные технологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии (таблица).

Согласно прогнозам, 6-й технологический уклад вступит в фазу распространения в 2015–2030-гг., а в фазу зрелости – в 2040-2050 годах. При этом социальные технологии и технологии развития личности и совершенствования здоровья населения будут развиваться опережающими темпами. Новый ТУ создадут здоровые и интеллектуально развитые люди (креативный класс).

Для России 6-й ТУ экономики пока принципиально не достижим, как, впрочем, и 5-й уклад. Для этого предварительно необходимо в условиях конкуренции и профессиональных реформ создать высококачественные системы воспитания, культуры, образования, науки и конкурентоспособное качество жизни. Распад СССР - это накопленный отрицательный опыт, доказывающий сделанные выводы.

Владимир Путин: «Мы приступили к масштабному, комплексному перевооружению Армии и Флота, других силовых структур, обеспечивающих безопасность государства. Приоритеты здесь – это ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, «беспилотники» и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним».

Владимир Путин: «У нас есть 20 трлн. рублей. Их надо не просто осваивать. Нам оружие нужно!»

Масштабное и качественное перевооружение на базе российского ОПК в его нынешнем состоянии провести невозможно по причине низкого качества государства и российского человеческого капитала, включая науку и образование. В данном случае по факту предлагаются традиционные для России «аврал и авось».

По Саймону Кузнецу: для совершения рывка в очередной технологический уклад экономики, а в части модернизации вооружений - даже через два уклада - необходимы соответствующие накопленные физический и человеческий капиталы, которых в России нет и никогда не было. В противном случае планируемые 23 трлн. освоят, а оружие и технику Армия получит из прошлых ТУ.

Владимир Путин: «Военная наука должна оказывать решающее влияние на формирование задач ОПК. Без сомнения, нормальное развитие военных исследований невозможно без партнерства с гражданской наукой. Учёные должны обладать достаточной информацией о состоянии и перспективах развития Армии и систем вооружений, чтобы иметь возможность ориентировать свои перспективные исследования, имея в виду, в том числе, возможность их оборонного применения.

Далее Владимир Путин пишет о том, что в развитых странах поставки оружия и техники совершают частные фирмы в условиях отбора и конкуренции, а у нас государственный ОПК. Владимир Путин подчеркивает также, что нашей Армии необходимо современное, эффективное, конкурентоспособное и высококачественное оружие, изготовленное в РФ. Но возникает вопрос: способны ли менеджеры и разработчики ОПК, который существенно деградировал (как и весь СССР) уже к 90-м годам и продолжал деградировать еще 20 лет, на подобные подвиги?

Владимир Путин о новых требованиях к ОПК:«Оборонно-промышленный комплекс – это наша гордость, здесь сосредоточен мощнейший интеллектуальный и научно-технический потенциал. Но мы должны прямо говорить и о накопившихся проблемах. Фактически отечественные оборонные центры и предприятия за последние 30 лет пропустили несколько циклов модернизации».

Пропуск нескольких циклов модернизации (30 лет) сказался в первую очередь на человеческом капитале ОПК. В нем, как и в науке в целом, остались молодые и пожилые работники (пенсионеры), а профессионалов в расцвете лет очень мало. Пожилые разработчики занимались самовыживанием в условиях смуты, а молодых некому было обучать. Такой сложной ситуации в истории России за последние 100 лет еще не было. Наука и инновации не терпят длительных пропусков, разрывов и пауз. И как решать проблему подготовки профессионалов мирового уровня в условиях деградации образования, науки, да и духовного состояния народа - не ясно.

Надо четко понимать, что разрабатывать оружие и технику новых поколений на предприятиях ОПК некому. И контролировать качество изделий тоже. Тем более, что коррупция не обошла и ОПК вместе с военными.

Владимир Путин: «За предстоящее десятилетие мы в полной мере должны наверстать это отставание. Вернуть себе технологическое лидерство по всему спектру основных военных технологий. Хочу ещё раз подчеркнуть – ставку в перевооружении Армии мы будем делать именно на российский ОПК и нашу научную базу».

Модернизация экономики и, как ее части - ОПК, возможна только на базе модернизации человеческого капитала России. А это означает, что спешка, авралы и авоси должны быть исключены, а модернизация ОПК должна происходить в рамках возрождения и диверсификации экономики, образования, здравоохранения, науки и обустройства России (повышения качества жизни населения).

Конкуренцию - основной драйвер инноваций - в закрытом ОПК создать невозможно, а имитация в советском стиле соперничества мало помогает.

Владимир Путин: «Чтобы действительно повысить обороноспособность страны, нам нужна самая современная, лучшая в мире техника, а не «освоенные» миллиарды и триллионы. Недопустимо, чтобы Армия стала рынком сбыта для морально устаревших образцов вооружений, технологий и НИОКРов, причём оплаченных за государственный счёт. Огромные ресурсы, вложенные в обновление ОПК, в перевооружение Армии, должны служить мотором для модернизации всей экономики».

При решении проблемы перевооружения Армии в отрыве от модернизации и обустройства всей страны, без кардинального снижения коррупции и преступности, без повышения качества жизни - именно так и будет происходить. Армия станет свалкой для устаревших изделий. Специалистов мирового уровня, способных создавать оружие и технику новых поколений, невозможно даже силой удержать в стране с постоянными угрозами для жизни близких и общим низким качеством жизни. К тому же, таких специалистов осталось в стране очень мало. А только сверхдоходами даже молодых иностранных футболистов удается привлекать в Россию лишь на сравнительно короткие сроки. Заработают и спешат уехать в более благополучные страны.

Владимир Путин:«У оборонно-промышленного комплекса нет возможности спокойно догонять кого-то, мы должны совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями. Во всех странах с развитой оборонной промышленностью исследования в области обороны всегда являются одним из мощнейших двигателей инновационного роста».

В настоящее время производство оружия в развитых странах потеряло прежнее экономическое значение и составляет лишь несколько процентов от экспорта. Оружие там производят ведущие корпорации и компании, основная доля которых - мирная конкурентоспособная продукция высокого качества. Причем, конкурентоспособность таких предприятий и их продукции легко определить на мировых рынках по спросу на их изделия.

В России ситуация кардинально иная. Военную технику и оружие производят госпредприятия, контролируемые только государством, причем, как известно, коррумпированным. Доля продукции двойного назначения в ОПК очень низкая и пока ее не удается наращивать даже под нажимом сверху. Это говорит о низком качестве менеджмента ОПК и об его нерыночной ментальности.

Замкнутые и закрытые системы, к которым относятся российские предприятия ОПК, как известно из науки, неизбежно деградируют при отсутствии конкуренции. И этот процесс вовсю уже шел в советское время, как верно отметил Владимир Путин, указав 30 лет пропусков модернизации. Подчеркнем, что экономика этих предприятий всегда была сугубо затратной и плохо контролируемой.

Владимир Путин: «Иногда утверждают, что возрождение оборонно-промышленного комплекса – это ярмо для экономики, непосильная ноша, которая в свое время разорила СССР. Убежден – это глубокое заблуждение.
СССР погиб от подавления естественных, рыночных начал в экономике, от многолетнего пренебрежения интересами людей. От безнадежной попытки заставить всю страну работать как «единая фабрика» и неизбежного результата — потери управляемости даже в оборонном секторе. Когда не только испытывали, но даже принимали на вооружение несколько конкурирующих систем одновременно. Когда не могли наладить элементарной передачи технологий в гражданский сектор».


ВПК все же действительно сожрал СССР, причем в буквальном смысле высосав из него ресурсы. И этот прямой экономический фактор распада СССР подпитывался множеством других советских факторов, в т. ч. и перечисленными выше Владимиром Путиным. Один заброшенный «Буран» чего стоил для экономики СССР (миллиарды выброшенных на ветер долларов), а еще, например, десятки тысяч произведенных, но не востребованных танков. А огромные средства, вложенные в боевые отравляющие вещества, которые ныне трудно и дорого утилизировать, и т.д.

Экономика СССР, как известно, была чрезвычайно сильно милитаризованной. И предприятия ВПК по планам, спущенным сверху, выпускали потребительскую продукцию, которая пренебрежительно именовалась ширпотребом и составляла лишь малую долю их выпусков продукции. Производство ширпотреба считалось непрестижным и значительно ниже оплачивалось. Впрочем, в условиях всеобщего дефицита раскупали любую, даже самую некачественную продукцию ВПК.

Распался СССР по многим причинам, государство, базирующееся на ненаучной идеологии, на насилии и несвободе, не могло существовать исторически длительное время в условиях наступающей глобализации мира. А непомерно большие для экономики СССР военные расходы вкупе с очень низкой производительностью труда ускорили его кончину, поглотив основные ресурсы.

С переходом к рыночным отношениям раздутый и неконкурентоспособный ВПК (сейчас ОПК) не смог осуществить конверсию и перейти на выпуск мирной продукции. Он так и остался в прошлом в части эффективности менеджмента, производительности труда и выпуска продукции двойного назначения, по мирной части которой только и можно определить эффективность предприятия.

Укреплять и модернизировать Армию безусловно надо, это неотъемлемая часть страны и российского народа, но только часть ее, а приоритетами должны стать дети, молодежь и в целом население России и ее национальный человеческий капитал, без модернизации которого затевать модернизацию Армии бессмысленно.

И в любом случае торопливость и спешка в ключевых вопросах развития не нужна.

Милитаризация страны — наиболее простой и традиционный путь развития России. Но у России сейчас нет явных врагов, если проводить адекватную внешнюю политику, не лезть на рожон, а больше заниматься собственным обустройством. И в милитаризации страны нет необходимости.

Милитаризация страны - это путь создания под видом модернизации очередной неэффективной милитаризированной экономики, который до сих пор не принес удовлетворения и нормального качества жизни россиянам. Не принесет он их и в будущем, поскольку это в основном затраты, а не производство знаний, креативного класса, инфраструктуры, продукции и услуг для населения страны. Весь многовековой опыт России свидетельствует об этом.

Несправедливость и социальная политика

С приближением выборов Президента растет количество обещаний со стороны действующего премьера Владимира Путина. По оценкам Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка, стоимость предвыборных обещаний Владимира Путина уже составила как минимум 5,1 трлн. рублей на шесть лет вперед.

В число этих обещаний Владимира Путина вошло и возможное увеличение расходов на образование и медицину (вместе) в размере 700 млрд. рублей. Это составляет в сумме годовую прибавку 1,3 процента ВВП. В то

Возврат к списку