Поиск по сайту:
29.04.2024
26.04.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
25.04.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
24.04.2024
Государственный кадастровый учет
23.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Ее отличительными чертами стали многочисленные теледебаты и интервью кандидатов в Президенты и их доверенных лиц на разных телеканалах, всевозможные уличные акции как против, так и за осуществляемого властями политического курса, энергичная презентация своих оценок и намерений, особенно премьер-министром Владимиром Путиным, избравшим жанр обстоятельных газетных статей, посвященных различным проблемам современного российского общества. Не забыты и прямые контакты с различными категориями избирателей – от детских садов (Владимир Жириновский) до трудовых коллективов (прочие кандидаты).
Отвлекаясь от частных моментов, можно выделить некоторые характерные особенности нынешнего этапа предвыборной гонки.
Во-первых, телевизионные дебаты вызывают искреннюю заинтересованность россиян и становятся предметом обсуждения, однако содержательная их часть скорее разочаровывает, нежели радует. Резко бросается в глаза факт отсутствия умелых модераторов, которые могли бы не просто регулировать эфирное время, поочередно предоставляя его оппонентам, но и вести саму нить дискуссии, выявляя сильные и слабые места в аргументах сторон.
Не добавляет авторитета дебатам как форме предвыборного соперничества участие в них – вместо основных кандидатов – доверенных лиц. Впрочем, есть и исключения из этого правила.
Так, появление на телеэкране сестры Михаила Прохорова – Ирины Прохоровой – и ее умелое и интеллигентное оппонирование такому маститому сопернику, как Никита Михалков, доверенное лицо Владимира Путина, вызвало большой общественный резонанс. Это лишнее доказательство того, что в России немало умных, образованных и профессионально подготовленных людей, потенциал которых, к сожалению, не задействован во благо страны, а имена известны лишь узкому кругу лиц.
Другой отличительной особенностью стали презентации возможного кадрового состава будущих правительств.
Отрадным можно считать тот факт, что многие кандидаты выразили согласие на создание коалиционных правительств, с учетом профессиональных качеств возможных претендентов в их состав, представляющих другие партии и даже противоположные политические силы.
В частности, любопытным представляется предложение лидера КПРФ Геннадия Зюганова известному блогеру и оппозиционеру Алексею Навальному возглавить, в случае его победы, Министерство связи и информатизации. С учетом того, что российская политика до недавнего времени была жестко ограничена рамками партийной дисциплины и в этом смысле носила отчетливый сектантский характер, тенденции к межпартийным коалициям – при всей их предвыборной декларативности – являются скорее положительным, нежели негативным фактом.
С другой стороны, отдельные заявления не могут не внушать тревогу. Усилиями некоторых не слишком добросовестных пропагандистов в общественном сознании формируется опасный политико-идеологический конфликт.
Одной его стороной выступают, условно говоря, «патриоты», озабоченные судьбой страны и намеренные всеми силами противостоять любому внешнему вмешательству в ее дела. Другой стороной выступает так называемая «оранжевая проказа» (автор термина – Геннадий Зюганов), т.е. «космополиты-либералы», не дорожащие своим Отечеством и продавшиеся американскому Госдепартаменту. Даже с учетом накала предвыборных страстей такая интерпретация происходящих в стране политических событий, демонизация сторонами друг друга представляется недопустимой и провокационной, поскольку нагнетает и без того нешуточные страсти и угрожает опасной дестабилизацией политической ситуации.
К счастью, часть образованной публики почувствовала реальность такой угрозы и поспешила дать соответствующие разъяснения.
Один из лидеров несистемной оппозиции, Владимир Рыжков, заявил о готовности к переговорам и отверг обвинения в радикализме. По его мнению, мирный выход из сложившейся ситуации может быть только один – полноценные политические переговоры представителей власти и оппозиции, итогом которых должны стать политические реформы, а не революция.
С другой стороны, глава МЧС и один из ближайших соратников Владимира Путина Сергей Шойгу предложил обсудить и подписать Общественный договор, символизирующий диалог власти и общества и снимающий опасное политическое напряжение.
Один из авторов подготовленного текста, небезызвестный Сергей Кургинян, ссылается на опыт Испании, осуществлявшей в середине 1970-х годов переход от авторитарного режима генерала Франсиско Франко к демократическому политическому режиму. Подписанный тогда ведущими политическими силами страны договор - Пакты Монклоа - назван так по месту подписания документа, дворцу Монклоа, королевской резиденции в Мадриде. Он действительно сыграл очень важную роль в мирном переходе от диктатуры к демократии и в последующем экономическом процветании этой страны, поскольку способствовал достижению общественной стабильности исключительно мирными средствами.
Вместе с тем Пакты Монклоа представляют собой очень глубокий и содержательный документ, а не просто своеобразный «пакт о ненападении» или соглашение о честных выборах, как это, похоже, мыслится у нас. Испанский документ затрагивал ключевые вопросы социально-экономического и политического развития страны и представлял собой консультации Правительства с крупными оппозиционными партиями – социалистической и коммунистической, только-только вышедшими из подполья, а также с влиятельными профсоюзами, выводившими на улицы испанских городов многотысячные массы населения.
В процесс формирования гражданской коалиции в поддержку Общественного договора были включены и другие социальные институты, например, религиозные организации, руководители судов и даже спецслужб, и продолжался он почти три недели, после чего состоялось торжественное подписание этого документа.
В нашем же случае слишком очевиден конъюнктурный, предвыборный смысл этого в целом разумного, но изрядно запоздавшего предложения, а также устранение от него главного субъекта договорных отношений – Владимира Путина. Вряд ли в таком случае он будет иметь успех и эффективно выполнять функции подобного рода соглашения: восстанавливать доверие между основными участниками политической игры, содействовать стратегиям их кооперативного поведения, обеспечивать солидарность общественных слоев и групп и т.д.
Ведь в рамках Пактов Монклоа стороны взяли на себя определенные обязательства, пошли на взаимные компромиссы. Власть объявила амнистию политзаключенным, позволила вернуться в страну политэмигрантам, легализовала оппозиционные партии, назначила дату парламентских выборов в соответствии с новым избирательным законом. Оппозиционные левые партии и профсоюзы, в свою очередь, согласились с жесткими мерами Правительства по борьбе с экономическим кризисом, в котором находилась страна: замораживанием зарплат, отказом от забастовочной борьбы, увеличением налогов, в особенности на имущие слои населения и т.д. Тем самым совместными усилиями Испания преодолела не только политический, но и экономический кризис.
Завершением этого позитивного процесса стало принятие в 1978 году новой Конституции страны, означавшее завершение переходного периода от диктатуры к демократии. Несмотря на возникшие в последующем две попытки реакционных сил повернуть развитие страны вспять, Конституция и Общественный договор не позволили этого сделать: Испания осталась верной демократическому пути развития.
Удивительно, но в нашем случае даже не надо принимать новую Конституцию: для достижения согласия в обществе достаточно соблюдать ныне действующую.
Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.
Источник: газета «Коммуна» №27 (25855), 25.02.2012г.