Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политические заметки. Нестабильность в кризисной Европе и политика России

27.02.2012

Оказавшись в сложной социально-экономической ситуации, Европейский Союз пытается переключить внимание общества на войну «за всемерную демократизацию», которую долгие годы ведут США в «горячих точках» планеты

Александр Слинько

Александр Слинько,

заведующий кафедрой международных отношений и регионоведения
Воронежского государственного университета,
профессор, доктор политических наук

Системный кризис «государства всеобщего благосостояния» в современной Европе начался уже в 1990-е годы, когда был достаточно четко зафиксирован разрыв между «экономическим» и «социальным». Различные рецепты борьбы с ним, основанные или на абсолютизации роли государства (что предлагалось левыми), или на всеобъемлющем приоритете рыночных реформ («рынок все решит» - основное кредо праволиберальных сил) – оказались недейственными в условиях тотальной глобальной рецессии.

Постепенно, в период с 2008 по 2012 годы, мир все сильнее входил в новую кризисную систему, которая стала приобретать очень конкретные и устойчивые, даже институциональные черты.

Во-первых, постепенно утвердился принцип «больше работать, меньше отдыхать», не свойственный эпохе процветания.

Во-вторых, гражданам стран Европейского Союза пришлось привыкать к системным и значительным снижениям заработной платы, как это, к примеру, происходило в Испании, где в сфере высшего образования зарплата была снижена одномоментно на 5 процентов.

В-третьих, уже на примере Греции открыто утверждается принцип иностранного контроля над экономикой суверенного государства. И, если открытое назначение немецких контролеров над экономикой страны вызвало всенародное возмущение, то более завуалированные меры Греция была вынуждена принять.

Четвертое нововведение, которое ныне открыто утверждается в Европе, – это разделение на старых, более привилегированных, и новых членов Евросоюза.

Но и в странах старого Евросоюза создается экономическая элита во главе с Германией, включающая государства, не сильно пострадавшие от финансового кризиса, такие, как Нидерланды, Финляндия, Люксембург. Эта политика вызвала не виданные ранее по масштабам «антиевропейские» выступления, которые имели место в Венгрии, Хорватии и даже Польше.

Все эти факторы породили опаснейшее явление – новый феномен политической нестабильности, возникшей на основе социального кризиса в Европейском Союзе.

К примеру, много месяцев Испанию будоражит движение indignados, «возмущенных», - массовое движение молодежи и некоторых категорий рабочих и служащих, основанное на сетевом принципе. Движению удалось в 2011 году на несколько недель блокировать центр Мадрида, серьезно осложнив работу столичной инфраструктуры и правительственных учреждений.

Меры экономии вызвали колоссальные выступления профсоюзов и оппозиции в Италии. С.Берлускони вынужден был уйти в отставку именно под влиянием революционных настроений улицы. Оппозиционные силы пытались взять штурмом правительственные учреждения в ходе обсуждения вопроса о вынесении доверия правому правительству.

Настоящее народное восстание смело правительство кризисной Румынии, причем события в Бухаресте сопровождались беспорядками и разгулом насилия.

Пытаясь увести в сторону внимание общества от безысходной социально-экономической ситуации, Европейский Союз активно подключился к войне за всемирную демократизацию, долгие годы ведущуюся Соединенными Штатами в разных «горячих точках» планеты. Так, именно спецназ Франции и Великобритании руководил силами повстанцев в Ливии в их войне против правительства М.Каддафи и, по некоторым данным, был причастен к его захвату и казни. После окончания ливийской авантюры началось активное давление на Сирию – страну, где главной составляющей внутренней и внешней политики всегда была борьба с терроризмом.

Политическая нестабильность в Европе выражается в значительном «поправении» политического ландшафта.

На недавних выборах в Испании победу одержала тесно связанная с франкистским прошлым страны «Народная партия». Во Франции главным соперником действующего президента Н.Саркози наряду с социалистами является ультраправый Национальный фронт, возглавляемый М. Ле Пен. Ультраправые в Нидерландах входят в правящую коалицию и оказывают значительное влияние на ее решения. Так, именно они заблокировали принятие Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону, а также добились ужесточения иммиграционного законодательства.

Наконец, ультраправые националисты и расисты стоят за масштабным двойным террористическим актом в Норвегии, унесшим жизни 77 человек. Недавно стало известно, что террорист составил «черный список» лидеров страны, включая короля и главу правящей партии, которые должны были быть уничтожены. Ультранационалистическая сеть «Рыцари-тамплиеры», в которую входил Брейвик, активно действовала в ряде стран Европы. В частности, моральную поддержку норвежский террорист получал из Великобритании и Финляндии.

Важнейшей особенностью внешней политики России последних лет является постепенный уход от сотрудничества с теми финансово-политическими институтами Евросоюза и Соединенных Штатов, которые способствовали распространению финансового кризиса в мире.

В России практически отсутствует внешний долг, при этом страна продемонстрировала открытость экономики, завершив процесс присоединения к ВТО. Россия благодаря гибкой политике на Востоке завоевала доверие Китая, и теперь впервые на международной арене выступает с ним на единой политической позиции (например, по сирийскому вопросу).

Россия стала инициатором грандиозных проектов по экспорту сырья («Северный поток» и «Южный поток»), которые вывели ее в ряд крупнейших корпоративных партнеров Германии и США, а это в нынешнем мире корпоративного бизнеса является важным фактором экономической безопасности.

Находясь в стороне от военных авантюр и кризисной экономики, Россия получает шанс создать конкурентоспособную социально-политическую систему.


Возврат к списку