Поиск по сайту:
08.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
08.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
07.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
06.05.2024
Государственный кадастровый учет
06.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Первым студентом-воронежцем Императорской академии художеств в 1850 году был Николай Николаевич Ге, который пробыл там семь лет и получил малую золотую медаль за работу по программе «Ахиллес оплакивает Патрокла», и на выпуске - большую золотую медаль за программу «Волшебница Андорская вызывает тень Самуила для царя Саула».
В памяти художников Николай Ге остался благодаря картине «Что есть истина? Христос и Пилат» и великолепному портрету Льва Толстого.
Как-то в гостиной Л.Н.Толстого зашёл разговор о том, может ли фотография заменить искусство. «Мне как художнику, - заявил Н. Н. Ге, - этот вопрос хорошо знаком.– Фотография даёт нам канву, материал для картины, но не даёт самого главного, – не даёт мысли, не даёт того или другого освещения фактов. Всякое художественное творчество состоит их трёх слагаемых. Первое – собираемые материалы, для этой цели отчасти может служить фотография; я говорю «отчасти» потому, что выражение лица и позы одного и того же человека настолько разнообразны, что потребовали бы тысячи снимков. Второе слагаемое – есть техника, которой должен овладеть художник. Третье – самое трудное – есть то своё собственное, индивидуальное, что художник вкладывает в картину».
Известный русский фотограф Сергей Львович Левицкий так живописно снял А.И. Герцена, что этот снимок послужил основой художнику Н. Ге, который в своей картине «Тайная вечеря» изобразил Христа в образе Герцена. Портретное сходство было настолько сильным, что реакционная пресса усмотрела в картине художника «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить картину в печати.
В Воронеже, на Введенской улице, еще стоит старинный каменный дом с арочными окнами, в котором 27 февраля 1831 года родился будущий крупнейший русский художник-передвижник Н.Н.Ге. В 2010 году усадьба была капитально отремонтирована, а на здании появилась мемориальная доска.
Изобразительное искусство в это время определяли не только столичные художники, но и талантливые провинциалы. В историю светописи России ХIХ века вошли сразу несколько наших земляков – воронежцы Михаил Пономарев, Александр Саломатин, острогожцы Иван Крамской, Михаил Тулинов, Михаил Панов, Василий Сокорнов, и другие.
Михаил Иванович Пономарёв (1834 -1913) родился в мещанской семье, но в 1853 году семья была причислена к купечеству. В 1858 году, получив увольнительную от воронежского купечества, Михаил в качестве вольноприходящего ученика поступает в Академию художеств, в класс профессора Маркова. В это время Пономарев знакомится с Крамским, Тулиновым, Пановым.
За годы учебы Пономарева награждают тремя серебряными медалями. А 29 марта 1862 года за успехи в исторической и портретной живописи он был удостоен звания художника с правом на 14-й класс. Пономарёв как участник выставок в Академии художеств удостоен трёх серебряных медалей. Его «Натурщик» хранится в Новом историческом музее Академии художеств, «Ахилл, оплакивающий Патрокла» - в Государственной Третьяковской галерее.
После окончания академии Пономарев возвращается в Воронеж и начинает заниматься фотографией.
В письме от 15 августа 1863 года к М.Б. Тулинову, он пишет: «…вместо поездки в низовые города нашли более удобным и выгодным для нас остаться в Воронеже и открыть здесь фотографию… Раскинули палатку в саду и стали работать. Публике наша работа понравилась, но фотографы возопили…, а один из них, Бровкин, даже уехал в Новочеркасск. Разрешение на открытие фотографии мы получили благодаря содействию Н.И. Второва, за что ему очень благодарны. При отъезде Бровкина мы сняли у него квартиру и купили его павильон за 50 рублей серебром, который перестроили, находя его слишком малым».
И.Бровкин, один из первых дагеротипистов-фотографов Воронежа, в 1856 году жил в доме у Капканщикова (Б. Дворянская,42/44).
М.И.Пономарев открыл фотографию с золочёной вывеской, где крупными буквами значилось «С.-Петербургской императорской академии художеств, художник Михаил Иванович Пономарёв и Николай Степанович Русинов». Через месяц в городе состоялась сельскохозяйственная выставка, на которой были представлены фотоработы Пономарева и Русинова. На этой выставке Пономарев экспонировал и свои живописные работы.
Пономарев поддерживал дружеские отношения с И.Н.Крамским и после учебы в академии. Когда в 1873 году Крамской собирался провести лето под Воронежем, то в письме к художнику Н.Н.Ге он сообщает, как с ним можно связаться: «Лучший адрес, который я здесь нашел, на месте следующий: в Воронеж, на Большую Дворянскую улицу, в фотографию художника М.И. Пономарева с передачей мне».
В письме к Тулинову он пишет: «Как только наша фотография пойдет по хорошей дороге, то осенью… хочу открыть в своей квартире вечернюю рисовальную школу, так как днем надо заниматься фотографическим делом».
Намерения эти удалось осуществить не сразу. Кружок любителей рисования в Воронеже был учрежден в феврале 1893 года благодаря подвижнической деятельности М.И. Пономарёва и Л. Г. Соловьёва. Среди его учеников оказались такие известные в будущем художники, как Елена Андреевна Киселева, дочь знаменитого математика, Александр Алексеевич Бучкури, П. Шмаров, Н. Петров, М.Федоров, Н. Юргенсон. Дочери последнего, Маргарита и Надежда, посещали собрания Воронежского фотографического общества и другие.
Пономарев долгие годы вел занятия в кружке, был членом правления и казначеем. Одним словом, он оказался настоящим подвижником, а ещё – автором статей в газете «Дон» на темы общественной и художественной жизни Воронежа. Когда в 1897 году его избрали гласным городской Думы, он был активным и деятельным депутатом в течение 16 лет.
Пономарев встречался с Иваном Саввичем Никитиным и фотографировал его незадолго до смерти поэта. В некоторых источниках утверждается, что Михаил Пономарёв был автором самого известного фотопортрета поэта Никитина.
Мы провели небольшое расследование, в результате которого выяснилось, что первоначально, в 1860 году, в Санкт-Петербурге Никитина сфотографировал известный фотограф-художник выпускник Академии художеств Андрей Иванович Деньер. Копия этого снимка (9х12 см) под инвентарным номером 1065 хранится в Воронежском областном литературном музее имени И.С.Никитина.
Здесь же, под номером 1066, находится очень похожая фотография Никитина размером 6х9 см, правда, с тиснением на обороте «Фотографiя художника Пономарёва и Русинова на Большой дворянской улицъ въ Воронежъ». Эта же фотография, несколько улучшенная и увеличенная до размера 30х40 см, экспонируется в Воронежском Доме-музее И.С.Никитина, уже с автографом «Фот. М. Селивёрстов. Воронеж 16/7 1911год».
Очевидно, в начале ХХ века М. Селивёрстов по просьбе музея сделал увеличение со старого снимка, заново отретушировал его и... приписал авторство себе.
На самом деле всё не так просто.
В те времена фотоматериалы не обладали большой прочностью и со временем приходили в негодность. Чтобы сохранить ценное фотографическое изображение, над ним приходилось долго «колдовать» - делать контактную копию, затем увеличивать изображение, тщательно ретушировать его, углём или соусом, практически дорисовывая некоторые участки. И только потом заново фотографировать полунарисованное изображение, чтобы отпечатать с него обновлённую фотографию. Очевидно, так и поступали Пономарёв и Селиверстов.
Так два воронежских фотографа стали «соавторами» известного снимка Андрея Деньера. Хотя в книге «Имена Воронежа -425» этот снимок опубликован со следующим комментарием: «И.С.Никитин. С литографии со снятой фотографии Деньера в Петербурге («Портретная галерея» изд. Мюнстера. Спб. 1869).
В 1910 году Пономарев совершил благородный поступок: свой двухэтажный каменный дом, усадьбу и капитал он пожертвовал рисовальной школе. На территории его усадьбы и на его деньги было построено новое здание школы. Долгое время на фасаде дома по улице Орджоникидзе, 26, была высечена надпись: «Воронежская бесплатная рисовальная школа имени Михаила и Марии Пономаревых».
После революции здесь размещались Свободные художественные мастерские, а затем филиал ВХУТЕМАСа. Большое здание, гипсовый, натурный и скульптурный классы им пришлись как нельзя кстати.
М.И Пономарев умер 28 апреля 1913 года и похоронен на Чугуновском кладбище.
В Воронеже в середине 60-х годов ХIХ века на Московской улице красовалась ещё одна золочёная вывеска, гласившая: «Выпускник С.-Петербургской императорской академии художеств Иван Матвеевич Саломатин - фотография и живописная мастерская, принимающая иконописные и прочие церковные заказы».
Мещанин из города Ряжска, художник и фотограф Александр Матвеевич Саломатин имел, выражаясь современным языком, предпринимательскую жилку, но успехов и признания публики не добился и вынужден был уехать из города. В 1869 году он преподавал рисование в Новохоперском уездном училище, а в 1885 году уже числился в Острогожске.
Самое большое наше землячество в столице было острогожское. Оно дало России четырёх известных художников и фотографов. Это Иван Николаевич Крамской, Михаил Борисович Тулинов, Михаил Михаийлович Панов и Василий Никандрович Сокорнов.
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря городской Думы. Образование получил на «медные пятаки», но четырехклассное уездное училище закончил первым учеником. В семье он был третьим сыном. Старший брат после смерти отца занял его место писаря (Ване исполнилось тогда 12 лет), а средний брат учительствовал в приходской школе и часто приносил домой книги, журналы. Среди них – «Современник», «Отечественные записки». Так юный Крамской приобщился к чтению. Любимыми его писателями были Белинский, Гоголь, Лермонтов.
В возрасте 12-13 лет он завоевывает любовь и уважение одного из самых образованных жителей Острогожска, художника-любителя, впоследствии известного фотографа Михаила Борисовича Тулинова. Несмотря на разницу в возрасте (14 лет), их связывала многолетняя дружба, которая основывалась на общности духовных интересов. Тулинов первым поддержал в Крамском стремление к искусству, подарил ему кисти, краски, познакомил с основами изобразительной грамоты.
Несколько месяцев Крамской учился в Воронеже у иконописца Боброва, но тот вместо обучения заставлял его делать обычную черную работу: тереть краски, прислуживать мастерам, носить из реки на высокую гору воду, помогать по хозяйству.
События Крымской войны середины пятидесятых годов XIX века всколыхнули юг России и многое изменили в судьбе Крамского. В 1853 году в Острогожск, где перед войной стояло много полков, приехал из Харькова фотограф Я.П.Данилевский, чтобы «поживиться» за счет господ офицеров. Ретушер Данилевского запил, и на его место по ходатайству Тулинова пригласили юного Крамского.
Шестнадцатилетний Иван тотчас же согласился на все условия, лишь бы уехать. Контракт был подписан на три года, и все это время Крамской с Данилевским странствовали по России и Малороссии. Побывали в Харькове, Орле, Курске, Москве, Туле, Казани, Нижнем Новгороде.
С этого времени юноша вёл свой дневник, из которого можно узнать, как восхищали и пленили его задушевные русские песни.
А вот запись от 18 ноября 1853 года: «Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям...»
Без искусства он не представлял себе жизни. Его возмущало отношение Данилевского, бывшего ранее часовщиком в Риге, к задачам фотографического портрета. Крамской негодует на то, что «своих понятий в искусстве Данилевский не имеет, а следует вкусам и суждениям обывателей. Портреты его выходят препошлыми; как выразился один остряк: «Это месяц в полнолуньи». То есть, лицо не имеет никаких теней, а только резко выходят части его: глаза, нос и рот, и больше ничего».
Это первые профессиональные суждения Крамского о фотопортрете. Молодой ретушер уделяет большое внимание светотеневому решению, выявлению пластики, формы, объема и вскоре достигает в этой области больших успехов.
В 1857 году Крамской расстается в Нижнем Новгороде с Данилевским и переезжает в Петербург. Здесь он поступает в известное фотоателье И.Ф.Александровского. Упорный, целеустремленный труд и природная одаренность сделали Крамского «богом ретуши». Ему присылает заказы сам А.Деньер, выпускник Академии художеств, известный фотограф, уделявший большое внимание эстетическим качествам своих работ. «Способ Деньера» заключается в достижении мягкости и глубины тона фотоизображения при общей четкости и определенности рисунка. Это было в творческих интересах Крамского.
Андрей Иванович Деньер (1820-1892) вошел в историю фотографии тем, что первым стал выставлять фотографии на выставках Академии художеств. Он издал и двенадцать выпусков «Альбома фотографических портретов известных лиц России» и был одним из первых русских фотографов, достойно представлявших отечественную светопись на международных выставках.
В студенческие годы И.Н.Крамской неоднократно посещал Воронеж. Здесь в 1859 году в доме И.С.Никитина состоялась его встреча с поэтом. Имя Крамского носят Острогожская детская художественная школа и бульвар, на котором установлен памятник художнику, Осторогожский историко-художественный музей и Воронежский областной художественный музей. Крупные собрания работ И.Н. Крамского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других музеях страны.
Фотографию в ту пору рассматривали не только как соперника, но и как союзницу живописи. Иван Крамской, Илья Репин и другие признанные художники создали целый ряд замечательных живописных портретов по фотографическим снимкам.
Работая ретушером, Крамской изучил светопись, язык светотени. Его многочисленные монохромные портреты в стиле «сепия» – результат влияния фотографии. В 1868 году Крамской обдумывал план создания собственной фотографии «Петербургской артели художников».
Михаил Вязовой
(Продолжение следует)
Источник: «Воронежская неделя», №9 (2046), 29.02.12г.