Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Мультфильмы детям не игрушка

29.02.2012

В воронежском кинотеатре «Спартак» прошёл Большой фестиваль мультфильмов. Его программный директор Дина Годер рассказала «Воронежской неделе» о мультфестивалях и проблемах, с которыми сталкиваются аниматоры в России.


Дина Годер. Фото Виталия Черникова

- Дина, по специальности вы театровед. Как пришли к анимации?

- Это было во времена моей работы в журнале «Итоги», где я заведовала отделом искусства. Поскольку всегда любила анимацию, была убеждена, что про неё надо писать чаще. Как заведующая я пыталась добиться этого от своих сотрудников. Сначала от нашего кинообозревателя, но он ворчал: «Я не люблю анимацию»; потом от обозревателя по изобразительному искусству, который говорил: «Мультфильмы – это же кино, я в них ничего не понимаю».

Так получилось, что на российский фестиваль анимационного кино в Тарусу я поехала сама. На подобных мероприятиях очень специфическая обстановка – это такой пионерлагерь для взрослых. Там «капустники» проходят всё время, с утра до ночи не прекращается веселье. Когда был опубликован мой первый репортаж с фестиваля мультфильмов, меня начали приглашать на другие. Следующим стал Международный мультипликационный фестиваль «КРОК».

Однажды друзья, которых я знаю по «Золотой Маске» и которые делали в это время фестиваль «Кинотеатр.doc», сказали мне: «Сколько можно рассказывать про мультфильмы? Надо их показывать». Мы начали с того, что я вела еженедельную программу мультфильмов по выходным в культурном центре «Актовый зал», приглашала режиссеров. Это был несомненный рывок вперед. Сегодня в Москве этим занимаются во многих клубах. Фестиваль мы начали делать позже.

- Возможно ли проводить постоянный показ мультфильмов в региональных центрах, например, в Воронеже?

- Конечно, гораздо круче, когда существуют арт-хаусные места и есть клубная система показов. Я считаю, что лучше, когда что-то появляется само на региональной почве, чем когда приезжают культуртрегеры и привозят это с собой. Что, в миллионом городе не найдутся люди, которым интересна анимация? Не верю!

Конечно, организатор должен понимать, что нужно заняться и просвещением людей, объяснить им, что мультфильмы - это очень интересно! Нередко даже интеллигентные люди, которых я приглашаю на просмотры, говорят, что не пойдут туда, потому что это только для детей. Хотя авторские мультфильмы рассчитаны на взрослых, некоторые детям даже показывать нельзя.

- И как, по-вашему, сломать эти стереотипы?

- Можно было бы устроить детскую анимационную школу в Воронеже с занятиями раза два в неделю, это очень развивает воображение и изобретательность. В прошлом году мы проводили в Сочи учебный проект «Фабрика мультфильмов»: дети снимали их вместе с профессиональными аниматорами. К нам приходило много детей с родителями. Уже через 20 минут взрослых невозможно было оторвать от увлекательного процесса создания фильма. Они рисовали и вырезали, обсуждая, какие компьютерные программы можно использовать.

В нашей «Фабрике мультфильмов» участников становится всё больше за счет увлечённых людей. Появился, например, парень, который занимается коллекционированием старинных оптических игрушек: он учит детей играть в них и самим делать такие же.

- Какие сегодня существуют способы знакомства широкой аудитории с авторской анимацией, кроме организации фестивалей?

- По телевизору её почти не показывают. Выпускаются, конечно, диски, но их мало покупают. Самый легкий способ продвижения сегодня – Интернет. Но мультфильм, нарисованный настоящим художником в сложной технике, ты не сможешь оценить на YouTube. Например, фильмы нашего оскаровского лауреата Александра Петрова - это ведь настоящая живопись! Конечно, есть вещи, специально сделанные для Интернета, которые смотрятся там отлично – в них важна история, остроумие, парадоксы какие-то.

- В Интернете художник не имеет прибыли со своей работы. Как же зарабатывают аниматоры и художники?

- Художник обделён. Сегодня студии с мультипликаторами чаще всего заключают грабительские договоры. В Советском Союзе мультипликаторы владели персонажами. Если ты где-то использовал кусочек фильма, то деньги шли на студию, а если использовался персонаж, например, появлялся какой-нибудь сырок «Чебурашка», то деньги должны были идти художнику. В 90-е на эту тему было много споров и судов, у несчастных старых мультипликаторов воровали их персонажей. Закон изменился, и сейчас, теоретически, только если художник невероятно крут, он, подписывая договор со студией, может добиться того, чтобы персонажи принадлежали ему. На практике такого не происходит. В основном же студия платит только зарплату.

Что касается авторского кино, то во многих странах авторы существуют на гранты от государства. Например, так обстоит дело в Канаде, во Франции.

Но количество грантов в год ограничено. Поэтому если есть сильная студия, то она запускает коммерческие проекты. Если у них есть какой-нибудь известный режиссер, который был номинирован на престижную премию и получал призы, то он может договориться, что один раз в какое-то количество лет ему дадут сделать авторский фильм, при условии, что он много работает с коммерческой продукцией. Но в России студии пока не приносят прибыли. Поэтому про помощь авторскому кино со стороны студий у нас говорить не приходится.

- Как обстоят дела с телевизионным показом мультфильмов в России?

- Есть несколько телеканалов с мультфильмами, но они успешны не за счет отечественной анимации. Во всём мире студии работают на сериалы и полные метры. На Западе если ты вложил деньги в мультсериал, то покроешь все затраты – и ещё останется небольшой излишек на развитие производства. Наши же каналы покупают в основном старую иностранную сериальную продукцию, а не новую отечественную, которая дороже.

Также не всё идеально с законодательством.

Директор студии «Петербург», которая делает, в сущности, наш самый коммерческий продукт - «Смешарики», - говорила мне, что, если бы был отменен запрет на рекламу в детских передачах, то телевидение могло бы нормально платить за отечественные сериалы. И тогда студия смогла бы выживать и развиваться сама, не завися от государства. Сама по себе продажа права на использование анимационного знака у нас в стране дает не так много, проблем наших анимационных студий это не решит.

Беседу вёл Павел Лебедев

Источник: «Воронежская неделя», № 9 (2046), 29.02.12г.


Возврат к списку