Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Испытание глубиной

17.03.2012

24 марта Олег Бузулыкин будет принимать поздравления с 71-летием. В том числе и от друзей из региональной общественной организации «Союз моряков-подводников».

Олег Матвеевич Бузулыкин

Вместе с поздравлениями, разговорами о наболевшем непременно вспомнят о службе в Заполярье, о рискованных походах в Атлантику, к Северному полюсу. Олег Бузулыкин из той плеяды моряков-подводников, которым довелось осваивать стратегические ракетоносцы первого поколения проекта «658», оснащённые тремя ракетами с надводным стартом. Многое, что они делали тогда в начале 60-х годов, позволило в короткий срок создать мощный подводный щит на северных рубежах страны.

Четыре года службы на Северном флоте Олег Матвеевич не считает вычеркнутыми из жизни. Наоборот, он полагает, что она во многом предопределила в дальнейшем его судьбу.

- После окончания учебного отряда в Северодвинске меня распределили на атомную подводную лодку проекта 658 «К-16», которая достраивалась на Северном машиностроительном предприятии, - рассказывает Олег Бузулыкин. - Это был четвёртый корпус из восьми запланированных подводных ракетоносцев, которые предназначались для нанесения ударов баллистическими ракетами по наземным объектам.

Под присмотром специалистов «Электросилы» помогал в монтаже, наладке электрооборудования, упорно изучал устройство АПЛ, особенно восьмой отсек, где находился мой боевой пост. До сих пор помню всё оборудование, расположенное в нём.

Удостоверение электрика спецэнергоустановки, полученное на «Севмаше», позволило мне беспрепятственно устроиться после увольнения на Воронежский механический завод. Прошёл путь от электрика до главного энергетика. За успехи в освоении новой техники награждён орденом Трудового Красного Знамени. Так что флотская специальность стала основополагающей в моей жизни.

Акт о приёмке АПЛ «К-16» в состав ВМФ был подписан Государственной комиссией в конце декабря 1960 года. Уже к весне 1961 года экипаж отработал и сдал все задачи по курсу боевой подготовки, и корабль вошёл в состав сил постоянной готовности.

- Плавали очень много и интересно. В том числе ходили подо льдами к Северному полюсу. Однажды акустики просчитались с полыньёй, и при всплытии лодка ударилась о паковый лёд, повредив выдвижные устройства. Несмотря на непростую ситуацию, мы вернулись на базу, – продолжает Олег Матвеевич.

Как отметил Олег Бузулыкин, у «К-16» – счастливая судьба. Без серьёзных ЧП она десятки лет бороздила моря и океаны. С этой субмарины сразу два офицера – командир АПЛ капитан 2-го ранга Феликс Митрофанов и старпом капитан 3-го ранга Евгений Чернов – станут впоследствии Героями Советского Союза, адмиралами.

Это – счастливцы. К сожалению, головную лодку проекта 658 «К-19» к таким не отнесёшь. Начиная с завода, её преследовала целая череда несчастий. А когда при спуске атомохода на воду бутылка традиционного шампанского не разбилась после первого броска о форштевень, у подводников ёкнуло сердце – не к добру. И примета сработала.

- На этой лодке, как я потом узнал, служил мой друг Семён Пеньков. Вместе росли, учились в Вязноватовской школе, что в Нижнедевицком районе Воронежской области. Даже как-то подрались с ним, не поделив сахар. Он был старше меня на год и первым ушёл в армию. Сперва служил на Балтике, а затем его распределили в экипаж «К-19», которая готовилась в «автономку». Она оказалась для Семёна роковой, – вспоминает бывший подводник.


АПЛ «К-19» в походе

…18 июня 1961 года первая отечественная атомная ракетная подводная лодка под командованием капитана 2-го ранга Николая Затеева вышла в Атлантику на первое боевое патрулирование в рамках флотских учений «Полярный круг». «К-19» предстояло пройти из Атлантики через Норвежское море в Северный Ледовитый океан и, имитируя действия условного противника, подойти к берегам СССР, а затем из-подо льдов в непосредственной близости от «советского военного пространства» произвести пуск ракет.

В четыре утра 4 июля на лодке, которая находилась в ста милях от базы ВМС США, расположенной на норвежском острове Ян-Майен, сработала аварийная защита реактора левого борта.

Причиной аварии послужило резкое падение давления воды и уровня объёма в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось впоследствии, течь на не отключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления.

В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов. Авария атомного реактора могла привести к взрыву лодки, а впоследствии повлечь за собой ядерный апокалипсис.

Капитан 2-го ранга Николай Затеев объявил аварийную ситуацию, дал команду на всплытие и собрал офицеров. Выслушав их, командир лодки принял решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий повреждённый участок системы охлаждения. Нужны были люди, готовые выполнить эту работу.

Восемь добровольцев, среди которых был и матрос Семён Пеньков, меняя друг друга, уходили в шестой аварийный отсек. Ценою своей жизни морякам удалось смонтировать систему аварийной водяной проливки и заглушить оба реактора. Спасая подводную лодку, экипаж получил огромные дозы облучения – до 600-800 бэр.
Умирали подводники страшной, мучительной смертью. В скорбном списке оказалось восемь человек. Двоих похоронили в Ленинграде, а шестеро, среди них и Семён Пеньков, нашли вечный приют на Кузьминском кладбище Москвы.

Пятого августа 1961 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении личного состава подлодки. Документ был секретным, в открытой печати не публиковался. 49 человек были награждены орденами и медалями, остальных поощрили грамотами министра обороны, командующего флотом и ценными подарками.

Все награды оказались на ступень ниже, чем те, о которых ходатайствовал Николай Затеев. На троих погибших моряков командир подавал представление на звание Героя Советского Союза, но их наградили орденами Ленина и Красной Звезды. Никита Хрущев якобы тогда сказал: «За аварию Героев не дают!»

В течение 30 лет трагедия, произошедшая на «К-19», тщательно скрывалась. Членам экипажа запрещалось не только упоминать о факте аварии, но и употреблять выражение «лучевая болезнь».

Олег Бузулыкин вспоминает: «Тогда все мы давали подписку о неразглашении. Запрещалось вести дневники, делать фотографии. За этим зорко следили. Об аварии никто нам не говорил, хотя, как говорится, земля слухами полна. Фамилию Семёна Пенькова я случайно увидел на стеле, которую установили в гарнизоне, но затем её быстро убрали. О том, что он действительно погиб, узнал уже от родителей, которые получили тогда скупое оповещение о смерти сына, а где и как погиб — не пояснялось. Как потом узнали, умерших хоронили в специальных свинцовых гробах, не оповестив даже родственников о месте их последнего упокоения».

Бывший командир «К-19» Николай Затеев не раз обращался к Правительству и в Министерство обороны, добиваясь, чтобы сняли гриф секретности с аварии. Ведь члены экипажа, получившие лучевую болезнь, оказались один на один со своей бедой и никакой компенсации за потерянное на военной службе здоровье не получают. В ответ слышал: «Вы зря раздуваете эту историю!» И тогда летом 1990-го по собственной инициативе Николай Затеев дал сенсационное интервью, потребовав увековечить память погибших подчиненных.

Пройдёт ещё восемь лет, лишь тогда на Кузьминском кладбище появится мемориал подводникам, спасшим мир от ядерной катастрофы.

А в 2002 году на экраны кинотеатров выйдет фильм «К -19. Оставляющая вдов» с Фордом Харрисоном в главной роли. К стыду нашему, поставили его не российские, а американские режиссёры. После этого весь мир узнает о советских моряках-подводниках, до конца выполнивших свой воинский долг.

К тому времени, отдав 30 лет Воронежскому механическому заводу, Олег Матвеевич перешёл работать в колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса. Однажды, делясь впечатлениями о службе на Северном флоте, он рассказал ребятам о подвиге Семёна Пенькова. Каково же было удивление бывшего подводника, когда к нему пришли два студента, которые оказались внучатыми племянниками Семёна Пенькова. А на следующий день в колледж приехал их старший брат, Владимир Пеньков. Он, как и Олег Бузулыкин, был полон желания извлечь из казённого беспамятства имена подводников, спасших мир от ядерной войны.

Совместно с «Союзом моряков-подводников» на 45-ю годовщину аварии на «К-19» им удалось собрать в Доме офицеров родственников Семёна, общественность, СМИ и провести вечер памяти. Было решено открыть памятную мемориальную доску Семёну Пенькову в Успенской Адмиралтейской церкви, в которой царь Пётр I освещал первые российские корабли. В том же году эту идею удалось осуществить.

На этом они не остановились. В апреле 2009 года Вязноватовской средней школе было присвоено имя героя-подводника Семёна Пенькова. В школьном музее появилась экспозиция, рассказывающая о подвиге земляка, за который он был удостоен ордена Красной Звезды. В дар музею Олег Матвеевич передал макет «К-16», которая, как и АПЛ «К-19», рождалась на верфях «Севмаша».

Четыре года назад вместе с учителем истории Владимиром Дроздовым группа ребят из Вязноватовки побывала в Москве на Кузьминском кладбище. Здесь они встретились с учениками школы №55 из Ярославля, которые также помнят и чтят своего земляка Валерия Харитонова, погибшего на «К-19». Теперь ребята поддерживают тесную связь со своими ровесниками. В 2011 году они вновь встретились в Москве на траурных мероприятиях по случаю 50-летия первой катастрофы на атомной советской подводной лодке.

Олег Матвеевич рад, что теперь память о матросе Семёне Пенькове будет передаваться из поколения в поколение. Ведь будущее начинается с прошлого.

Валерий Казанов

Источник: газета «Коммуна» №37 (25865),17.03.2012г.


Возврат к списку