Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Околопартийные страсти

12.04.2012

Самой обсуждаемой новостью минувшей недели стали подписанные Президентом Дмитрием Медведевым поправки в закон о политических партиях.

Главной его новацией стал упрощенный порядок создания и деятельности политических партий в России. Смысл его сводится к тому, что закон сокращает минимальную численность членов партий, необходимую для их регистрации, с нынешних 40 тысяч до 500 человек, т.е. фактически в 80 раз.

Отменяются также ныне действующие требования к минимальной численности партии в ее региональных отделениях, которые, вместе с тем, должны быть образованы не менее чем в половине субъектов РФ. На сегодняшний день требуется, чтобы они присутствовали в более чем половине российских регионов. Согласно закону, такие требования могут устанавливаться уставами самих партий. При этом новые правила начнут действовать со дня официального опубликования закона, т.е. с 3 апреля, а не с 1 января 2013 года, как предусматривалось ранее.

Нормами закона также запрещается ликвидировать партии в связи с их «недостаточной численностью». Вместе с тем решение о ликвидации будет принято, если партия не принимает участия в выборах в течение семи лет подряд (ограничения на сегодня – пять лет).

Закон также вводит запрет на регистрацию партий, чьи названия схожи с наименованиями уже зарегистрированных партий или общественных объединений до «степени смешения».

Кроме того, устанавливаются основания для приостановления регистрации партий, но не более чем на три месяца. Согласно документу, в течение этого срока партия сможет устранить замечания Министерства юстиции РФ, которое, в свою очередь, будет обязано выдать мотивированное заключение с указанием рекомендаций, позволяющих возобновить регистрационный процесс. Тем самым существенно ограничивается степень произвольного влияния Минюста на процесс партийного строительства.

К числу существенных послаблений в деятельности партий можно отнести и такую норму закона, как обязанность предоставлять в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ сводный финансовый отчет о поступлениях и расходовании средств один раз в три года, а не ежегодно, как сейчас.

Таким образом, совокупный эффект либерализации от принятых нововведений очевиден, хотя отношение к нему далеко неоднозначно.

Большинство наблюдателей обратили внимание на время и обстоятельства принятия закона.

Необходимость внесения соответствующих изменений в Федеральный Закон «О политических партиях» глава государства инициировал еще задолго до настоящих событий. В своих выступлениях Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал архаичность российской политической системы и настоятельную потребность в ее модернизации. К подобным же выводам пришел и Владимир Путин, когда в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» констатировал, что институты политической системы должны вместить возросшую политическую активность масс.

Однако последние заявления прозвучали после многотысячных митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, когда собравшиеся потребовали честных выборов, расширения возможностей политического участия и реализации других гражданских свобод. Не исключено, что судьба партийно-политической реформы была бы иной, ели бы ее не подтолкнула массовая низовая активность. К слову сказать, подписание закона Президентом произошло в ходе встречи с представителями несистемной оппозиции, что также весьма показательно.

В ходе целой серии всевозможных дебатов на телевидении, в Интернете и на страницах газет и журналов обозначились две основные позиции по обсуждаемой проблеме.

Первая заключается в том, что Президент предпринял шаги в правильном и давно ожидаемом направлении. Появится множество новых и оригинальных партий, которые не только сумеют разнообразить наличный политический ландшафт, но и станут эффективными механизмами пробуждения общественной активности, мобилизации населения в постоянную общественную деятельность, расширения каналов восходящей вертикальной мобильности, особенно для молодых и активных людей, и оживления коммуникации между властью и гражданами. Все эти задачи давно уже стоят в политической повестке дня, особенно в контексте провозглашенной властью потребности в модернизации и инновационном развитии, которого невозможно достичь сугубо административными методами. Требуется серьезная, основательная и повседневная общественная поддержка.

Сторонники другой точки зрения усматривают в формирующемся партийном многоцветье опасность карнавализации российской политической жизни, превращении ее в шумный балаган, не отвечающий истинному предназначению партийно-политической системы. Выражается сочувствие избирателям, которые, образно говоря, «утонут» в партийных списках, поскольку уже сегодня документы в Минюст представили около 70 партийных объединений. Среди них действительно есть немало экзотических экземпляров, чья псевдопартийная идентификация не имеет никакого отношения к традиционным партийным задачам. Следовательно, возможна известная дискредитация самой идеи партии как политического института.

Особое отношение к президентским новациям – у представителей ныне действующих партий.

Представляющие так называемую системную оппозицию КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» опасаются того, что регистрирующиеся новые партии отберут у них определенные доли голосов, но, не преодолев 7-процентный барьер, фактически «подарят» набранные ими голоса «Единой России». Тем самым именно «партия власти» в полной мере вкусит плоды от партийной реформы, хотя смысл последней заключался совсем в другом.

Что касается несистемной оппозиции, прежде всего – правых партий, не представленных в Государственной Думе, то им эти нововведения кажутся недостаточными. Список требований, предъявленных Президенту Дмитрию Медведеву на памятной встрече с их представителями, был гораздо более обширным и содержательным, нежели то, что нашло отражение в законе.

Как это нередко бывает, есть известная доля правоты в позициях и одних, и других.

Во-первых, огромное количество зарегистрированных партий действительно будет сбивать в толку избирателя, хотя увеличение численности партии с 500 до 1000 человек, как настаивала КПРФ, здесь тоже мало что изменит.

Главная проблема заключается в том, чтобы подтолкнуть партии близкой идеологической и политической ориентации к объединению, к созданию коалиций. Конечно, для этого необходима соответствующая политическая культура лидеров формирующихся партий, понимание ими своей ответственности перед теми или иными социальными группами, чьи интересы они намерены защищать.

Кроме того, необходимы и последующие институциональные решения, в частности, введение в избирательное законодательство нормы о возможности создания предвыборных блоков. Это позволит структурировать партийно-политическое поле, способствовать появлению крупных политических объединений право- либо левоцентристской ориентации, оттеснив радикальные силы на обочину партийно-политического спектра.

Во-вторых, оперативное подписание Президентом поправок к Закону «О политических партиях» связано с предстоящим осенью текущего года туром региональных и местных выборов, в которых вновь образованные партии уже смогут принять участие. Как показали последние выборы мэров ряда городов, кандидатам от «Единой России» уже дан серьезный бой, подтверждающий предположение о том, что на этом уровне политическая борьба является более конкурентной, честной и перспективной для прочих партий, чем на федеральном уровне. Отсюда надежда на новые партийные бренды и новые имена: при всех недостатках любых политических партий ничего лучшего для открытой политической борьбы, чем партия, человечество не изобрело.

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: газета «Коммуна» №51 (25879),12.04.2012г.


Возврат к списку