Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Поставленный ещё в конце прошлогодней осени и показанный в родном городе лишь два раза подряд – он не произвёл на публику благоприятного впечатления. И сразу же «укатил» в США, где основную часть театрального сезона и пребывала воронежская балетная труппа. «За бугром» «Ромео и Джульетту» американцы лицезрели семнадцать раз.
Вроде бы явная несправедливость и «дискриминация» по отношению к воронежцам. Но, с другой стороны, может, это и к лучшему: в родной город вернулся натанцованный спектакль и уже иного качества.
Неоспоримой удачей и центром балетной постановки является Джульетта – Светлана Носкова. Мне уже приходилось писать о том, что её танец заслуживает в высшей степени превосходных эпитетов, всех разом и скопом: она и нервическая, и изящная, и пластичная, и романтичная, и глубоко чувствующая. В общем, несравненная! Но самое главное то, что Светлана Носкова в танце проживает свой образ. Не изображает, не пытается быть похожей – она просто живёт. И ты ей веришь.
Доходит до того, что начинаешь слышать, будто в движениях танцовщицы звучат шекспировские слова, вложенные в уста Джульетты: «Я – воплощенье ненавистной силы, некстати, по незнанью полюбила». Или её же: «Ужель так бессердечны небеса?» Чувствуешь «вибрацию слов над поверхностью танца». Так в своё время писали балетные критики о постановке Леонида Лавровского в Большом театре в сорок шестом году, когда он изменил первую редакцию «Ромео и Джульетты».
Каким-то немыслимым образом Светлане Носковой удалось преобразовать последовательность четверостиший в череду пластических образов. И оттого её танец наполнен чувством и производит должный эффект.
Однако в воронежской версии «Ромео и Джульетты» существуют три центра. Первый, как уже было сказано, это Джульетта - Носкова; второй – Тибальт -Александр Литягин и третий – Меркуцио - Геннадий Горожанкин.
И Литягин, и Горожанкин – танцовщики, наделённые эмоциональностью и экспрессией. Тибальт Литягина – живой, в нём нет ни нарочитой холодности, ни властности. Ему симпатизируешь, и почему-то начинаешь думать, что вот таким и должен быть другой герой– Ромео. Меркуцио Геннадия Горожанкина на протяжении всей постановки с завидным упорством удерживает в танце озорную ритмичность. И этим он, безусловно, подкупает.
Художник-постановщик Заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили сделал как бы «многослойные» декорации. Великолепные колонны, арки, портики создают атмосферу какой-то особенной утончённости. Когда поднимается занавес, то мы словно оказываемся в эпохе Ренессанса.
Своим извилистым путём движется музыка, создавая атмосферу знойного лета. Оркестру под управлением дирижёра, Заслуженного деятеля искусств РФ Юрия Анисичкина удаётся передать всю полноту чувств: от лирической наполненности героев до трагического финала.
Сюжет балетного спектакля «Ромео и Джульетта», перенос которого со сцены Большого театра осуществил Сергей Антонов (в недавнем прошлом – солист Большого, а ныне – педагог-репетитор), развивается стремительно, нарастая по мере приближения к трагическому концу. Здесь ансамбли немноголюдны, дивертисментов намного меньше, чем в более грандиозных постановках.
Такая камерность, элегичность не снижает силу накала происходящих страстей.
Но есть одно «но».
В спектакле, по сути, нет Ромео. Нет, он, конечно, присутствует и время от времени появляется на сцене. Но это словно тень Ромео – неживая, бесчувственная. Танец у лауреата международного конкурса Дениса Каганера тяжеловесный (особенно в прыжках), какой-то никакой: жесты и мимика – тривиальны, в движениях тела нет ни эмоций, ни страсти. А ведь он – Ромео!
Но при всём при этом «Ромео и Джульетта» оставляет приятное впечатление. Скорее всего потому, что есть ансамблевость. А это, как повторял Станиславский, огромная сила!
Виктор СИЛИН
Источник: газета «Коммуна» №61 (25889), 28.04.2012г.