Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Этих дней не смолкнет слава. Альбом доктора Князева

03.05.2012

О нём, о военвраче Николае Дмитриевиче Князеве, в своё время немало написано в книгах, журналах, газетах

Уроженец Воронежской области, питомец Куйбышевской военно-медицинской академии, Николай Князев с первых дней войны был на фронте, затем оказался во вражеском окружении на территории Украины. Раненым попал в плен, находился в лагере для военнопленных «Гросслазарет» города Славута. О том, через какие испытания довелось здесь пройти нашим бойцам и офицерам, Н.Князев рассказал в своей книге «Побывавший в аду», которая увидела свет благодаря стараниям дочери фронтовика Зои Князевой.

О докторе Николае Князеве, совершившем вместе с группой товарищей побег из плена, писал журналист «Коммуны» Лев Суслов.

Доктора Князева вспоминали бывшие партизаны-подпольщики. И не только наши соотечественники.

Так, в 1972 году в польском журнале «Дружба» генерал Войска Польского Бронислав Курята, бывший разведчик Партизанского объединения имени Ф.Э.Дзержинского, поведал журналисту Генриху Калиновскому:

«У всех жителей польских сёл навсегда осталось в памяти имя советского врача Николая Князева… В те далёкие и тревожные дни непрерывным потоком шли беженцы польской национальности в партизанский край. Они покидали родные хутора и сёла, опасаясь кровавой расправы, которую чинили над беззащитными женщинами, стариками и детьми гитлеровские изверги и их бандеровские прихвостни. Не хватало жилья, пищи, одежды. В каждой хате приходилось размещать по несколько семей. Люди располагались на чердаках и гумнах. Там они жили и летом, и зимой. Такая скученность способствовала возникновению заболеваний.

Николай Князев делал всё возможное, чтобы помочь польским беженцам. Польские жители не забыли славного советского человека, партизанского доктора Николая Князева. В журнале была и фотография русского врача.

Фортунат Вильчинский, ещё один боец Партизанского отряда имени Дзержинского, вспоминал с благодарностью доктора Князева, который в далеко не подходящих условиях, не имея необходимых инструментов и лекарств, оперировал его. «Доктор Князев спас мне ногу… Не все спасённые поляки знали имя доктора, для них он так и остался человеком, который спасал жизни раненых и больных».

После войны Николай Князев вернулся в Воронеж, работал в городской санэпидстанции. Человек беспокойной души, он вёл огромную общественную работу – был председателем ветеранского совета воронежских партизан военно-патриотической секции краеведческого музея. Часто выступал перед молодёжью, рассказывая о пережитом.

Николай Дмитриевич проводил кропотливые исследования, связанные с партизанским движением. Его поисковая работа отражена не только в многочисленных выступлениях в прессе. Передо мной – солидный альбом с фотографиями воронежцев - участников партизанского движения как на территории нашей области, так и в Украине, Белоруссии, Литве, Югославии, Италии, Франции, Польше. Здесь есть известные всем люди – юный разведчик, будущий космонавт Герой Советского Союза Константин Феоктистов, партизан, сражавшийся в отряде С.Ковпака, Костя Стрелюк, легендарная подпольщица Валентина Довгер, бесстрашная соратница разведчика Николая Кузнецова.

А вот и мои давние знакомые – преподаватели Воронежской лесотехнической академии – Василий Шепилов и Лев Погорельский…

Василию Шепилову было четырнадцать лет, когда он стал участником боёв за Воронеж. Хорошо зная каждый уголок родного города, вместе со своим другом Юрием Павловым пробирался на правый берег, занятый фашистами, добывал ценные сведения о расположении вражеских частей, техники, огневых точек и сообщал нашим воинам. Во время одной из бомбёжек юный разведчик был тяжело ранен. Многие месяцы лечился в госпитале. В ВГЛТА В.М.Шепилов работал старшим преподавателем, заместителем декана.

«Рассказ радиста-разведчика» - так назывались записки Льва Погорельского, подполковника запаса, сорок лет проработавшего в Воронежском «лестехе» на кафедре философии. Вот что он пишет:

«В 1965 году в издательстве «Беларусь» вышла книга Героя Советского Союза Романа Мачульского «Вечный огонь». Мачульский был первым секретарём Минского подпольного обкома партии и командиром одного из партизанских соединений. В этой книге есть раздел «Сильные духом», где значительная часть событий относится к деятельности разведывательной спецгруппы НКГБ СССР «Август», в которой я был радистом. Наша группа «Август» некоторое время выполняла функции отдела разведки при штабе, возглавляемом Р.Н.Мачульским».

Одним из направлений деятельности разведгруппы было внедрение нашей агентуры в немецкую разведшколу. Как говорит Лев Владимирович, всё это хорошо показано в кинофильмах «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна».

Радист из Воронежа принимал также участие в «глушении эфира» во время операции, описанной в книге В.Богомолова «В августе 44го», по которой снят одноимённый кинофильм.

Подпольную работу вели в логове врага и узники концлагерей. Мне в своё время довелось рассказать в «Коммуне» о встрече, которая состоялась в воронежской средней школе № 42. в гости к учащимся приезжала в 1969 году мать отважной «молодогвардейки» Любы Шевцовой Ефросинья Мироновна Шевцова.

Пришёл на встречу с ребятами и бывший узник Бухенвальда Сергей Михайлович Харин, командир штурмового батальона. Как известно, в Бухенвальде был замучен немецкий коммунист Эрнст Тельман. В лагере находились также его жена Роза и дочь Ирма. В 70-х годах Ирма приезжала в Воронеж на встречу с бывшими узниками Бухенвальда, которые в те грозные годы спасли ей жизнь. В альбоме Князева есть фотография с этой встречи.

Так вот, в школу № 42 Сергей Харин и мать Любы Шевцовой прибыли на открытие музея «Молодой гвардии». Волнующие моменты встречи запечатлела тогда фотокор «Коммуны» Тамара Карпова. Мать передала в музей единственную сохранившуюся вещь Любы – вышитую подушку. А сейчас в этой школе расположен музей «Узники Бухенвальда», где ведётся большая военно-патриотическая работа.

…В альбоме Николая Князева увидела я и своих давних знакомых, с которыми жила в одном доме в Берёзовой Роще, – Ирину Ивановну Лозовую и Надежду Ивановну Плетнёву. Эти отважные женщины работали медсёстрами в осаждённом Севастополе. До и во время обороны города они оказывали помощь раненым. А после падения Севастополя сначала девушки попали в «Гросслазарет», где их и увидел Николай Князев. Если женщинам, попавшим в лагерь с других участков фронта, удалось вырваться на свободу под видом жителей Славутской округи, то женщинам из Севастополя вообще запрещалось покидать лагерь. Здесь в это время разразился сыпной тиф. Все больные поступали в блок номер 9, где в одном крыле размещались мужчины, а в другом – женщины.


Медсестра Ирина Лозовая.

Николаю Князеву вместе с другими пленными врачами приходилось сдерживать распространение инфекции (ни одного немецкого медика не оказалось). Только спустя четыре месяца, в марте 43-го сыпняк пошёл на спад. Победившие смерть узники понемногу приходили в себя.

А вскоре всех женщин, находившихся в лагере, стали отправлять в Германию. В группу невольниц попали и девушки из Севастополя. «Мы все сердечно с ними распрощались, не ведая, что их ждёт на чужбине, в самом логове врага».

Уже после войны, когда Николай Дмитриевич вёл розыскную работу, он встретился с землячками, которые были узницами концлагеря Равенсбрюк и вели там подпольную работу.


Доктор Н.Князев и медсестра К.Гончарова на встрече воронежских партизан в 1975 году.

…В альбоме Николая Князева фото почти трёхсот партизан-воронежцев и краткие сведения о них. Автор этого солидного издания, которое выпустила типография завода «Электросигнал» в 1986 году, передал свой труд в районы Воронежской области, в ветеранские организации.

Не знаю, есть ли в краеведческом музее альбом фронтовика Князева, но один экземпляр его хранится у потомков партизанского доктора.

Всё, что связано с историческими событиями, нужно сохранять. Ведь прошлое это не то, что было и прошло, а то, с чем мы идём в будущее.

Людмила СУРКОВА

Источник: газета «Воронежская неделя» № 18 (2055), 03.05.2012г.


Возврат к списку