Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Отчёт о работе Контрольно-счётной палаты городского округа город Воронеж за 2011 год

03.05.2012

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2011 год подготовлен в соответствии с Положением о КСП, с учетом требований Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, нормативно-правовыми актами городского округа город Воронеж.
В отчете представлены основные итоги деятельности КСП по реализации задач, возложенных Бюджетным Кодексом Российской Федерации, а также результаты совместной работы с городской Думой, администрацией города по реализации полномочий местного самоуправления.

Свою деятельность Контрольно-счетная палата осуществляет на основании годовых планов, утверждаемых до конца прошлого года городской Думой по представлению председателя КСП. В основе своей план формируется по результатам контрольной и экспертной работы за предыдущий период.

Значительную часть плана составляет блок тематических проверок, в который включены мероприятия, объединенные по актуальным для города вопросам с целью системного анализа ситуации и выработки предложений, в том числе, направленных на предотвращение нарушений.

В отчетном периоде запланированные мероприятия исполнены в полном объеме. Кроме того, проведено 10 внеплановых проверок, в том числе по обращению городской Думы и прокуратуры города.

Финансовый контроль осуществлялся в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Основной целью каждого мероприятия, независимо от тематики и объектов, ставилась оценка эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности.

Большое внимание традиционно уделяется контрольно-ревизионной деятельности. За 2011 год проведено 116 проверок на 153 объектах, из них: 113 - муниципальные учреждения; 23 - структурные подразделения администрации городского округа; 7- муниципальные предприятия; 10 - прочие организации.

Дальнейшее развитие получила экспертно-аналитическая деятельность, что выражается не только в количественных показателях (проведено 118 мероприятий, что в 2 раза превышает показатель 2010 года), но и в качественных.

В первые годы работы КСП основным направлением экспертно-аналитической деятельности было проведение финансовых экспертиз проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета, или влияющих на его доходную часть. По мере формирования базы данных, включающей нормативно-правовые акты городской Думы и администрации, материалы контрольных мероприятий, отчеты об исполнении бюджета, появилась возможность без выхода на объекты, в форме экспертно-аналитических мероприятий осуществлять системный анализ ситуации с целью подготовки предложений по предупреждению неэффективных, нерациональных расходов бюджетных средств.

Следует отметить, что из года в год количество проектов, направляемых в КСП для анализа и подготовки заключений увеличивается, круг вопросов расширяется.

Результаты проведенных в отчетном периоде контрольных мероприятий в целом свидетельствуют об уменьшении выявляемых нарушений при распоряжении средствами бюджета и объектами муниципальной собственности.

Вместе с тем, и об этом свидетельствуют практически большинство материалов проверок, отдельные нарушения и недостатки допускаются во всех отраслях городского хозяйства. Объем выявленных финансовых нарушений в стоимостном выражении составил 700 млн. руб., или 3,5% от общего объема проверенных средств. Неэффективно использованы средства на сумму 149 млн. руб. (21%), не по целевому назначению - 0,3 млн. руб.

Наибольший удельный вес приходится на нарушения в бюджетной сфере – 458 млн. руб. (66%), поскольку бюджетные средства – ключевой предмет контроля. В основном, выявлены следующие нарушения: несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, несоблюдение нормативно - правовых актов, регулирующих формирование доходной части бюджета, несоблюдение требований по разработке, формированию и реализации долгосрочных целевых программ.

В 2011 году, как и в 2010, учет нарушений осуществляется на основе классификатора, рекомендованного коллегией Счетной палаты РФ, с учетом внесенных в него корректировок и дополнений, учитывающих специфику проверок Контрольно-счетной палаты.

По сравнению с уровнем предыдущего отчетного периода объем нарушений сократился на 40%. Тенденция снижения нарушений стала результатом совместной работы КСП, городской Думы и администрации города, направленной на достижение общей цели – эффективного использования муниципальных ресурсов для повышения качества жизни горожан.

В 2011 году значительно возросло количество представлений и предписаний: в целях принятия мер по устранению, пресечению, предотвращению нарушений и недостатков, КСП направлено 62 представления и 7 предписаний. Это вызвано переходом к практике направления их не только в адрес проверяемых организаций, но и структурных подразделений администрации, отвечающих за соответствующую сферу (финансы, имущество и др.). Как результат - повысились оперативность принятия мер по устранению нарушений и уровень ответственности соответствующих должностных лиц.

В основном представления и предписания направлены по вопросам устранения нарушений:

- Федерального закона № 94 - ФЗ;

- при распоряжении муниципальным имуществом;

- требований ст. 131 ГК РФ по государственной регистрации прав на муниципальные объекты;

- требований ст.ст. 78, 78.1 БК РФ при выделении субсидий юридическим лицам;

- при проведении капитального ремонта в части несоответствия объемов принятых (оплаченных) работ фактически выполненным, сметной документации, а также необоснованного применения расценок;

- в сфере тарифного регулирования в части сроков пересмотра тарифов, обоснования стоимости услуг;

- при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе - ведении бухгалтерского учета.

При выявлении нарушений и недостатков, носящих системный характер, КСП направляются соответствующие предложения в адрес главы городского округа по принятию мер комплексного и превентивного характера.

Утверждено 29 планов мероприятий по устранению нарушений и недостатков. По большинству предложений принимаются меры. Половина предписаний и представлений сняты с контроля КСП ввиду принятия мер исчерпывающего характера, в том числе по возмещению средств в бюджет, выполнению дополнительных работ, наложению дисциплинарных взысканий на должностных лиц. Устранено финансовых нарушений на сумму 160 млн. руб. (23% от общей суммы выявленных). Этот показатель будет дополняться по мере исполнения представлений и предписаний КСП.

Следует отметить, что проверяемыми организациями принимаются все необходимые меры к устранению нарушений и недостатков уже в ходе проведения контрольных мероприятий КСП.

По фактам грубых нарушений законодательства в адрес правоохранительных органов направлено 22 материала, по 6 из которых возбуждено 8 уголовных дел:

- по результатам контрольных мероприятий, проведенных по вопросу капитального ремонта многоквартирного дома по адресу проспект Революции, 26/28, возбуждены уголовные дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и по ч. 1 ст. 293 УК РФ «Халатность»;

- по результатам проверок ОАО «УК Левобережного района», МУ «РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района» возбуждены уголовные дела по ч.ч. 2, 3, 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество»;

- по результатам проверки МУП «ОКС Железнодорожного района» возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями».

В целях реализации своих функций и, прежде всего, как органа внешнего финансового контроля, КСП видит свою задачу в обеспечении единой системы контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения порядка и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его исполнении.

В рамках исполнения бюджетных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном процессе в городском округе, Контрольно-счетной палатой как участником бюджетного процесса в 2011 году проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета за 2010 год и экспертиза проекта бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.

Проведена проверка отчета об исполнении бюджета девяти главных администраторов доходов, десяти главных распорядителей бюджетных средств. Результаты и оценка исполнения решений о бюджете отражены в заключении об исполнении бюджета за 2010 год.

Кроме того, по инициативе КСП проведен анализ исполнения бюджета за первое полугодие 2011 года. Соответствующее заключение направлено в городскую Думу.

В них содержится анализ основных факторов, оказавших влияние на исполнение бюджета, где наряду с объективными, такими, как изменение бюджетного законодательства, отражены недостатки при реализации функций, возложенных на исполнительные органы местного самоуправления - главных администраторов бюджетных средств. Все предложения КСП приняты и нашли отражение в плане мероприятий, утвержденном распоряжением администрации городского округа, направленном на обеспечение мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа и сокращению задолженности по ним. Результатом укрепления финансовой и налоговой дисциплины стали дополнительные поступления в бюджет на сумму 135 млн. руб.

Однако эта работа проводится в недостаточной мере, о чем свидетельствует рост задолженности по неналоговым платежам на 125 млн. рублей. Общая сумма задолженности по платежам в бюджет составила около 2 млрд. руб. Часть ее, реальная к взысканию, при проведении мероприятий по укреплению финансовой и налоговой дисциплины, составляет резерв доходов бюджета.

Проведенные мероприятия по сокращению кредиторской задолженности позволили привести ее к уровню текущих платежей.

В целях усиления контроля за состоянием просроченной кредиторской задолженности администрацией утвержден порядок определения ее предельно допустимых значений, при этом предусмотрена ответственность руководителей муниципальных организаций вплоть до расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Однако к наличию (росту) кредиторской задолженности приводит практика неосвоения бюджетных лимитов в первом полугодии, и, как следствие, - создания дополнительной нагрузки на бюджет во втором полугодии.

Неритмичность освоения бюджетных ассигнований оказывает существенное влияние как на качество бюджетного процесса – к концу года лимиты корректируются под фактическое исполнение, – так и на реализацию полномочий органов местного самоуправления по финансированию расходных обязательств.

Кроме того, несвоевременное проведение процедур по размещению муниципальных заказов приводит к нарушениям и недостаткам при исполнении муниципальных контрактов, устанавливаются предельно короткие сроки выполнения контрактов, в результате ставится под угрозу качественное и в полном объеме их исполнение, что неоднократно подтверждалось материалами проведенных контрольных мероприятий.

По результатам мониторинга исполнения бюджета городского округа за первое полугодие 2011 года Контрольно-счетная палата обратила внимание на риск исполнения расходных обязательств в 2012 году. Это обусловлено ростом дефицита бюджета за полугодие с 9% до 31% собственных доходов вследствие предоставления кредитов из федерального и областного бюджетов в рамках подготовки к празднованию 425-летия со дня основания города.

Кроме того, в результате предоставления в 2010-2011 годах двух муниципальных гарантий (обеспечение государственной гарантии Воронежской области, предоставленной МКП «Воронежтеплосеть» и муниципальной гарантии МКП) возможно возникновение гарантийного случая в 2012 году в сумме 1 350 000 тыс. руб., или 13% прогнозируемых собственных доходов 2012 года. По мнению КСП, в таких условиях предоставление льгот по неналоговым доходам бюджета нецелесообразно. Однако льготы предоставлялись в течение всего финансового года, при этом без экономического обоснования.

Развитие системы казначейского исполнения бюджета в РФ позволило наладить эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств и свести к минимуму такое грубое нарушение законодательства, как нецелевое использование бюджетных средств.

Основным направлением реформирования бюджетного процесса в РФ стало создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов, что нашло отражение в соответствующей Программе Правительства РФ на период до 2012 года. Ее основная цель - создание условий для повышения эффективности выполнения государственных (муниципальных) функций, доступности и качества соответствующих услуг, а также реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Администрацией города в отчетном периоде принята аналогичная программа по повышению эффективности расходов городского бюджета, учитывающая предложения Контрольно-счетной палаты, направленные на:

- обеспечение единого вектора социально-экономического развития города на этапах стратегического, долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования;

- развитие программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета;

- повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг;

- повышение ответственности субъектов бюджетного планирования за достижением принятых программ.

Приняты документы, определяющие основные направления перспективного развития городского округа: стратегический план социально-экономического развития на период до 2020 года, программа комплексного социально-экономического развития на 20102014 годы, комплексная программа развития инфраструктуры отдельных территорий.

Создана и совершенствуется правовая база по разработке, реализации и оценке эффективности целевых программ. Разработаны и приняты программы, охватывающие практически все сферы и проблемы города. Их реализация позволила расширить сеть муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, дошкольного и общего образования, физической культуры и спорта, городского хозяйства, произвести благоустройство улиц, дворов, парков и скверов, осуществить ремонт жилого фонда и городских магистралей. Такие масштабные преобразования стали, в том числе, результатом конструктивных отношений между муниципальными, областными и федеральными органами власти.

Однако на сегодняшний день стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием. При увеличении роста доли бюджетных расходов в рамках реализации муниципальных целевых программ (до 19% в общем объеме расходов бюджета), планируемый уровень (50%) не достигнут.

Кроме того, на сегодняшний день большинство программ характеризуется недостаточной обоснованностью ресурсной потребности, выбора объектов и мероприятий, пересечениями с другими программами и с текущей деятельностью, что не позволяет в полной мере использовать возможности программно-целевого метода как при формировании и исполнении бюджета, так и при осуществлении финансового контроля.

Несвоевременное внесение изменений в части уточнения объемов бюджетных средств, и, как следствие - целевых индикаторов, достижение которых напрямую зависит от объема выделенных финансовых ресурсов, заведомо делает первоначально запланированные мероприятия невыполнимыми, а расходование бюджетных средств не приводит к необходимому социальному и экономическому эффекту.

Следует отметить, что достижение намеченных целей не всегда в полной мере зависит от городской администрации: нельзя не учитывать и факторы нестабильности межбюджетных отношений, влияния кризисных явлений в экономике на инвестиционный климат в городе.

Как пример – реализация в городском округе программы «Молодой семье – доступное жилье», в рамках которой были привлечены средства бюджетов всех уровней в сумме 209,1 млн.руб., что позволило улучшить жилищные условия 420 молодым семьям.

Однако для большинства молодых семей отдельное жилье остается недоступным: объем выделенных средств на оказание государственной поддержки явно недостаточен. В 2011 году господдержку в виде социальных выплат получили семьи, вставшие на учет в 2007 году. На 01.01.2011, в улучшении жилищных условий нуждается 2071 семья.

Проверка показала, что условиями МЦП с января 2009 года семье-участнице Программы предусмотрены дополнительные социальные выплаты при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств городского бюджета в размере не менее 5% стоимости жилья для погашения расходов по его приобретению: однако порядок предоставления указанных выплат органом местного самоуправления не определен, дополнительная поддержка семей не проводилась.

Следует отметить, что в нарушение требований Бюджетного Кодекса РФ, Федерального закона №6-ФЗ, ст. 67 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж проекты муниципальных целевых программ для проведения их экспертизы в Контрольно-счетную палату в 2011 году не представлялись.

В условиях решения задачи повышения эффективности и результативности бюджетных расходов особо актуальными становятся вопросы программно-целевого планирования и исполнения бюджета, обоснованности муниципальных заданий и нормативов затрат на финансовое обеспечение их выполнения.

В свою очередь, результаты контрольных мероприятий показывают, что качественная сторона отдельных вопросов реформирования нуждается в доработке.

Несмотря на неоднократные замечания и рекомендации КСП, прогноз социальноэ-кономического развития – основа бюджетного планирования - ни по структуре, ни по содержанию не претерпел качественных изменений: не отражает четкие перспективные целевые ориентиры и приоритеты развития городского округа, не содержит анализа развития муниципального сектора экономики, количественные показатели и качественные характеристики систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

На 01.10.2011 в городском округе числится 60 муниципальных предприятий, в том числе: 12 - унитарных; 18 – казенных; 17 - находящихся в процедуре банкротства; 13 - в стадии ликвидации. В отчетном периоде администрацией города по согласованию с городской Думой проведены мероприятия по ликвидации предприятий, выполняющих функции, не относящиеся к компетенции городского округа и преобразованию социально-значимых предприятий в казенные. По отношению к аналогичному периоду 2009 года доля унитарных предприятий сократилась с 50 до 20%, а казенных увеличилась с 9 до 30%.

Однако, и это неоднократно отмечала КСП в своих отчетах, до настоящего времени в городском округе не утверждены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность казенных предприятий, а также отсутствует порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий. По итогам 9 месяцев 2011 года 9 из 18 казенных предприятий получили прибыль в общей сумме 20,9 млн. руб. Отсутствие порядка распределения доходов казенных предприятий приводит к использованию их без участия собственника.

К примеру, проверкой МКП «УГА» установлено, что убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год без разрешения собственника имущества отнесен на уменьшение нераспределенной прибыли прошлого периода, порядок использования которой не определен. Установлены неэффективные расходы предприятия на оплату юридических услуг при наличии собственной службы в структуре предприятия. Кроме того, предприятием произведены расходы на сумму 3,7 млн. руб., не согласованные собственником, на добровольное медицинское страхование сотрудников.

В 2011 году администрацией города активизировалась работа по доведению муниципальным казенным предприятиям и автономным учреждениям муниципальных заданий (заказов). Однако их анализ выявил недостаточную обоснованность, несвоевременность внесения необходимых изменений, отсутствие действенного контроля за соответствием объемов, качества, сроков фактически оказываемых услуг, заказанных учредителем.

Нормативы финансовых затрат для расчета объема субсидии для финансового обеспечения выполнения заданий определяются не исходя из обоснованной потребности для обеспечения качества и доступности муниципальных услуг, а вычисляются исходя из возможностей бюджета. По мнению КСП, качество заданий, подходы к обоснованию финансового обеспечения, осуществление контроля за их выполнением нуждаются в совершенствовании.

Так, утверждение заказа учредителя МКП «ЭкоЦентр» в 2011 году, а также внесение в него изменений осуществлялось несвоевременно, с отставанием в 2 месяца от даты начала выполнения заказа. При освоении в полном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение заказа, в ряде случаев фактически выполненные виды и объемы работ идут в разрез с заказом учредителя.

Контроль выполнения задания МКП МТК «Воронежпассажиртранс» по объему, качеству и срокам предоставления услуг управлением организации городских пассажирских перевозок в достаточной мере не осуществлялся.

Несмотря на несоответствие объемов выполненных работ заказу, ежемесячно подписывались и принимались акты. В нарушение договорных отношений с управлением организации городских пассажирских перевозок на ряде маршрутов работа не выполнялась. В результате предприятием недополучен доход в размере 7,7 млн. руб.

Также при проведении контрольных мероприятий КСП обратила внимание на отсутствие системности подходов при доведении заданий муниципальным казенным предприятиям. Предприятиям, целью создания которых было решение вопросов местного значения в сфере благоустройства, задания (заказы) собственника не доводятся.

Пример тому – «МКРТП», которое, в отсутствие задания учредителя и нормативно закрепленных условий финансового обеспечения деятельности предприятия, участвовало в торгах при размещении заказов на ремонт и уборку улично-дорожной сети. При этом из хозяйственного оборота предприятия отвлекались значительные средства, направляемые в обеспечение заявок. В ряде случаев предприятие выполняло работы на основе субподряда на экономически не выгодных условиях.

Следует также отметить, что при правомерности доведения до подведомственного казенного предприятия обязательного для исполнения заказа на ремонт муниципального имущества (ст.78 БК РФ), в 2010 году управлением дорожного хозяйства и благоустройства проведен открытый аукцион на капитальный ремонт асфальтобетонного завода, находящегося в оперативном управлении предприятия. Победитель аукциона «МКРТП», стоимость работ – 1,0 млн. руб.

Еще один пример – МУП «Комбинат специализированного обслуживания».

При том, что средства на реализацию полномочий города по организации и содержанию мест захоронения ежегодно в бюджете городского округа предусматривались в виде субсидий, нормативно-правовые акты, установленные ст. 78 БК РФ, в т.ч. порядок предоставления субсидии, контроля за расходованием средств, администрацией не утверждались. Вместо этого средства субсидии «разыгрывались» на торгах. Предприятие выступало подрядчиком по муниципальным контрактам, также отвлекая оборотные средства, в то время как работы нередко на момент размещения заказов уже фактически были выполнены им самим. Помимо этого, средства, выделяемые из городского бюджета на содержание мест захоронения, покрывают лишь 1/3 от экономически обоснованных затрат на текущее содержание, не говоря о работах капитального характера по приведению кладбищ в соответствие требованиям СанПиН.

Отсутствие на протяжении ряда лет эффективного контроля за деятельностью муниципальных предприятий, непринятие мер по предупреждению банкротства, финансовому оздоровлению привело к значительным потерям муниципального имущества, а также повлекло дополнительные расходы бюджета.

К такому выводу КСП пришла по результатам анализа эффективности деятельности администрации городского округа по выводу муниципальных предприятий из процедуры банкротства.

Большинство случаев возбуждения процедуры банкротства в отношении муниципальных предприятий пришлось на 2005 год и длятся до настоящего времени, что свидетельствует о затягивании конкурсными управляющими этой работы. До настоящего времени в конкурсном производстве находится 22 муниципальных предприятия, в реестр требований кредиторов включена задолженность на общую сумму 913 млн. руб. В ходе процедур банкротства погашено лишь 7% общей суммы задолженности, числящейся в реестре требований кредиторов. По 17 предприятиям из 22 задолженность не погашалась.

При отсутствии у 9 предприятий имущества для погашения задолженности конкурсными управляющими не предпринимаются действия по завершению процедуры банкротства.

Большая доля денежных средств (90%), поступивших на расчетные счета предприятий, израсходована на проведение конкурсного производства.

Кроме того, в 2004–2006 годах конкурсными управляющими использовалась схема продажи муниципального имущества, при которой здания, строения, сооружения отчуждались без земельного участка в нарушение ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ. Имущество продавалось не единым комплексом, а отдельными лотами, по заниженной стоимости. Земельные участки отчуждались без оплаты, либо по низкой цене.

Следует отметить, в отчетном периоде приняты меры по возврату в имущественную казну городского округа объектов внешнего благоустройства, числящихся в хозяйственном ведении МУП «Горкомхоз». Это – мосты, путепроводы, подземные переходы, дороги, тротуары общей балансовой стоимостью 3 048 млн. руб.

В материалах КСП неоднократно обращалось внимание на необходимость отмены документов, наделяющих МУП «Горкомхоз» функциями по взиманию платы за оказание муниципальных услуг. Однако на протяжении ряда лет предприятием незаконно взималась плата за транспортировку ливневых и талых вод по сетям муниципальной ливневой канализации, чем наносился ущерб бюджету городского округа. При этом задолженность перед кредиторами не только не погашалась, но даже возросла с 94 до 139,7 млн. рублей.

Проверка МУП «Водоканал Воронеж» показала, что своевременно не принятые меры по оздоровлению финансового состояния предприятия, обеспечивающего население жилищно-коммунальными услугами, решением Арбитражного суда от 06.12.2006 признано банкротом, установлены требования 14 кредиторов на общую сумму 1337 млн. руб.

Рабочей группой по выработке предложений об инвестиционных проектах в сфере водоснабжения населения, созданной по поручению губернатора Воронежской области, принято решение о прекращении процедуры банкротства предприятия путем погашения третьим лицом (МКП «Воронежтеплосеть») требований кредиторов в соответствии с реестром. С целью реализации указанного решения МКП «Воронежтеплосеть» согласовано привлечение заемных средств в Сбербанке России в сумме 1100 млн. руб.

В марте 2012 администрация городского округа и ООО «РВК-Воронеж» (Воронежская структура ГК «Росводоканал») заключили концессионное соглашение на управление водоканальным хозяйством областного центра сроком на 30 лет. ООО «РВК-Воронеж» должно в течение года разработать и в течение трех лет реализовать инвестиционную программу объемом финансирования «не менее 2 млрд. рублей». В течение первых десяти лет в бюджет города ежегодно будет поступать концессионная плата в размере 79,85 млн. рублей (в целом – 788 млн. рублей).

С целью осуществления систематического контроля за эффективностью распоряжения муниципальной собственностью Контрольно-счетной палатой ежегодно проводятся проверки департамента муниципальной собственности администрации города - одного из ключевых администраторов неналоговых доходов бюджета.

Администрацией города была активизирована и в отчетном периоде продолжена работа по регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения. На 1 января 2012 года зарегистрировано право муниципалитета на 5 071 объект (31% от общего числа объектов, подлежащих регистрации).

Ведется претензионная и исковая работа с арендаторами-должниками. По 13 искам администрации городского округа о взыскании задолженности по арендной плате судами приняты положительные решения на сумму 7,5 млн. руб. В ходе исполнительного производства взыскан 1,0 млн. руб. (35% к уровню 2010 года).

К 2012 году размер арендной платы по всем договорам установлен с учетом независимой оценки. Учтено предложение КСП по изменению арендной платы в одностороннем порядке путем направления уведомлений арендаторам нежилых помещений.

Муниципалитетом начата работа по оформлению права собственности на земельные участки под социально значимыми объектами – детскими оздоровительными лагерями и парковыми зонами города Воронежа. По состоянию на 1 января 2012 года, зарегистрировано право собственности муниципального образования на 926 земельных участков общей площадью 9 901 тыс. кв. м, что на 50% больше, чем на 01.01.2011. Впервые с момента вступления в силу закона о разграничении права собственности на земельные участки, проведены торги по продаже права на заключение договоров аренды для жилищного строительства.

Следует отметить, что Программа приватизации муниципального имущества на 2011 - 2013 годы не предусматривает разбивки поступлений доходов от ее реализации по годам, не позволяя достоверно определять объем соответствующих доходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, что оказывает существенное влияние на качество бюджетного планирования.

При этом и качество самой программы нуждается в улучшении. Так, план по доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, из года в год не выполняется, несмотря на многочисленные корректировки. В программу приватизации включаются низколиквидные объекты муниципальной собственности, а также объекты, не имеющие надлежаще оформленных документов, или вовсе не подлежащие приватизации.

Кроме того, действующая программа приватизации муниципального имущества не содержит сведений о приватизации муниципальных предприятий, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления и в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ подлежит перепрофилированию, либо отчуждению.

Несмотря на проводимую работу с арендаторами-должниками, задолженность по арендной плате муниципального имущества за отчетный период не только не уменьшилась, но и возросла с 37 до 54 млн. рублей. Общий рост задолженности обусловлен увеличением размера задолженности на 29% теплоснабжающих организаций, составившей 34,5 млн. руб. При этом задолженность по договорам аренды с прочими организациями сократилась на 55% и составила 13 млн. руб.

Также недостатки при распоряжении муниципальной собственностью выявляются в ходе проверок муниципальных предприятий.

Проверкой МКП МТК «Воронежпассажиртранс» установлено, что производственные и бытовые помещения – объекты муниципальной собственности по ул. Космонавтов, 27, безвозмездно использовались сторонними организациями для ведения предпринимательской деятельности, в результате чего город ежегодно нес потери по минимальным подсчетам в сумме 3,2 млн. руб. До настоящего времени земельные участки не переданы предприятию в бессрочное пользование, следствием чего является неуплата земельного налога, в результате в бюджет недополучено 2 млн. руб.

Проверка МКП «ЭкоЦентр» показала, что стоимость имущества, переданного предприятию на праве оперативного управления, договором не определена и на балансе предприятия не числится. Имущество, установленное за счет средств бюджета в 2009-2011 годы в парке им. Дурова, парке «Алые паруса» и сквере «У озера», на баланс предприятия не передано. Кроме того, в нарушение ст. 131 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, закрепленными за МКП «ЭкоЦентр», предприятием не зарегистрировано.

От уровня организации бюджетного процесса, качества программ, заданий и т.д. напрямую зависят и возможности повышения эффективности финансового контроля.

Так, организация контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов по программно-целевому принципу (при соответствующем уровне качества программ) отвечает современным требованиям и позволит осуществлять контроль результативности и эффективности использования бюджетных средств на качественно новом уровне. В основе финансового контроля при использовании методов бюджетирования, ориентированных на результат, лежит принципиально новый тип контроля - аудит эффективности.

Основной целью каждого мероприятия КСП, независимо от тематики и объектов, ставилась оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также муниципальной собственности, т.е. практически каждое мероприятие содержало элементы аудита эффективности.

В отчетном периоде сделан еще один шаг к внедрению в практику работы этого нового типа финансового контроля. Совместно с КСП Воронежской области проведено мероприятие в полном соответствии со Стандартом финансового контроля Счетной палаты РФ «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» по определению эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку муниципальных учреждений общего образования.

Задачей аудита было установить насколько экономично, продуктивно и результативно использованы бюджетные средства объектами проверки на решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций. В ходе аудита проведен анализ нормативной базы для обеспечения деятельности и развития сети общеобразовательных учреждений, даны оценки эффективности и организации государственной поддержки системы общего образования, а также достаточности государственного регулирования системы общего образования для достижения качества образования, соответствующего современным требованиям.

Вопросы проверок, проведенных для сбора аудиторских доказательств, касались финансирования, обеспечения трудовыми и материальными ресурсами, доступности, бесплатности и качества образования. Объектами проверок специалистов КСП городского округа стали: школы с углубленным изучением отдельных предметов №9 и № 88, СОШ № 55, СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога и СОШ № 87.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 по 2010 год в городском округе 45 образовательных учреждений получили господдержку как победители конкурсного отбора среди школ, внедряющих инновационные образовательные программы; выделено 16,3 млн. руб. на оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием, все 126 школ города подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программами. Господдержка направлена также на поощрение учителей и талантливой молодежи: поощрено 311 учителей, признанных победителями конкурсного отбора, направлено 200,6 млн. руб. на возна


Возврат к списку