Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Страницы истории. И город виден с каланчи…

30.05.2012

Мало кто знает о том, что при императоре Николае I, когда в России велась планомерная организация пожарных команд, в Воронеже были созданы три пожарных части – Мещанская, Дворянская и Московская.

Мещанская, как утверждают историки, была первой по вводу в эксплуатацию. Она сохранилась и до наших дней, но в измененном виде. Место расположения её – улица Карла Маркса, недалеко от Успенской церкви. Построена в 1825 году. Вплоть до 1917 года в ней размещались полицейские пожарные команды. В 1853 году личный состав части возрос вдвое, что побудило городские власти провести торги на строительство при ней казарм для нижних чинов полиции и пожарных, на расширение конюшни и сараев.

Во второй половине 70-х годов XIX столетия деревянная каланча обветшала, и её пришлось снести. Построили кирпичную. Воронежская городская Дума приняла решение о строительстве каланчи по проекту архитектора Даниила Максимова. По составленному плану и смете, употребив на него средства, выделенные из суммы от квартирного сбора. При этом даже были поставлены условия: строительство должно быть завершено в кратчайшие сроки, и чтобы она была занесена в роспись городских расходов на 1875 год.

Работа была проделана серьезная. Подряд на строительство каланчи взял на себя член городской управы Синицын. В сравнении с бывшей деревянной она стала намного выше. Стоимость всей постройки составила 5678 рублей.

Дворянская пожарная часть получила своё название от одноименной улицы – ныне это проспект Революции. Располагалась по соседству с сегодняшним Домом книги. Здание было достаточно солидным, с высокой каланчой, с которой тогда весь город был виден как на ладони.

А Московская пожарная часть находилась, примерно, между старым зданием драмтеатра и входом в Кольцовский сквер.

- Была и ещё одна пожарная часть, о которой мало кто знает, - говорит президент Воронежского геральдического общества Геннадий Колчин. – Располагалась она на Новоконной площади, на пересечении улиц Большой Девицкой и Лесные Дворы, в северной её стороне. Теперь тут находится Комсомольский сквер, на пересечении улиц Кольцовская, 9 Января и Свободы. Данная часть принадлежала Вольному пожарному обществу.

Как и другие, она была с вышкой для постового, деревянными помещениями для конных ходов. Несение службы в них регламентировалось уставом пожарных, принятым в 1832 году (семь глав и 150 статей). Причём многие статьи противоречили друг другу. Например, в нём говорилось о комплектовании пожарных команд из числа лиц, отбывших наказание. Что привело к тому, что в некоторых командах нашли своё пристанище уголовники, занимавшиеся во время пожаров грабежами.

В те годы в России были два вида пожарных частей – полицейские и общественные. Содержали их городские управы. Разница состояла лишь в том, что полицейские команды свою административно-хозяйственную деятельность вели самостоятельно. С разрешения министра внутренних дел, им предоставлялось право учреждать собственные пожарные команды.

Первую попытку в этом направлении Воронежская городская управа предприняла в 1873 году, но её ходатайство не было удовлетворено. Потом, в 1907-м, была вторая попытка учредить в Воронеже общественную пожарную команду, но тщетно. И только 4 апреля 1911 года такая возможность появилась. Однако при тушении решающее слово принадлежало не специалисту пожарного дела, а руководителю полиции, человеку весьма далёкому от пожарного ремесла. Какими были результаты боевой работы, говорить не приходится.

Одно время полицейские пожарные команды комплектовались солдатами действительной службы. Увольняемых солдат в запас, по мере возможности, заменяли нижними чинами из отставных бессрочных или временно отпускных, или вольнонаёмниками.

В 1853 году утвердился штат городской пожарной команды: к концу 1867 года в команде предусматривался брандмейстер, 6 унтер-офицеров, 104 рядовых, 79 лошадей, 8 ручных пожарных труб с принадлежностями и 20 бочек на зимних и летних ходах. Личный состав разделялся на водовозов, качальщиков, кучеров, вестовых, заливщиков и рабочих. Но жалование у них было невысоким.

До 1917 года в Московской и Мещанской пожарных частях телефонов не было вообще, вызовы на пожары производились по наблюдению пожарных с вышек, а брандмайора о пожаре извещал посыльный.

Как сказал Геннадий Колчин, у геральдического общества есть предложение создать музей пожарной охраны Воронежской области – в стенах уцелевшей до наших дней Мещанской пожарной части.

Автор: Сергей Кройчик

Источник: газета «Воронежская неделя» № 22 (2059), 30.05.2012г.


Возврат к списку