Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Розы и шипы актёрской профессии

13.07.2012

Культура Актёрский курс Воронежской государственной академии искусств, выпущенный в нынешнем году Заслуженным деятелем искусств Чеченской Республики, лауреатом премии имени Михаила Царева, профессором Алексеем Дундуковым, юбилейный – десятый. Соответственно, стаж его работы – 40 лет. Но это – всего лишь цифры. Никакого юбилейного елея не будет, тем более что Алексей Константинович набирает новый курс, и впереди большая и сложная работа.

Что касается десятого выпуска, то этот курс был весьма неоднородным по составу: всего семь парней из 24 студентов. Выбрать репертуар для него было весьма сложно. Возможно, поэтому на экзаменах показали всего четыре спектакля, хотя обычно их бывает шесть.

Второй педагог курса, ученик Дундукова Вадим Кривошеев, поставил два из них: «Доходное место» по А.Н.Островскому и «Рассказ о семи повешенных» по Л.Андрееву. Вадим Кривошеев известен театральному Воронежу своими ролями в ТЮЗе и Камерном театре, кроме того, он поставил в ТЮЗе несколько спектаклей, которые не остались незамеченными.

У него хорошая театральная фантазия, интересные замыслы, но в его тюзовских работах не хватало тщательной проработки образов, и это смазывало общее впечатление. Здесь же, скорее всего – с помощью учителя, этот недостаток был устранён.

Трудно найти более актуальную сейчас пьесу, чем «Доходное место». Крах иллюзий и идеалов прекраснодушного героя Василия Жадова (эту роль трепетно, с огромной самоотдачей исполнил Вячеслав Клычёв) обозначен режиссёром с большим сочувствием.

Другой плюс спектакля – чиновник Белогубов в исполнении одного из самых талантливых выпускников Ивана Кожевникова – фигура и знакомая, и знаковая для нашего времени. Достоинство исполнителя в том, что он даже не делает её отталкивающей, а совершенно искренне сочувствует Жадову и действительно хочет помочь, жалеет его за непрактичность. Жадов, конечно, не герой, но и уподобиться Белогубову он не может. Что ждёт его? Что означает этот отчаянный танец в конце спектакля? Последняя вспышка вольномыслия?

Со страхом и жалостью следит за этой пляской Поленька (искренняя обаятельная Алёна Беседа), поддавшаяся напору властной матери, вдовы Кукушкиной (точно вычерчивает эту роль Елизавета Федоренко) и принудившая мужа идти к всемогущему дяде просить доходного места. Но такие люди, как Жадов, органически неспособны пользоваться служебным положением, и он просто обречён на нравственную деградацию.

Очень трудные задачи Кривошеев ставит перед студентами в своём втором спектакле: герои Л.Андреева – приговорённые к казни через повешение. Никакого сюжета, развития действия здесь нет, весь спектакль разбит на маленькие монологи героев, из них зритель узнаёт какие-то подробности их жизни.

Надо сказать, все выпускники играют в лучших традициях психологического театра, проживая свои роли искренне и с подлинным трагизмом, без сентиментальности. Особенно хочется отметить работы Елены Лебедевой (Муся), Ивана Кожевникова (Янсон), Александра Рубана (Цыганок).

Драму родителей осужденных точными, скупыми штрихами передают Валерий Ковалко (отец Сергея) и Марина Демьяненко (мать Сергея). Внешне скупо, а внутренне очень наполненно. А Екатерина Агапова (мать Васи) позволяет себе эмоциональный выплеск, что оттеняет сдержанность родителей Сергея. Не всякий театр достойно справился бы с таким сложным материалом, а эта работа осталась в памяти как сильное эмоциональное высказывание.


Сцена из спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»

Странным образом идеализм Жадова перекликается с идеализмом героини пьесы Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Написанная в конце 70-х, пьеса как бы возвращает нас к истокам нынешнего всеобщего цинизма. Мы видим молодость тех, кто сейчас у руля, их презрение к идеализму и прекраснодушию шестидесятников. Спектакль (это работа руководителя курса Алексея Дундукова) прозвучал очень сильно, так как режиссёр обострил конфликт.

Надо сказать, что пьеса довольно литературна, но ребята с лёгкостью справляются с текстом, где есть ссылки на философию экзистенциализма, на Фрейда, на комплекс Антигоны и тому подобные вещи. Все исполнители подробно и очень точно выстраивают свои образы, напряжение действия возрастает к финалу. И когда Елена Сергеевна произносит: «Елены Сергеевны больше нет», то М.Демьяненко веришь безоговорочно: она действительно не сможет больше жить.

Как жаль, что студенческие спектакли имеют такую короткую жизнь!

И в заключение – немножко огорчений. Поскольку на курсе много девушек, то, естественно, искался материал, где было бы много женских ролей. Думали об «Эшелоне» М.Рощина, какие-то ещё названия возникали. В результате остановились на «Яме» А.Куприна, но, к сожалению, воспользовались инсценировкой некого В.Вербина под названием «Два вечера в весёлом доме». Что ж за оказия такая – всякий, кому не лень, берёт произведение классика и лепит, что Бог на душу положит.

Слава Богу, похабщины там нет, но душераздирающая история про изнасилование десятилетней девочки следователем – а сколько-то лет спустя она совратила сына этого следователя – отдаёт таким бразильско-мексиканским душком! И сразу появились и сентиментальность, и разухабистость, и истеричность (как же, проституток ведь играем!).

Пожалуй, только Людмила Шкарина (Манька) да Екатерина Агапова (Генриетта) играют про судьбу, а остальные достаточно однотонно-сериальны. Скорее всего, Алексей Дундуков отдал здесь дань модно-экзотической теме, а может, хотел подготовить девчонок к тому, что им, наверняка, придется играть.

И – последнее. Уже после дипломных спектаклей в Воронежскую академию искусств пришло известие о том, что Марина Демьяненко награждена Премией имени Михаила Царёва за роль Елены Сергеевны. Достойное завершение учёбы!

Поздравляем и желаем удачной актёрской судьбы не только Марине, но и всем выпускникам юбилейного курса.

Людмила Романова,
театровед

Источник: газета «Коммуна» №101 (25929), 13.07.2012г.


Возврат к списку