Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Имя в искусстве. «Концерты проходят при полном зале»

17.07.2012

Всего лишь три сезона он возглавлял в Воронеже симфонический оркестр. Но память о нём жива и по сей день

Дмитрий Ахшарумов
Дмитрий Владимирович Ахшарумов происходил из древнего грузинского дворянского рода, чьи предки в XVIII веке перешли на службу к русскому царю. По долгу службы они часто переводились с места на место. Эта добровольная «тяга к перемене мест» предков стала необходимостью и для их потомка.

Дмитрий Ахшарумов родился в Одессе 8 (20) сентября 1864 года, а умер в Ашхабаде 3 января 1938 года. Он воспитывался в Петровской полтавской гимназии, а затем окончил Санкт-Петербургское Николаевское кавалеристское училище. Но музыка внезапно ворвалась в его жизнь и уже не отпустила до самого конца.

Известный скрипач Краснокутский, преподававший в Санкт-Петербургском Николаевском кавалеристском училище, обратил внимание на способности Ахшарумова и стал первым его педагогом.

Игре на скрипке и теории музыки Ахшарумов обучался у лучших педагогов Петербурга и Вены. Его музыкальная деятельность началась с успешных скрипичных выступлений, но это продолжалось недолго. Одной скрипки ему оказалось мало.

С 1897 года Ахшарумов поселился в Полтаве, где по его инициативе открыли отделение Русского Императорского музыкального общества, а с 1902 года возглавляемое им Полтавское музыкальное училище.

В 1898 году Дмитрий Владимирович организует Полтавский симфонический оркестр, с которым как дирижер в сезоне 1903-1904 годов совершил пятимесячное путешествие по России, дал 75 концертов в разных городах. Заезжал он в это время и в Воронеж.

Путевые заметки и музыкально-критические статьи Д.В. Ахшарумова печатались в «Русской музыкальной газете», в газете «Новое время», а его сочинения для оркестра - скрипичные пьесы, романсы и аранжировки старинных скрипичных сонат - исполнялись в гастрольных поездках.

Дворянское происхождение, порой нарочитая демонстрация верности «чистому искусству», бескомпромиссность делали положение Ахшарумова шатким и неустойчивым. Несмотря на высочайший музыкальный авторитет и поддержку таких музыкантов, как Глазунов, Ипполитов-Иванов.

Ахшарумов приехал в Воронеж из Феодосии, где в очередной раз организовал симфонический оркестр и… накалил обстановку.

Помнят ли Ахшарумова в Воронеже? А должны были бы помнить еще со времен его гастрольной поездки 1903-1904 годов. Три года (1926-1929), проведенные в нашем городе, по эффективности деятельности дирижера и педагога могли быть приравнены к десяти.

Времени, как всегда, было в обрез. Дмитрий Владимирович приехал 1 июля 1926 года, а 16 августа уже состоялся первый показательный концерт под его управлением.

Через день на страницах газеты «Воронежская коммуна» появилась статья музыкального и театрального критика и журналиста Григория Степановича Томилина (за подписью Гр. Том.)

«Организованный в понедельник в Большом театре показательный симфонический концерт под управлением крупной европейской величины – Д.В.Ахшарумова в культурной жизни Воронежа – событие, безусловно, большое, - писал критик. – Первая заслуга дирижера заключается в том, что он собрал оркестровую массу Воронежа, которая в тяжелые годы рассеялась по столовым и пивным, и преобразовал ее в стройный и дисциплинированный коллектив. Оркестр в первом своем концерте произвел на нашу публику, которая не привыкла к серьезной музыке, очень хорошее впечатление. Теперь оркестру нужно показать себя в рабочей аудитории, и, может быть, не в Большом театре, а например, во Дворце Труда, до которого рабочие тянутся больше, чем к театру».

Через день после первого концерта музыкант пишет своему другу М.Ф. Финдейзену: «Живу я в Воронеже неплохо, да жаль, что у меня нет библиотеки, и приходится ставить то, что найдешь. В Воронеже есть три вуза и миллион техникумов и, естественно, интеллигентная публика».

25 августа 1926 года в зале Дворца Труда состоялся второй концерт оркестра под управлением Д.В. Ахшарумова. Как и первый, он прошел с большим успехом. В программе - Шестая симфония П.И.Чайковского, увертюра «Кориолан» Л. Бетховена, фортепианный коцерт Э. Грига (пианист Г. И. Романовский).

Дмитрий Ахшарумов постепенно добивался создания высокопрофессионального творческого коллектива. Прежде всего нужно было увеличить оркестр до полусотни человек. Но для этого нужно было время. В конце августа все того же 1926 года губернский Отдел народного образования утвердил Ахшарумова главным дирижером оркестра, а в октябре началась учеба и репетиции. Кстати, дирижер палочкой пользовался очень редко, считая главным выразительность кистей рук.

Дмитрий Владимирович шел по пути постепенного воспитания аудитории и знакомил её с музыкой XVIII века, а также с творчеством композиторов XIX и начала XX веков. В своей статье «Музыка массам» он отмечал великие музыкальные способности народа и говорил про необходимость систематического развития этих способностей с помощью слушания хорошей музыки в высокохудожественном исполнении. Для этого он устраивал бесплатные симфонические концерты в Ботаническом саду летом 1928 года.

Но восприятие таких сочинений, как «Фантастическая симфония» Берлиоза, поэма Ф. Листа «Орфей», «Полет Валькирий» Вагнера, были сложны для аудитории. Лучшие сочинения современных авторов, таких, как Р.Глиер, С.Василенко, А.Глазунова, он всё-таки включал в программы своих концертов.

Последний сезон (1928-1929) концерты оркестра проходили в кинотеатре «Спартак».

Занятый и увлеченный работой Д.В. Ахшарумов 10 февраля 1927 года писал: «Меня тут полюбили, и все мои концерты проходят при полном зале». Между тем в дополнении к газете «Коммуна», в «Неделе», анонимный автор писал: «Музыка, созвучная нашей эпохе, из репертуара концертов исключена».

Это было не совсем так, но соотношение классики и современности оказалось не в пользу последней. Реакция последовала быстро. Ахшарумов был уволен с работы. Последний его концерт в Воронеже состоялся 12 мая 1929 года. А 65-летний музыкант уехал в столицу Туркмении – Ашхабад, где организовывали музыкальный техникум и его звали туда преподавателем и руководителем создаваемого симфонического оркестра.

После полтавского, феодосийского и воронежского оркестров приходилось начинать сначала. Ему было не привыкать.

Валерий БЕРЛИН

Источник: газета «Коммуна» №103 (25931), 17.07.2012г.


Возврат к списку