Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Дорога к храму. Свет обители

17.07.2012

Уникальное сочетание голубизны неба, горного ландшафта, ощущение возрождения души встречают каждого, кто приезжает в Святогорскую Свято-Успенскую Лавру, которая раскинулась на живописном берегу Северского Донца на востоке Украины

В числе паломников посчастливилось побыть и нам, нескольким журналистам, участвовавшим в Фестивале «Светлое чудо в моей жизни», который в рамках Проекта «Благодатный огонь – в сердце каждого» был организован Воронежской и Борисоглебской епархией.

По дороге в Лавру, в Белгороде, мы не могли не остановиться перед величественным Преображенским кафедральным собором. Построенный в 1813 году на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви, он хранит три главные святыни - нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского святителя Иоасафа, чудотворные иконы Николая Ратного и Пресвятой Богородицы «Знамение».

Каждая из этих святынь дорога православным по-своему. Так, существует предание о том, что с иконой Николая Ратного русские солдаты шли в 1812 году на борьбу с французами, а перед боем этим образом наших защитников благословлял сам фельдмаршал Михаил Кутузов.


Церковь святителя Николая Чудотворца.

Сочетание настоящего и прошлого, овеянного легендами, поразило нас и в самой Святогорской Свято-Успенской Лавре. К этому чуду творения природы и рук человеческих мы приехали вечером, когда храмы Лавры будто парили над землёй, растворяясь в розоватых отблесках заката.

- Первое упоминание о Святогорье относится к 1526 году. В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь упоминается и в Московской, и в других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства, - знакомил нас с экспозицией музея обители архимандрит Феофан.

Музей хранит уникальную экспозицию. Её предметы имеют не только духовную, но и историческую ценность. Это старинные книги, предметы быта, иконы. Здесь представлены и личные вещи подвижников Святогорской обители. Есть даже такие, которые принадлежали монахам, возведённым в сан святых.

Хороша панорама Святогорской пустыни – так называли святыню в период её расцвета – XIX – начале XX столетия. Макет точно передал архитектурные особенности храмов, скитов, древних пещер и жилищ монахов – в общем, всего того, что мы увидели в тот же вечер.

Своей нерукотворной красотой буквально светится выполненный в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII веков храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, построенный недавно неподалеку от фундамента взорванной в 1947 году церкви. Здесь же, во дворе храма, были другие добротные, украшенные словно деревянным кружевом домики для монахов, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями.


Храм в честь Всех Святых

Спустившись вниз, мы вышли к вершине меловой скалы, где нас встретила каменная беседка. С площадки нам открылся красивейший вид на Святогорск и излучину Северского Донца. Именно здесь расположен Верхний павильон паломников, или Андреевская часовня, возведённая в середине XIX века. Николаевская же церковь - символ Святогорья - построена в XVII веке.

Мы прошли по лабиринтам меловых пещер. В них всегда держится температура 14 градусов тепла. Каждый из нас нёс зажжённую свечу и сам себе освещал путь. И это было незабываемо. Пред нами открывались древние, построенные монахами церкви на разных ярусах. Мы заходили в монашеские кельи, где жили древние иноки. Один из них - преподобный Иоанн Затворник Святогорский Чудотворец, который провёл здесь 17 лет в усердной молитве.

Впечатлений от посещения меловых пещер было настолько много, что главный храм лавры - Успенский собор – мы посетили уже на другой день.


Успенский собор

Православный храм, построенный в середине XIX века, ориентирован строго по сторонам света. Хранит он святыни, к которым каждый день идут тысячи паломников. Одну из них – Чудотворную Святогорскую икону Божией Матери, – по преданию, в дар обители написал афонский инок. Эта святыня, по признаю паломников и монахов, помогала излечиться от тяжёлых недугов многим молящимся.

В соборе хранятся и мощи монахов, провозглашённых святыми. В Собор Святогорских отцов вошли 17 святых. Решение о канонизации было принято на заседании Синода Украинской православной церкви в 2008 году.

Напротив Успенского собора возносится к небу Покровская церковь с колокольней.

Все храмы Святогорской Свято-Успенской Лавры, даже самые древние, отреставрированы и благоустроены. Просто невозможно поверить в то, что все эти жемчужины архитектуры были почти заново восстановлены в девяностых годах прошлого века.


Скит преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Летопись Лавры хранит немало трагических страниц. Набеги половцев, монголо-татар, упразднение монастыря при императрице Екатерине II, которая своим указом передала земли князю Таврическому Григорию Потёмкину. Восстановлена обитель была только через 57 лет по указу императора Николая I. Самые тяжёлые времена монастырь пережил после прихода к власти большевиков. Обитель была разграблена, её братия убита или репрессирована, мощи святых осквернены.

В советский период на территории нынешней Лавры размещались колонии детей из Петрограда, дом отдыха для трудящихся Донбасса, музей атеизма.

Вновь Святогорская обитель была открыта лишь в 1992 году.

- За время реставрационных работ из храма было вывезено около 40 вагонов мусора, - рассказал на встрече с журналистами архиепископ Святогорский, викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры отец Арсений, уроженец Воронежской области. - У каждого человека существует малая Родина. Это то место, где ты родился, вырос, где впервые ощутил любовь родителей, а добрые примеры земляков воспитали душу. Я – воронежец. Любил и люблю своё малое земное Отечество. Моё родное село – Залужное, что под Лисками. Места там красивые, а люди – хорошие. Нравственные труженики, добродетельные. Моя бабушка жила так, что нам, внукам, не нужно было рассказывать, есть Бог или нет. Она своим примером доказывала его существование.


Наместник Свято-Успенской Святогорской лавры отец Арсений

Задали владыке и такой вопрос: что ему удалось достигнуть в жизни? В ответ он рассказал такую притчу::

- Однажды к священнику, размышлявшему о долгих годах своего служения в храме, явился ангел и попросил принести из сада яблок в жертву Богу. Тот пошёл собирать плоды. Одно взял яблоко – оно надбитое, другое – червивое, третье – мелковатое…Выбирал, выбирал и вынес из сада только три совершенных яблока. «Что так мало?» - спросил ангел. «Только эти и достойные, без изъянов», - ответил священник. «Вот так и твоя жизнь. Много служб совершил, а вот, если выбрать совершенные, столько и получится», - улыбнулся ангел. Так и в нашей жизни.


Скит иконы Божией Матери всех скорбящих радость в селе Богородичное

На вопрос «Коммуны», отличается ли жизнь монахов прошлых веков от нынешней, Владыка ответил:

- Пожалуй, только тем, что сегодня больше соблазнов, которым монахам приходится противостоять. Соблазнов, которые возведены в современном обществе в норму жизни. И это ненормально. Быть монахом, что раньше, что сейчас, – значит, иметь по-детски открытое сердце, стяжать чистоту, чтобы она распространялась и на окружающих. Каждый избирает себе тот образ жизни, который считает для себя наиболее приемлемым. Монашество – это один из талантов. Есть талант композитора, художника, врача, учителя, а есть – монаха. Я себя не помню неверующим, хотя у нас с 1931 года церкви в селе не было. Я всегда интересовался всем, что связано с Богом, верующими людьми, иконами.

Рассказывая о жизни в мужском монастыре, где сейчас живут около 110 монахов, а 20 человек проходят испытательный срок, Владыка сообщил, что будничный день в обители начинается двадцать минут шестого, а уже в шесть - утренняя молитва, после которой два дня в неделю - литургия, а в остальные дни -соборный молебен. После него все братья идут на завтрак и к девяти часам расходятся по послушаниям, то есть выполняют свои обязанности.

На каждом послушании есть свой старший, который следит за выполнением работы. В полдень, с ударом колокола, работа прерывается, и братия в полной монашеской одежде идёт на обед. За трапезой совершается чтение «Жития». Здесь, же за обедней, делаются наставления и объявления общие по обители. В зимние дни сразу же после трапезы братия приступает к своей работе, летом же, во время жары, полтора – два часа отдыхает. Потом все выходят на послушания и трудятся до удара колокола, потом ужинают. После вечерней трапезы братия отдыхает. На скитах, раскинутых в горах, бывают и более строгие условия жизни.

По словам настоятеля обители, все послушания у монахов любимые.

- Недаром говорили, что пот, пролитый на послушании, для монаха имеет то же значение, что и кровь мученика, пролитая за веру. Прежде чем человек начинает жить в монастыре, он проходит собеседование, где рассказывает о своём образовании, увлечении, работе.

Говоря о питании монахов, отец Арсений сообщил, что на столах в трапезных – в основном плоды местного хозяйства. Потому что в обители есть свои пасека, огороды, сады, коровники, птичники, даже виноградники, где растут 60 сортов винограда.

Кстати, в трапезных два раза в день кормят всех паломников. Им предоставляется и бесплатный ночлег. Этот обычай - всех приезжающих в монастырь кормить бесплатно – в основу устава обители положил её первый настоятель после её возрождения в девятнадцатом веке, архимандрит Арсений (Митрофанов). А во все века обитель была прибежищем для обиженных, страждущих. В лихие же для Отечества времена Лавра помогала ему, как могла. Так, в годы Первой мировой войны Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 году на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 беженцев.

Прощаясь с гостеприимной обителью, мы спросили у её настоятеля: что же такое духовная жизнь, и как на неё настроиться?

- Мне ещё в юности мой духовник сказал: «Старайся жить по совести. Ведь живя так, ты настроишься на волну духовной жизни. А в ней главное - чистота сердечная, свобода человека от греха. Быть свободным – это значит, ничего не делать против совести, поступать по- доброму. Духовная свобода рождается от чистоты жизни и смеренного состояния.

Светлана Шамакина

Фото автора


Возврат к списку