Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Письма с Урала. В гостях у хозяйки Медной горы

19.07.2012

Валерий КАЗАНОВ


Продолжение темы.

Начало в №№ 97, 102

В шахту нас не сразу пустили. Сначала директор Учалинского подземного рудника Сергей Баранов провёл небольшой исторический экскурс, рассказал о дне сегодняшнем. Отметил, что в качестве основной технологии отработки запасов подземным способом принята камерная система отработки с последующей закладкой выработанного пространства твердеющей закладкой. При этом никаких негативных последствий на земную поверхность не производится.

Вскрытие месторождения осуществлено тремя стволами и наклонным съездом, по которому ведётся доставка оборудования и техники. Производительность подземного рудника составляет 1,860 млн. тонн руды в год. За первое полугодие 2012 года при плане 925 тысяч тонн горняки выдали на-гора 1млн.34 тысячи тонн руды. Основные компоненты – медь, цинк и сера.

Затем слушали инструктаж, из которого поняли: паниковать нельзя, бегать тоже, ну и остерегаться машин. Словом, как в обычной земной жизни.

Лишь после этого нас привели в раздевалку, где поджидала спецэкипировка. Она – летняя, но особо ничем не отличается от зимней. Ведь там, под землёй, температура всё время примерно одна и та же - плюс 10 - 14 градусов. Спецодежда шахтёра состоит из тёплого белья и костюма. На брюках - светоотражающие полосы. Это чтобы в темноте подземки человек был виден издали.

Вместе с резиновыми сапогами выдали носки и портянки. Пришлось вспомнить армейскую школу. Обязательные атрибуты - каска, шахтёрский фонарь, «самоспасатель».

Наш сопровождающий технический директор ОАО «Учалинский ГОК» Ильяс Ахмедьянов проводит инструктаж, как им пользоваться. В случае аварийной ситуации прибор обеспечивает человека воздухом на определённое время - от 60 до 260 минут в сидячем положении и при ходьбе, соответственно.

Итак, мы готовы. На местном лифте опускаемся в шахту на глубину 460 метров. Темно, сыро. Первая остановка – на отметке 380. Клеть покидает первая группа журналистов, а мы продолжаем путь дальше.

- Наш подземный рудник это не один и не два километра, а комплекс горных выработок протяжённостью 60 километров. Так что обойти пешком все горизонты просто нереально, — объясняет Ильяс Ахмедьянов. - Поэтому специалисты некоторых служб объезжают шахту на «Ленд-Ровере», чтобы везде успеть побывать.

Ильяс Ахмедьянов - человек бывалый. Прошёл все ступени карьерной лестницы. Начинал горным мастером в 1983 году. К слову, его мать к становлению и развитию ГОКа имеет самое прямое отношение. В 1939 году геологами треста «Башзолото» и учеными института ВСЕГЕИ было открыто Учалинское месторождение медно-колчеданных руд. В годы Великой Отечественной вместе со всеми старателями она мыла золото.

За самоотверженный и производительный труд по добыче золота коллективу Учалинского рудоуправления присуждалось переходящее Красное знамя Госкомитета Обороны СССР дважды. 22 июля 1954 года официально начинается история предприятия. Теперь её продолжает Ильяс Ахмедьянов. На руднике работает и его зять. Что для предприятия в порядке правил – здесь трудятся целыми династиями. Из поколения в поколение передаётся любовь к горняцкому делу, которое лёгким не назовёшь.

Вот и наша остановка. На 460-й горизонт приходится основная часть добычи. Высота горных выработок - пять метров, ширина - четыре. Здесь спокойно проезжают проходческие машины.

Идём вслед за сопровождающим. Стараемся не отставать. А то горняки рассказали про шахтёра, который потерялся и теперь бродит по горным выработкам. Желания разделить его судьбу нет никакого. Ильяс Ахмедьянов, чётко ориентируясь во внутришахтных тоннелях, привёл нас на дробильно-загрузочный комплекс.

– Погрузочно-доставочные машины доставляют руду из очистных камер на рудоспуски, где происходит её измельчение. Затем она по стволу шахты скипами выдаётся на поверхность. Оттуда, с промплощадки, руда грузится в железнодорожные думпкары и отправляется на обогатительную фабрику, - продолжает просвещать нас Ильяс Ахмедьянов.

Дождались, когда подъехал шахтный автосамосвал. Несмотря на серьёзные габариты, он ловко развернулся и, сдав назад, выгрузил очередные 40 тонн руды. Водитель позволил нам заглянуть в кабину. Оснащена она по последнему слову техники: бортовой компьютер, кондиционер. Как он пояснил, большегрузные погрузчики оборудованы шумопоглащающими, виброизолированными, пылезащищенными кабинами с эргономичными сиденьями.

Зарплата у водителя – 32 тысячи рублей.


33 года назад Рим Гайнетдинов впервые спустился в забой.

Участок горнопроходческих работ, один из основных подразделений Учалинского подземного рудника, задействован на горных выработках (бурение шпуров, крепление горных выработок). Проходчик участка Рим Гайнетдинов – 33 года на шахте. Начинал с отбойного молотка, а сейчас на установке «Бумер» бурит шпуры.

В наглухо закрывающейся кабине также стоит компьютер, кондиционер.

- Темнота, сырость не давит на вас? – спрашиваем мы.

- Я уже привык. Если бы не нравилось, разве работал бы столько лет, — простодушно отвечает аксакал рудного дела.

Зарплата у проходчиков – 50 тысяч рублей и выше.

Наша экскурсия по кладовым хозяйки Медной горы закончилась. Дружно шлёпаем по лужам, спешим к лифту, который уносит нас в солнечный июльский день.

Вернувшись на поверхность, делимся впечатлениями. Много восторженных эпитетов, поскольку, спустившись в земные недра, начинаешь понимать, почему так уважаема профессия шахтёра. Поневоле проникаешься почтительной симпатией к этим сильным, надёжным и умелым людям.

В Интернете случайно натолкнулся на цитаты из книг Ильфа и Петрова. Есть у них изречение и про «большой» и «маленький» миры. В «большом» творятся великие дела, делаются открытия, совершаются подвиги. Во втором — люди озабочены исключительно удовлетворением собственного тщеславия. Поймал себя на мысли, что «большой мир» нынче в большей мере находится под землёй, где люди занимаются конкретным делом и далеки от политических дрязг. В ситуации с медно-никелевыми месторождениями в Новохоперском районе Воронежской области, к сожалению, всё больше желающих пропиарить себя. А слова о том, что людям нужна работа, человеческие условия жизни, к огорчению, уходят на второй план.

Впрочем, о политике – ни слова. Находясь здесь, всё же хочется уяснить: чем грозит нам, воронежцам, строительство рудника и обогатительной фабрики. То, что мы увидели, показывает, что пока – ничем.

Теперь на фабрику.

Гид нашей группы - начальник обогатительной фабрики Юлай Карасов. С ним мы уже встречались на стадионе - он к тому же директор ПФК «Горняк».

- За 43 года фабрика претерпела три реконструкции. Последняя была начата в 2000 году, и на протяжении всех этих десяти лет на предприятии идёт постоянная модернизация производства. За это время практически полностью обновлено оборудование, - не без гордости говорит Юлай Карасов. – И вы сейчас это можете увидеть.

Пока мы шли по зелёным аллеям к главному корпусу, сопровождающий успел просветить нас в плане, как организовано обогащение и что это такое вообще.

Из шахт руда размером до 800 мм в железнодорожных думпкарах поступает сперва в дробильное отделение фабрики. Для того чтобы выделить отдельно медные и цинковые минералы, её сначала дробят до крупности 15 мм, а затем измельчают до крупности 40 мкн и обогащают флотационным методом.

Обогащение напоминает процесс стирки в машине-автомате. В ванну заливается вода, добавляются специальные реагенты (аналог стирального порошка), далее руда проходит через ванны и специальные барабаны, и в итоге пустая порода уходит в сторону, и затем её либо спускают в шахту, либо увозят в хвостохранилище. А руда, содержащая больше металлов, чем под землёй, грузится в вагоны и увозится на Урал, на металлургические заводы.

В главном корпусе Юлай Каласов показал нам новое высокотехнологичное оборудование, пришедшее на смену устаревшим флотомашинам.

-Причём флотокамеры РИФ изготовлены в Санкт-Петербуре. Мы их «гоняли» больше года, и они показали, что ничем не хуже зарубежных аналогов. До реконструкции флотомашин было более тысячи. На сегодня установлено 244 флотационных машины РИФ. Внедрение нового оборудования позволило поднять извлечение меди и цинка до 10 процентов. Теперь фабрика способна перерабатывать до шести миллионов тонн руды в год.

В главном корпусе обогатительной фабрики установлено оборудование для измельчения руды. Это принципиально новые технологии — вертикальная мельница сверхтонкого измельчения VERTIMILL высотой 12 метров. По словам Юлая Каласова, она позволяет добиться более глубокого раскрытия минералов в сравнении с прежними технологиями, что позволяет повысить показатели обогащения.

Ещё одна новинка предприятия - пресс-фильтр итальянской фирмы «Диемма», где производится обезвоживание медного и цинкового концентрата. Установлены они в конце 2008 года. Раньше усушку концентрата производили на специальных сушильных барабанах. Новое оборудование, при той же производительности — 34 тонны сухого концентрата в час, позволяет значительно экономить потребление электроэнергии и газа, при этом оно намного экологичнее. Использование пресс-фильтров для сушки концентратов привело к двукратной экономии технологических ресурсов.

На фабрике идёт постоянное совершенствование системы экологической защиты. Новые производства внедряются с учётом современных требований по охране окружающей среды. К примеру, установка пресс-фильтров фирмы «Диемма» позволила полностью исключить вредные выбросы газов и пыли в атмосферу. Построен цех по нейтрализации дебаллансной воды.

- Экологии мы всегда уделяли большое внимание, - утверждает начальник предприятия. - Сегодня охрана окружающей среды - это требование времени, никто не защитит природу, кроме нас самих.

Как отметил Юлай Каласов, на фабрике трудятся 420 человек. Это преданные своему делу специалисты, многие из которых проработали здесь более двадцати лет. Для коллектива на фабрике созданы максимально благоприятные условия для нормальной работы и полноценного отдыха: построены санаторий-профилакторий и детский оздоровительный лагерь, расположенный на живописном берегу реки Калкан.

- Люди - это самый важный фактор успеха предприятия, - убеждён директор. - Поэтому мы прилагаем все усилия для того, чтобы сохранить сплочённый коллектив. Мы не стремимся сокращать штат, а наоборот, собираемся задействовать освободившиеся после реконструкции площади, создав тем самым дополнительные рабочие места.


Первые контуры новой шахты. Её строительство ни у кого из жителей Учалы не вызвало протеста.

Напоследок учалинцы показали нам закладку новой шахты. Работы здесь ведёт шахтно-строительное управление под руководством Вадима Григорьева. В горном производстве он 42 года. Рудный пласт нового месторождения залегает на глубине 250 метров. Для постройки шахты отведено два гектара земли.

- А что с плодородным слоем земли сделали? – спросили мы.

-Аккуратно сняли и сложили. На следующий год приезжайте, и вы не узнаете это место. Асфальтовые дорожки положим, разобьём клумбы, дороги новые построим. И что немаловажно – новые рабочие места появятся, - уверял Вадим Григорьев.

Одним словом, мне не довелось увидеть ангидридный смог над горняцким посёлком, реки, отравленные химикатами. Зато увидел красивые, живописные места Приуралья, чистые озёра, где обосновались стаи белых лебедей. И людей – сильных и мужественных.

Источник: газета «Коммуна» №104 (25932), 19.07.2012г.


Возврат к списку