Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Достойный ответ на запросы будущего

19.07.2012

Воронежскому государственному аграрному университету – 100 лет

В старейшем вузе Центрального Черноземья, посвящая юношей и девушек в первокурсники, рекомендуют им активно изучать иностранные языки и оформить загранпаспорт

В вузах Воронежской области, как и всей России, – горячая приёмная кампания. Активно проходит она и в Воронежском государственном аграрном университете. Причём на 17 июля сюда было подано на 812 заявлений больше, чем по состоянию на 25 июля 2011 года. Что это – наметившаяся положительная динамика в демографической ситуации? Уважение к деяниям императора Петра I, чьё имя носит теперь аграрный университет? Или растущее желание нашей молодёжи получить не только достойное образование, но и иметь в будущем достойную работу и чёткие перспективы служебного роста?

Об этом и многом другом заместитель главного редактора «Коммуны» Алексей СОЛОВЬЁВ беседует с проректором по учебной работе Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I, кандидатом экономических наук доцентом Николаем БУХТОЯРОВЫМ.

- Николай Иванович, по убеждению многих, если не большинства, июль и август в вузах – пора затишья. Работают, мол, только приёмные комиссии, а остальные – в отпуске, на дачах, на югах. Вот и я, признаться, не ожидал сегодня застать вас в вашем кабинете и потому, честное слово, вдвойне рад нашей встрече. Или вы заскочили в кабинет по каким-либо неотложным делам?

- Действительно, стороннему наблюдателю кажется, что сейчас в вузах – тишина и покой. Но в вузе, как на непрерывном производстве - учебная, научная и иные виды деятельности не прекращаются ни на один день. Только что состоялся выпуск специалистов, бакалавров и магистров дневной формы обучения. Студенты младших вузов проходят учебные практики, старших – находятся на производственных практиках в условиях производства.


Николай Бухтояров

Не останавливается жизнь в научных лабораториях и на фермах, опытных стационарах и делянках. На прошлой неделе состоялся комиссионный приём результатов опытов наших молодых учёных и аспирантов. И вы знаете, результаты порадовали. Полным ходом идёт подготовка к новому учебному году. Ну и, наконец, вы, наверное, обратили внимание на то, какое оживление царит около кабинетов приёмной комиссии? И это тоже один из важнейших этапов учебной деятельности.

Сам учебный процесс выстроен таким образом, что студенту «расслабляться» некогда, разве что на время каникул. А вся инфраструктура вуза – учебная, научная, производственная, хозяйственная - представляет сложный механизм непрерывного действия.

- Если можно, чуть подробнее остановимся на выпускниках этого года. Вы назвали среди них и специалистов, и бакалавров, и магистров. Как мне известно, переход на двухуровневую систему высшего образования начался только в прошлом году? Насколько подтвердились, а может быть, отпали тревоги и сомнения образовательного сообщества в необходимости и своевременности такого перехода?

- Начнём с первой части вашего вопроса. Вы правы, если ведёте речь о переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Действительно, почти все те молодые люди, которые стали нашими студентами в прошлом году, обучаются по программам бакалавриата, а стать магистрами смогут в лучшем случае только через пять лет, т.е. в 2017 году. Но наш вуз готовит бакалавров с 1996 года, а первый выпуск магистров состоялся в 2000 году.

В 2007 году на базе нашего университета проводилось выездное заседание учебно-методического объединения по агроинженерным специальностям. Так что на сегодняшний день наши образовательные программы бакалавриата и магистратуры аккредитованы практически по всем укрупнённым группам специальностей.

В текущем учебном году мы выпустили почти 900 молодых специалистов только по дневной форме обучения. Но выпуск этого года был не совсем обычным – мы подготовили и выпустили из стен агроуниверситета сразу семьдесят магистров! Выпускники магистратуры пяти факультетов – агроинженерного; агрономии, агрохимии и экологии; ветеринарной медицины и технологии животноводства; экономики и менеджмента; землеустройства и кадастров к торжественному вручению дипломов облачились в мантии магистров. Незабываемое зрелище – красивое, торжественное и очень волнующее.

Мы постарались, чтобы это стало событием и для вуза, и для выпускников-магистров. Специально для этого случая разработали праздничный сценарий, и думаем, что праздник удался.

Чтобы подобные праздники стали ежегодными, уже в этом году приняли для обучения по магистерским программам только на бюджетной основе 120 человек. Кроме названных факультетов, в следующем году будем выпускать магистров и на факультете бухгалтерского учёта и финансов.


Выпуск магистров 2012 года.

Отчасти я уже ответил и на вторую часть вашего вопроса. Тревог и волнений было бы гораздо больше, если бы в вузе не был накоплен определённый положительный опыт подготовки бакалавров и магистров. Кроме этого, переход на уровневую систему подготовки выпускников был всеобщим, плановым и неизбежным. Образовательный стандарт для нас – закон. Но основная гарантия от различного рода неприятностей на этом пути – высочайший уровень квалификации нашего профессорско-преподавательского состава, его мобильность и готовность к переменам.

- Думаю, что каждый руководитель вуза именно такими словами охарактеризует свой профессорско-преподавательский состав…

- Я тоже так думаю и уверен, что наши коллеги будут правы, приводя массу аргументов в пользу своего утверждения. Но я бы и продолжил: у нас и студенческий состав уникальный.

Если вернуться к интервью, которое недавно дал вашей газете наш ректор Вячеслав Иванович Котарев, то упоминавшийся им социум, сформированный в агроуниверситете, имеет действительно уникальные особенности. Могу лишь добавить: наших студентов отличает то, что выбор специальности или направления подготовки определяется предсказуемой и аргументированной мотивацией, осознанностью.

Куда пойти учиться? Реклама, советы старших товарищей, сиюминутное желание, дань моде, уже сданный легкомысленно выбранный ЕГЭ - эти и другие факторы иногда являются определяющими для студентов классических вузов. Для наших абитуриентов это имеет значение как факторы третьего или даже четвёртого плана.

Не хочу никого обижать, но известно, что в вузе иногда учатся «за компанию», получая специальность «широкого профиля» в одной группе со школьным другом. По такому принципу или ещё более «случайно» нельзя стать, например, студентом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства, там учатся те, кто хочет стать именно ветеринарным врачом, специалистом в области ветеринарно-санитарной экспертизы, зооинженером, любовь к животным у них в крови. Нельзя стать агрономом, если ты не имеешь понятия о земле и не любишь землю, если тебя не волнует вид хлебного поля или цветущего сада, весеннего луга или чёрной, как смола, пашни.


Дмитрий Коровин из Семилук, Кристина Масютина из Воронежа, Алексей Чернышёв
из Хохольского района со своими будущими профессиями уже чётко определились и намерены
получить их в Воронежском государственном агроуниверситете/ Фото Михаила Вязового

Наш студенческий коллектив более однороден по своей социальной общности и статусу, жизненному укладу и устремлениям. Студенчество само по себе характеризуется корпоративностью и особым духом творчества, креативности, энергии, подчас здорового бунтарства. Но наши студенты в большей степени определённы в выборе дальнейшей трудовой деятельности и характере применения полученных знаний – это сфера сельскохозяйственного производства.

Приведу цифры: более 70 процентов наших выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, трудоустраиваются по специальности, а это значит, что большинство из них возвращается к своим истокам. Какова вероятность того, что калачеевский парнишка, окончивший московский вуз, вернётся в своё село? А если бы он окончил наш университет, то путь его был бы более определёнен.

Знаете вы или нет, но подавляющее число наших преподавателей, особенно специальных кафедр, тоже - выпускники нашего университета (ранее сельхозинститута) и также являются выходцами из села. Когда студент отпрашивается в деканате домой, потому что подошла «очередь пасти коров», мы знаем, что это такое и прекрасно понимаем, что эту «очередь» нельзя пропустить, игнорировать, её непросто перенести и про неё нельзя забыть. Мы знаем жизнь села и наших студентов.

Наших преподавателей не надо мотивировать на поистине отцовское и материнское отношение к студентам. Бывают исключения из любого правила, но я говорю об общей атмосфере в вузе. Деканат, кафедра, кабинеты ректора и проректоров – сюда студенты идут со своими проблемами, поделиться радостью, в конце концов занять денег до стипендии… Они знают: их всегда здесь поймут и поддержат.

Не случайно наш вуз остаётся, пожалуй, одним из немногих, где сохранился и поддерживается на должном уровне институт кураторства и наставничества. Каждый, без преувеличения, куратор или наставник знает положение дел своих подопечных в учёбе, знает их жилищно-бытовые условия, материальное положение, увлечения и интересы, то есть живёт интересами курируемой группы.

В 2009 году в ВГАУ принято на первый курс 887 студентов, из них 619 человек бюджетного контингента, в 2010 году – 1056, из них 717 «бюджетников», в 2011-м – соответственно 1326 и 857. Общее количество бюджетных мест в 2012 году – 1602.

Та особая среда вуза, о которой мы говорим, появилась не вчера и даже не позавчера, на это ушли десятилетия, а точнее – весь век нашей истории. Она формировалась усилиями нескольких поколений педагогов и студентов. Зайдите в наш музей, посмотрите на пожелтевшие фотографии, и вы тоже проникнетесь этой средой и особым «схишным» духом.

- Мы говорили с вами о выпуске молодых специалистов как завершающем этапе учебного процесса, но начало ему дает приёмная кампания, работа приёмной комиссии. Как обстоят дела на этом «фронте»?

- Я бы не стал прибегать к военной терминологии. Линии обороны и направления упреждающих ударов, формирование фронтов, выстраивание эшелонированной обороны и прочие штабные действия всегда есть результат вероломности одной стороны и элемент неожиданности для другой. В нашем случае будет уместнее говорить о партнёрских отношениях с нашими абитуриентами.

Как я сказал выше, учебный процесс не знает перерывов, и работа по формированию контингента обучаемых - наглядное тому подтверждение. Для нас небезразлично, кто придёт к нам учиться. Работа с потенциальными абитуриентами начинается задолго до окончания ими школы или среднего специального учебного заведения.

Нами создана целая сеть базовых школ практически во всех районах Воронежской и Липецкой областей, которые работают на весь район и самым активным образом участвуют в реализации районных и областных заказов на подготовку специалистов АПК. Всего базовых школ 41, и это лучшие школы по представлению районных отделов народного образования. Выпускники базовых школ имеют определённый приоритет перед своими сверстниками при поступлении в агроуниверситет.

Отбор наших абитуриентов включает в себя профориентационную работу, формирование элементов мотивации выбора специальностей и направлений подготовки и консультирование по выбору профильного ЕГЭ, проведение дополнительных занятий по дисциплинам Единого государственного экзамена. Наконец, что немаловажно, стало нормой выделение для выпускников базовых школ большинства бюджетных мест на всех без исключения факультетах, в том числе для целевой подготовки. Такая работа ведётся при непосредственном участии департамента аграрной политики Воронежской области, Главного управления сельского хозяйства Липецкой области, с которыми мы заключили генеральные соглашения о сотрудничестве.

Кстати, большинство выпускников ВГАУ, поступивших к нам из базовых школ, возвращаются в родные места. Возвращаются уже подготовленными специалистами.

Не отказываемся мы и от других форм и методов профориентационной работы, но придаем ей характер не рекламной направленности, а скорее информационной. Устоявшийся стереотип «сельскохозяйственная специальность» абсолютно не соответствует уровню преподавания дисциплин, состоянию материальной базы, перспективам трудоустройства.

Непосредственно работа приёмной комиссии строится на принципах прозрачности и открытости её деятельности, максимального учёта запросов абитуриентов. На нашем официальном сайте в каждодневном режиме можно отслеживать ситуацию с набором на каждом факультете, по каждой специальности, направлению подготовки, узнать текущий рейтинг каждого абитуриента. Вся эта информация находится в свободном доступе. По «горячей линии» можно получить консультацию, задать вопрос членам и председателю комиссии, деканам, проректорам.

- И какие на сегодня цифры? Или «цыплят по осени»?..

- В нашем случае их «считают» в самом начале осени – 1 сентября, а вот «контролировать» и вносить определённые коррективы надо ежедневно. Если вас интересует промежуточный результат, то достаточно сказать, что уже на 11 июля 2012 года было подано заявлений абитуриентов на дневное отделение больше, чем их было подано за всю приёмную кампанию 2011 года.

На сегодня показатель прошлого года превышен уже на 812 заявлений, а до окончания срока подачи документов ещё неделя. Небезосновательно полагаем, что сумеем выполнить государственный план набора студентов для обучения на бюджетной основе, доведённый до нас нашим учредителем и увеличенный по всем формам обучения по сравнению с прошлым годом на 275 мест. Думаем, что и план набора студентов для обучения на внебюджетной коммерческой основе мы также выполним.

- Откуда такая уверенность? И что это за «учредитель», который так щедро выделяет вам 275 дополнительных бюджетных мест? Не все вузы имеют такое количество студентов-бюджетников в целом. Может, эта «щедрость» связана с вашим юбилеем?

- Юбилей вуза не основание, а всего лишь повод обратить на него внимание. Мы благодарны нашему учредителю – Министерству сельского хозяйства России, которое в непростых условиях сумело выделить нам дополнительные бюджетные места. Основанием тому служат безупречная репутация наших выпускников и их высочайшая востребованность на рынке труда, достижения наших учёных, высокий рейтинг агроуниверситета среди вузов Минсельхоза. Ну и главное – насущная необходимость подготовки специалистов сельского хозяйства для набирающего обороты аграрного сектора Воронежской области и Центрально-Чернозёмного региона.

Должен обратить ваше внимание, что практически все дополнительно выделенные бюджетные места – это места для обучения по остродефицитным сельскохозяйственным специальностям и направлениям подготовки: агроинженерия, зоотехния, агрономия, ветеринария, агрохимия и т.д.

Проследите прямую зависимость: в нашей области наметился устойчивый подъём животноводческой отрасли, в частности мясного животноводства, и Минсельхоз тут же чутко отреагировал на это выделением дополнительных бюджетных мест ещё в прошлом году для подготовки зооинженеров, ветеринаров, специалистов в области кормопроизводства.

Департамент аграрной политики Воронежской области, Главное управление сельского хозяйства Липецкой области при этом в оперативном порядке способствовали формированию сети базовых хозяйств, где наши студенты проходят производственные практики в условиях высокотехнологичного сельскохозяйственного производства, выполняют курсовые и дипломные работы, а специалисты этих хозяйств участвуют в работе государственных аттестационных комиссий, тут же приглашая наших выпускников на работу.

Заботой о подготовке кадров для АПК объясняется установление Министерством сельского хозяйства РФ приемлемых во всех отношениях «Нормативов затрат по направлениям подготовки (специальностям) на единицу государственной услуги для приема на первый курс 2012/13 учебного года», которые являются для нас ориентиром при определении стоимости образовательных услуг.

Стоимость обучения на внебюджетной коммерческой основе по сельскохозяйственным и инженерным направлениям установлена на уровне 60 тысяч рублей, по гуманитарным, экономическим - на уровне 44 тысяч рублей в год. Для сравнения: Министерством образования и науки РФ для подведомственных вузов установлена несколько иная стоимость – инженерные специальности имеют планку в 112 тысяч рублей, гуманитарные – около 60 тысяч.

Могу привести такие цифры, которые отражают динамику приёма студентов на дневное отделение по годам.

В 2009 году нами принято на первый курс 887 студентов, из них 619 человек бюджетного контингента, в 2010 году – 1056, из них 717 «бюджетников», в 2011-м – соответственно 1326 и 857, а в этом году будет ещё больше.

Кстати, за последние два года нами открыты несколько новых востребованных абитуриентами специальностей, направлений подготовки и профилей. Среди них такие специальности, как экономическая безопасность, наземные транспортно-технологические средства, такие профили, как технический сервис в АПК, декоративное садоводство и фитодизайн, маркетинг, экономика труда, страхование, и другие.

- Николай Иванович, судя по всему, позиция ваших учредителей и соответствующих областных структур, выделение значительного числа бюджетных мест и другие объективные факторы позволили вам минимизировать негативные последствия так называемой «демографической ямы». Что ещё предпринимается вами для устойчивого развития агроуниверситета?

- Не затрагивая вопросов укрепления материальной базы, включения вуза в федеральные адресные инвестиционные программы, формирования инновационных хозрасчётных подразделений и других, обозначу только показательные «точки роста» в сфере образовательной деятельности.

Вы правильно подметили, что вуз развивается только тогда, когда в нем есть студенты. Создание для них комфортной обучающей среды – главная задача руководства и всего коллектива вуза. Среди стратегических направлений совершенствования учебного процесса – внедрение передовых обучающих технологий, предоставление студентам относительной свободы выбора форм и методов обучения, предоставление полного пакета информационной обучающей базы, свободный доступ к информационным ресурсам агроуниверситета из любого региона России и мира и многое другое.

Не преувеличивая, скажу, что в области применения дистанционных обучающих технологий мы являемся «законодателями моды» среди вузов Минсельхоза, да и для других вузов мы можем быть ориентиром. Для скептиков отмечу, что одно из последних изменений в Законе Российской Федерации «Об образовании» касается положений о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Прежде чем в агроуниверситете на полную мощность заработал Центр дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и началось обучение студентов, пришлось немало потрудиться самим преподавателям, методистам. Нужно было сломать устоявшиеся стереотипы, выстраивать новые подходы к организации учебного процесса. Было организовано обучение преподавателей по формированию электронных учебно-методических комплексов, прошли соответствующее обучение методисты управления по заочному обучению, должная работа была проведена со студентами. Мы прекрасно понимали, что без кропотливой подготовительной работы положительного результата не будет.

Сейчас уже можно подвести некоторые итоги. На сегодня по дистанционным образовательным технологиям у нас обучаются без малого 5 тысяч студентов по 10 специальностям, 11 направлениям подготовки, задействованы более 400 преподавателей.

Для обеспечения учебного процесса по ДОТ действуют 13 центров удалённого доступа к информационным ресурсам ВГАУ. Все они располагают современной компьютерной базой, оснащены видеосвязью с учебными корпусами агроуниверситета, методисты этих пунктов - наши штатные сотрудники.

Располагаются пункты удалённого доступа в профильных для нас техникумах и колледжах. В Липецкой области – это Задонский колледж механизации и электрификации сельского хозяйства, аграрный техникум в Конь-Колодезе, Лебедянский сельскохозяйственный техникум, Усманский промышленно-технологический техникум и др., в Воронежской – Острогожский аграрный техникум, Калачеевский колледж механизации сельского хозяйства, Россошанский колледж мясной и молочной промышленности, Борисоглебский, Верхнеозёрский, Павловский сельскохозяйственные техникумы и другие.

Таким образом, не снижая качества обучения, а в чём-то и повышая его, умело сочетая традиционные, устоявшиеся формы и новые методы обучения, мы делаем доступным высшее образование для значительного числа наших студентов, которые в силу различных причин не могут обучаться у нас с выездом в город Воронеж: отдалённость, семейные обстоятельства, производственная занятость, материальное положение, состояние здоровья и другое. Вы только представьте, какой шанс получить полноценное качественное высшее образование мы предоставляем гражданам с ограниченными возможностями? Так что внедрение дистанционных образовательных технологий не дань моде, а насущная необходимость.

По дистанционным образовательным технологиям в ВГАУ обучаются без малого 5 тысяч студентов по 10 специальностям, 11 направлениям подготовки, задействованы более 400 преподавателей. Для обеспечения учебного процесса по ДОТ действуют 13 центров удалённого доступа к информационным ресурсам ВГАУ.

Обобщив имеющийся опыт, трезво оценивая свои силы и учитывая растущий спрос на дистанционную форму обучения, Учёный совет ВГАУ 27 июня 2012 года принял решение о поэтапном переводе всех студентов заочного отделения на дистанционную форму обучения.

- Если можно, несколько слов о международных образовательных проектах...

- Одно из первых напутствий, которое мы даем своим первокурсникам, – учите иностранные языки и оформляйте загранпаспорт. Ежегодно сотни наших студентов в порядке академического обмена выезжают в страны СНГ, Европы, США.

В настоящее время группа студентов ВГАУ находится на практическом семестре в университете Вайенштефан с последующим теоретическим обучением. Со дня на день группа преподавателей и студентов ВГАУ отправляется в летнюю школу в Пражском университете естественных наук по программе «Модернизация образовательных процессов в условиях создания общеевропейского образовательного пространства». В сентябре состоится поездка преподавателей и студентов гуманитарно-правового факультета в Италию (г. Тренто). На октябрь планируется поездка группы преподавателей и сотрудников факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства в Венгрию (университет Св. Иштфана и Капошварский университет). За период летних каникул более 300 студентов агроуниверситета укрепят своё здоровье на побережье Чёрного моря в Болгарии.

И это я привел только несколько примеров активной международной деятельности агроуниверситета.

Словом, для укрепления позиций Воронежского агроуниверситета как одного из ведущих аграрных вузов страны работает весь коллектив, причём работает круглый год, без пауз и затишья. И делается очень многое. Так будет и впредь. Ведь мы работаем на будущее.

Источник: газета «Коммуна» №104 (25932), 19.07.2012г.


Возврат к списку