Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Последний бой четвёртой роты

20.07.2012

Память | Семьдесят лет назад у хутора Ключи сложили головы более трёхсот курсантов Чкаловской авиационной школы

Июльское солнце, казалось, прожигало насквозь своими раскаленными лучами всех и вся. Спастись от него можно было только у родников, да в ложбинках меж меловых холмов, покрытых сиреневой дымкой цветущего чабреца.

Те, кому становилось невмоготу, прятались под тентом или шли напиться живительной воды. В сорок втором году здесь не было ни тентов, ни перелесков. А до воды можно было добраться только ценой жизни...

- Солдат может умереть дважды — на поле боя и в памяти народной, - сказал заместитель главы Администрации Репьёвского района Воронежской области Сергей Бегма, открывая торжественную линейку «Колокола памяти». - Репьёвцы вот уже семьдесят лет хранят память о бое у хутора Ключи, где сложили головы более трёхсот курсантов второй Чкаловской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров. Четвёртого июля 1995 года на взгорье у Малых Ключиков перед хутором Ключи был установлен памятный знак. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить события тех страшных дней и сказать «спасибо» душам тех, кто подарил нам мирное небо над головой.


Репьёвцы несут цветы к памятному знаку погибшим курсантам. Фото Михаила Вязового

…Хутор Дракино, Репьёвка, Бутырки, село Круглое – здесь держал оборону 232-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон, в состав которого входили четыре пулемётные роты, сформированные из курсантов, и взвод противотанковых орудий. Времени на строительство долговременных огневых точек не было, а потому круговая оборона не предусматривалась. Четвёртая рота заняла позиции у хутора Ключи, на том самом взгорье, и дальше вплоть до яра Корнаушки. Именно этой роте досталось больше всех.

- Окапывались по склонам горы, по огородам. Оборона была построена в расчете на наступление немецких войск с запада, - рассказывает ветеран Вооружённых Сил, краевед Владимир Константинов. – Сейчас здесь вдоль полей тянутся лесополосы, тогда их не было, только степь. Четвёртого июля фашисты предприняли разведку боем силами 15 танков и пехоты. Наступление отразили: местность хорошо простреливалась пулемётами и противотанковыми орудиями.

Командование понимало, что на следующий день настоящего боя не избежать. А потому обратилось в штаб Юго-Западного фронта с просьбой оказать помощь. Оттуда отправили приказ командованию 226-й стрелковой дивизии 21-й армии в ночь на 5 июля занять участок обороны Репьёвка — Круглое, то есть позиции 232-го и 233-го батальонов. Приказ не был выполнен, потому что дивизия в это время находилась далеко на марше, шел плановый отвод войск на линию фронта.

Следующий день фашисты начали с авианалета, потом перешли в наступление. Пятьдесят танков и батальон пехоты пошли в обход со стороны села Круглое, произошел разрыв обороны. Так враги оказались в тылу четвёртой роты, которая была вынуждена оставить подготовленные позиции, выйти в чистое поле и с ходу вступить в бой.

Гибли один пулемётный расчет за другим. Один из них, незамеченный врагом, подбил три танка и погиб под гусеницами четвёртого. Командир взвода Кузьма Средних после гибели личного состава бросился с гранатами под танк. К вечеру началось беспорядочное отступление по территории, занятой немцами. Многие попали в плен, были убиты. Их судьбу определить очень трудно.

Всего, по архивным данным, на пункты сбора после боя и отступления не явилось около 400 солдат, то есть половина батальона. Хоронили погибших там, где нашли.

В братской могиле №263 в селе Репьевка захоронены младший лейтенант Александр Молодцов, рядовые Иван Глубоких, Алексей Попов, Михаил Торопцев, Дмитрий Тюменцев, Михаил Таранцев. На месте боя — младшие лейтенанты Кузьма Средних и Константин Погорельцев, рядовые Иван Зорин, Виктор Авшинцеров, Лев Смольников, Антон Черников. Ефрейтор Геннадий Семиколенных был захоронен как неизвестный солдат. Его имя удалось восстановить ребятам из поискового отряда средней школы села Бутырки. Он погиб на окраине хутора Сердюки, был похоронен там же. Потом его прах перенесли в братскую могилу.

Работу по установлению судьбы военнослужащих 232-го батальона, установлению обстоятельств боя вели местные краеведы Екатерина Анисимова, Лидия Казбанова, Антонина Кондратенко, работники военного комиссариата Владимир Константинов, Валентина Суханова, директор местного музея Людмила Лысенко. Сейчас их дело продолжают ученики Бутырской средней школы.

- Сколько лет прошло, но родственники до сих пор ищут своих пропавших солдат, - рассказывает учитель математики Бутырской школы, руководитель поисковой группы «Новое поколение» Мария Гадецкая.— К сожалению, родители так и не узнали, что их единственный сын Александр Ласков в 1942 году был взят в плен в хуторе Сердюки, а в 1943-м умер от ран. Это нам стало известно из немецкого архива. Маргарита Николаевна Семиколенных прислала фотографию своего брата. Мы обратились к главе Администрации Репьевского района с просьбой увековечить его память, выбив имя на мемориальной доске. Сама она не смогла приехать сегодня, но благодарила всех репьёвцев за то, что помнят те страшные события.

В 1998 году не стало ещё одного участника этого боя – Николая Симченко. Пятого июля его, тяжело раненного, в яру Карнаушки нашли мать и дочь, погрузили на подводу и привезли домой.

- Несколько раз моя будущая мама спасала его от полицая, своего родственника, - вспоминает дочь Николая Симченко Александра Серкина. - Потом не выдержала, пошла к мадьярскому начальнику и говорит: надо убить - убейте, но не хочу, чтобы он погиб от руки предателя... Больше отец не воевал. После войны они поженились, родили пятерых детей. Папа всегда, когда вспоминал тот бой, плакал по своим друзьям, которые хотели жить, иметь детей, но погибли на этой высотке, выполняя свой воинский долг.


Александра Серкина (справа) пришла почтить память друзей своего отца.. Фото Михаила Вязового

На фронтах Великой Отечественной войны сражались 11 тысяч жителей Репьёвского района, четыре с половиной тысячи из них не вернулись домой. По всем, кто погиб на полях сражений, настоятель Петропавловского храма, благочинный Репьевского церковного округа отец Алексей отслужил заупокойную литию:

- Место, на котором мы сейчас стоим, залито кровью. Этой кровью погибшие воины очищали свои души, сердца. Не важно, были ли среди них все православные, – война никого не разделяла по вере, сословиям, званиям, она всех приравняла. И все умирали за жизнь будущих поколений. Своей кровью они принимали не только боевое крещение, но и крещение души в жизнь вечную.

…Смотрела на школьников, даривших цветы ветеранам, слушала пронизывающие душу песни в исполнении местной вокальной группы, а по щекам катились слёзы. Перед глазами стояли залегшие у пулемётов мальчишки, до последней минуты верившие, что их первый бой у затерявшегося в донской степи хутора Ключи не станет последним.

Тамара ГАШИМОВА

Репьёвский район, Воронежская область

Источник: газета «Коммуна» №105 (25933), 20.07.2012г.


Возврат к списку