Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Притяжение литературы

20.07.2012

Культура | Вышел в свет альманах «Ямская слобода»

В 1798 году в нашем городе вышла первая печатная книга – «Опыт Воронежской губернской типографии. Отделение первое». Год назад родился альманах «Ямская слобода» - в качестве некоей дани уважения первым издателям он был издан как «отделение второе».

Новый выпуск детища Дмитрия Дьякова добирался к читателю не без приключений. Теперь у «Ямской слободы» новый издатель – Центр духовного возрождения Черноземного края. Сменился и подзаголовок: перед нами не «Опыт Воронежской губернской типографии», а «Опыт губернского литературного процесса».

Презентация третьего отделения альманаха состоялась в книжном клубе «Петровский».

- На прошлогодней встрече было сказано немало тёплых слов в адрес художницы Натальи Коньшиной, оформлявшей тот выпуск, - напомнил пришедшим редактор «Ямской слободы» Дмитрий Дьяков. – Есть традиция у французских виноделов - каждый год выпускать бутылку хорошего дорогого вина «Бордо», для которой картинку рисует лучший художник страны этого года. Поэтому легко распознать, «Бордо» какого года вы в данный момент пьёте. Мы решили поддержать эту традицию. В прошлом году номер иллюстрировала Наташа, в этом – Алексей Загородных, за что ему огромное спасибо.

Теперь и список авторов длиннее. В 2011 году участвовали не только воронежцы; в нынешнем выпуске есть и произведения иностранных жителей.

Открывает альманах впервые публикуемая на русском языке пьеса венгерского классика Иштвана Эркеня «Воронеж». В молодости писатель оказался в составе венгерской армии, которая в дни войны пришла на нашу землю. Многие его соотечественники здесь сгинули. Для Венгрии Воронеж до сих пор – символ «гиблого места». Будущий классик выжил, попал в плен. В лагере написал эту пьесу. Но в ней, как заметила литературовед и критик Алла Ботникова, «очень весёлая война». Кто-то, говоря о пьесе, вспомнил гашековского Йозефа Швейка.

- Есть издательские планы собрать всё, что связано у Эркеня с Воронежем: публицистику, прозу, драматургию, - поделился замыслом Дмитрий Дьяков.

«У Воронежа удивительное свойство: он своим названием притягивает литературу» - эти слова профессора ВГУ Аллы Ботниковой иллюстрирует и содержимое альманаха.

Например, Евгений Евтушенко, оказывается, написал несколько стихотворений о нашем городе. Дал свои произведения ещё один известный поэт - Кирилл Ковальджи. Главный редактор журнала «Подъём» Иван Щёлоков представлен своими восьмистишьями. А например, один из составителей альманаха Валентин Нервин включил в «Ямскую слободу» несколько своих стихов из будущей книги «По обе стороны любви».


Первыми впечатлениями об альманахе поделилась профессор ВГУ Алла Ботникова. Фото Виталия Черникова

Одна из подборок совсем необычна: это переводы творений Осипа Мандельштама на украинский. За них Лариса Оленина удостоена звания лауреата Международного фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции – 2011». Кое-что из переводов прозвучало в «Петровском».

Словосочетание «третье отделение» в русской истории имеет и иной, зловещий, смысл. Однако от мрачных каламбуров и аналогий авторы сборника на его презентации деликатно уклонились: в конце концов, он вовсе не о политике. Разве что поэт Аркадий Пресман прочитал стихотворение, вдохновлённое майской «контрольной прогулкой» российских писателей от Пушкинской площади до Чистых прудов, к которой присоединились, по подсчётам прессы, более 20 тысяч человек.

Один из важных текстов в альманахе – статья Тамары Дьяковой, написанная к столетию воронежского художника Василия Белопольского. При жизни о нём почти не писали в прессе. К счастью, его работы хранятся не только в частных коллекциях и у родственников, но и в Воронежском областном музее имени И.Н.Крамского.

- Судьба художника складывалась в очень сложный период нашей истории, - рассказала автор статьи. – Идеологический прессинг, с которым сталкивались люди в советское время, конечно, не сопоставим с сегодняшним. Давление, которое ощутил на себе Белопольский, сломало его судьбу. В начале 30-х он получает художественное образование. Начинает учиться в Воронеже, затем переезжает в Саратов… Во время учёбы он будет арестован по политической статье. Ему вменят в вину участие в антисоветской деятельности – только за то, что он читал стихи Николая Гумилёва. Затем в Воронеже Белопольский столкнулся с требованием рисовать лишь определённым образом, на определённые темы. Он хотел стать на тот путь, которым двигались импрессионисты, но оказалось, что это невозможно.

Заслуженный артист России Камиль Тукаев уже во второй раз представлен на страницах «Слободы» как прозаик. Он пошутил даже: «В третий альманах, наверное, не попаду – больше не с чем!» Впрочем, тут же и опроверг свои слова, рассказав пару смешных историй о своих первых, ещё детских, актёрских опытах. Камилю Тукаеву есть что сказать читателю – как и другим авторам «Ямской слободы», нынешним и будущим.

Виталий Черников

Источник: газета «Коммуна» №105 (25933), 20.07.2012г.


Возврат к списку