Поиск по сайту:
08.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
08.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
07.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
06.05.2024
Государственный кадастровый учет
06.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало – в №№101-105)
Работая в 1930-1932 гг. в Лебяжьем председателем сельхозартели имени Буденного, он подружился с семьей Ильи Афанасьевича Чумакова, сметливого старика и крепкого хозяина. До последних дней жизни ветеран коллективизации на Дону поддерживал тесные связи с сыном бывшего колхозного кладовщика.
Жизнь в те годы, как известно, была наполнена неуемной энергией и, одновременно, отличалась непредсказуемыми поворотами в судьбах людей. Не избежали передряг и Плоткин с Баюковым. Обоих снимали с должностей, наказывали в партийном порядке, перебрасывали с одного хозяйства в другое: Плоткина, как сказали бы теперь, – за излишнюю строгость, «за превышение власти», а Баюкова, наоборот, — за то, что, сдав государству в неурожайный год минимум зерна, позволял кое-что из хлебных «остальцов» выдавать колхозникам на трудодни.
Я вспоминаю Александра Михайловича уже в конце его жизни, когда он руководил фермой у нас, в Краснояровском. Жил тогда бывший председатель в колхозном доме прямо на МТФ с женой и дочерью-подростком. Добрейшей души человек, он, видя наше голодное детство, простецки говорил моей матери-доярке: «Грипа, отожми ребятам творожку, пусть вместе с телятами пообедают».
Вообще, в отличие от Плоткина, Баюков производил впечатление человека веселого и, быть может, чуть-чуть странноватого. Конюх бывшего лебяжинского председателя Егор Иванович Мельников, вспоминая о Баюкове, рассказывал:
«Едем мы с ним раз из Колундаевки... с заседания совета МТС. Ночь, месяц золотой — в полнеба. В Плешаковом логу — соловьи. Баюков попросил остановить лошадей, закурил. Слушая пенье птах, раздумчиво произнес: «Эх, соловушки, если бы вас на совете пропесочили так, как меня, вряд ли бы вы так заливались...»
Любимейшим занятием Баюкова в Краснояровском была рыбалка... Выходил он на берег Дона в экстравагантном, как сейчас говорят, виде: кирзовые сапоги, семейные трусы, а поверх всего — шинель. Прошагав размашисто мимо краснояровского стойла, выходил на угол Зеленого мыса, что около известного нам Красного Яра, быстро раздевался и потом брёл к небольшому островку, робко шевелившему осокой у стрежня реки. Рыбу он ловил отменно, чем вызывал неизменное восхищение хуторян.
В целом жилось Александру Михайловичу в придонском хуторе относительно благополучно. Однако в дальнейшем его судьба сложилась драматично. Умерла жена, да и годы брали свое… Он снова оказался в Лебяжьем — теперь уже в качестве заведующего избой-читальней. Поселился в курене, где прежде располагалось правление колхоза... Все бы ничего, но не понравился чем-то старый большевик местной шпане.
Нетрудно сейчас представить, о чем ему думалось в долгие часы одиночества, особенно сырыми осенними ночами. В сорок восьмом году, незадолго до смерти, Баюков говорил своим колхозникам: «Придет время — в магазинах будет вдоволь мануфактуры. Хлеб вам будут возить прямо из пекарен. А сейчас надо терпеть и хорошо работать».
Что ж, мечта старого председателя через какое-то время сбылась. А тогда больной, измученный жизнью человек оставался один на один с отребьем: и непристойности в его адрес выкрикивали ради забавы, и гадили у порога, швыряли камни в окна…
Однажды ночью, пытаясь поймать распоясавшихся недорослей, он бросился из комнаты на крыльцо и с разбегу упал на острые колья, расчетливо кем-то поставленные вместо вынутых из пола досок. Старик сильно поранил низ живота и был отправлен в больницу. В 1951 году он умер в Вёшенской.
• • • • •
Каждый раз, бывая на Дону, стараюсь хоть на один час попасть в родной Краснояровский. Теперь это уже совсем другой хутор, в котором живут голодно и бесприютно русские люди, переселенцы из Киргизии. И обочь с ними — пожилой мой земляк, отдавший почти всю свою жизнь русскому полю, Иван Павлович Агапов.
Несколько лет назад, еще до приезда новоселов, бывший тракторист при встрече пошутил невесело: «Живу помещиком. Сейчас у меня в наследстве двенадцать пустых дворов».
И действительно, в ту пору по супесному бугру, вытянувшему белесую кабаржину вдоль пойменного леса, разбежались двенадцать полуразвалившихся куреней и хат... Зрелище жуткое. Дикость, запустение… Буйные от обильных дождей заросли желтого коровяка достают до самых крыш.
Но более всего угнетает тишина: она — какая-то неземная. А ведь совсем недавно жили в этих местах люди, — не герои, но и не из последних. Многие, в связи с «неперспективностью» хуторов, уехали в города, и нашли там свой последний приют. Старики, бывшие колхозники, люди в основном верующие, в последние дни жизни, наверняка, с тоской думали о том, что нет у них теперь родного уголка, куда после смерти изболевшаяся душа могла бы вернуться под родную крышу, испить у иконы поминальной воды и хоть как-то утешить сердце родных.
Городская квартира — это не то, ее строили чужие люди, зачастую – без тепла в руках. Создатели территориально-производственных управлений, разрабатывая стратегию обустройства села, ставя во главу угла экономические проблемы, почему-то напрочь забывали о том, что любой успех на земле зависит от состояния души человека. Известный постулат о том, что материя – первична, а сознание – вторично, справедлив лишь отчасти. Ведь когда речь заходит о перестройке самой материи, приоритет в такой постановке вопроса, безусловно, принадлежит сознанию.
Производя разного рода организационные преобразования в сельском хозяйстве, творцы новых, экономически более выгодных, подходов к решению производственных проблем, лишили крестьянина чувства малой родины, породив в освободившемся пространстве его души пустыню. По-моему, более страшного ощущения испытать не дано.
Возникает резонный вопрос: «А есть ли выход из этой ситуации?» Безусловно, есть.
Сейчас, как никогда, должна быть востребована инициатива по возрождению сел России, в том числе донских хуторов и станиц. Чего греха таить, в городах страны найдется немало желающих вернуться в родные места.
Но вся беда заключается в том, что возвращаться действительно придется в пустыню. Ведь оголтелый волюнтаризм Хрущёва оказался настолько долгоиграющим, что и нынешним поколениям наследников преобразований чудака из курской глубинки приходится всем миром отмазываться от сумасбродства власти. Но русского человека надо возвращать на землю.
(Продолжение следует)
Источник: газета «Коммуна» №106 (25934), 24.07.2012г.