Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Вернисаж. Вечность и один турист

02.07.2010

Вернисаж. Вечность и один турист

В Воронежском музее имени И.Н. Крамского открылась выставка фотографий, сделанных французским путешественником в XIX веке

В Интернете регулярно натыкаюсь на залежи фотографий, сделанных соотечественниками во время турпоездок за границу: «Я – на фоне египетских пирамид», «Я на верблюде», «Я на слоне», «Я и местные девушки в национальных костюмах», «Я и местные девушки без национальных костюмов». Кто-то на «цифровик» снимал, а большинство, кажется, – просто на сотовый: разница невелика. Лишь бы успеть улыбнуться в кадре, когда время остановится, чтобы спустя годы можно было пересматривать эти снимки в кругу семьи и вспоминать, как здорово было в Турции когда-то.

Подлинной ценности остановленного мгновения большинство, разумеется, не осознаёт. Но пройдёт время – и ценность любого случайно сделанного кадра возрастёт.

Французский путешественник Шарль Вапро, отправляясь в 1892 году в путешествие, вряд ли ставил перед собой сколько-нибудь глобальные задачи – например, эстетические. Он всего лишь очень любил Китай, где прожил не один год, а ещё мечтал проехать через Россию.

Однажды его мечта сбылась. За 112 дней Шарль Вапро вместе с женой пересёк континент от Пекина до Парижа. Побывать довелось, помимо прочего, в Иркутске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Казани, Москве, Петербурге. С собой сей пионер экстремального туризма вёз стеклянные пластины, на которые делал фотографии. Результатом экспедиции стали 150 негативов 18x24.

На выставке «Пекин – Амур – Париж», открывшейся на днях в Воронежском художественном музее имени И.Н. Крамского (до этого её увидели жители Владивостока, Иркутска, Екатеринбурга, Перми, Казани и Ростова), представлена лишь часть коллекции – 60 фотографий. Некоторые фото сделаны позже, когда Вапро был главным уполномоченным китайского павильона на Всемирной выставке в Париже. Сначала он знакомился китайцев с французской культурой, а затем, как видим, и французов познакомил с китайской.

Как рассказал один из организаторов этой проходящей в рамках Года Франции в России выставки, директор арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков, второе рождение показанных воронежцам работ стало результатом случая.

Впервые они были опубликованы в 1894 году в журнале «Вокруг света», затем появились в статье, посвященной Амурскому краю, на страницах энциклопедии «Живописная Россия» - но без указания имени автора. Спустя сто лет негативы этих уникальных фотографий приобрёл на аукционе всего за 50 франков коллекционер Арно Жибо. Имя автора удалось установить лишь в 2006 году.

Вапро не вкладывал в изображение некий второй смысл, он просто стремился зафиксировать интересную ему как туристу реальность. Оттого и названия его фотографий просты, бесхитростны: «Французский посол в Пекине», «Деревенская церковь на Амуре», «Торговая площадь в Забайкалье», «Военные учения во Владивостоке», «Москва». Даже фотография «Выезд знатного китайца» лишена какой-либо парадности: под ногами у людей бродят куры.

Самое интересное - мелкие детали былого: кресла и ковёр в доме купца Бутина, пробежавшая перед фотографирующимися дворняга. И, разумеется, лица замерших перед объективом и глядящих на нас из позапрошлого века людей. Кто-то смотрит на нас внимательно, кто-то – слегка насмешливо, а кто-то застенчиво прячет от Вечности глаза. Несколько раз попала в кадр и жена фотографа Мари – серьёзная, строго одетая женщина. Судя по выражению лица (то ли скептическому, то ли застенчивому), фотографироваться ей не очень-то хотелось.

Автор: Виталий Черников.

Источник: «Коммуна», № 95 (25526), 02.07.10г.


Возврат к списку