Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Как живёшь, ветеран? Испытание волокитой

20.07.2010

Как живёшь, ветеран? Испытание волокитой

Почему судьба жертвы политических репрессий не волнует чиновников

Всё больше убеждаюсь в том, что самые несчастные люди те, кто столкнулся с российской бюрократической машиной. Она, как Молох, перемалывает человеческие судьбы, лишает со временем надежды всех, кто добивается справедливости.

Лишь немногие, как Дон Кихот, сражавшийся с ветряной мельницей, пытаются получить желаемое. Сизифов труд! Это в полной мере справедливо и для Раисы Григорьевны Макаровой из Нововоронежа, имеющей на руках удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, № 1357322, и ветерана труда, признанной по суду жертвой политических репрессий. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ».

Суть дела заключается в том, что часть дома на улице Сосновая, 24, на северной окраине Нововоронежа, принадлежащей Макаровой, пришла в ветхое состояние, о чём есть акт обследования городской комиссии от 06.05.1996 года. Он гласит следующее.

«Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе главного архитектора города Нововоронежа Степанова Ю. В. – председатель комиссии, членов комиссии: начальника БТИ Саратовой Л. Д. , начальника квартирного отдела администрации Мартыновой Н. А. , инженера комитета по архитектуре Приступа В. Ф. , произвели осмотр в натуре жилого дома по ул. Сосновая, 24, и установили:

Деревянный жилой дом 1960 г. постройки, на ленточном бетонном фундаменте с шиферной кровлей, имеет 46 процентов износа.
Принадлежащая Макаровой Р. Г. часть дома (3/7 идеальной доли площадью 17 кв. метров) находится в ветхом состоянии. Полы в коридоре прогнили, перекрытия прогнулись, штукатурка имеет множественные трещины. Наружные стены, выполненные из брёвен в каркасе, отклонены от вертикали. Нижние венцы – прогнившие, шиферная кровля – в множественных трещинах. С ними связаны протечки перекрытия.
Комиссия считает жилой дом по ул. Сосновая, 24 непригодным для проживания без проведения капитального ремонта и рекомендует поставить заявительницу на улучшение жилищных условий».
(Акты обследования подобного содержания датированы также 2 декабря 2003 и 27 июля 2004 годов. Так что чиновничья улита ехала – в смысле стояла на месте). В итоге поставили Макарову на учёт в намертво застывшую общую очередь под №365; под №189 – на первоочередное ожидание жилья; под №1 – на получение субсидий на строительство или приобретение.

Разумеется, первые две позиции для Макаровой неисполнимы при её жизни: ей уже 80 лет. Раиса Григорьевна решила добиваться субсидии. Она хочет одного: отремонтировать своё жильё и скоротать в нём свой век. Тем более, что есть на то веские основания.

Сошлёмся на решение Каширского районного народного суда от 17 августа 1995 года, признавшего Р. Г.Макарову жертвой политических репрессий. Семья Макаровых была раскулачена в 1932 году, у неё конфисковали кирпичный дом, три сарая для скота, ветряную мельницу, лошадь с жеребёнком, две коровы, два десятка овец, полсотни кур. Отец Раисы Григорьевны – Григорий Павлович Маслов – погиб 8 апреля 1944 года, защищая социалистическую Родину, которая с ним обошлась так немилосердно…

Так выглядит дом ветерана войны и труда Раисы Максимовны Макаровой из Нововоронежа. «Коммуна», № 105 (25536), 20.07.10г.
Так выглядит дом ветерана войны и труда Раисы Максимовны Макаровой.

Не сказать, что Макарову гнали из кабинетов. Обещали оказать содействие, а в итоге получались отписки.

Глава Администрации города Нововоронежа В.Синицын обращается с письмом к депутату Воронежской областной Думы С.Константинову 11 августа 2004 года: «Уважаемый Степан Степанович! В связи с неоднократными обращениями в городскую администрацию ветерана войны и труда, члена семьи репрессированного Макаровой Раисы Григорьевны по вопросу улучшения жилищных условий, прошу Вас проработать через областную Думу вопрос о включении Макаровой Р. Г. в областную программу обеспечения жилой площадью ветеранов войны».

Четвертого ноября 2004 года В.Синицын уже обращается с письмом аналогичного содержания в адрес губернатора Воронежской области В.Кулакова. В нём содержится такая просьба: «Администрация города Нововоронежа повторно ходатайствует о выделении денежных средств в сумме 375 тысяч рублей Макаровой Р. Г. для приобретения однокомнатной квартиры».

Впрочем, иного не стоило и ожидать. Ведь годом ранее начальник областного Управления по взаимодействию с административными и военными организациями Е.Воробьёв обратился с письмом к начальнику Главного финансово-экономического управления Администрации Воронежской области Н. Сафоновой о выделении субсидии Макаровой для приобретения жилья.

Он констатирует, что, «согласно существующему законодательству, реабилитированные лица имеют право первоочередного получения жилья, а также на получение беспроцентных ссуд».

Завершается письмо человеческими словами, что «пожилому, заслуженному, оставшемуся без жилья человеку приходится стучаться во все двери, чтобы решить жизненно важную проблему».

Добавим, что «стучаться» приходится уже полтора десятка лет.

Из Главного финансово-экономического управления поступила формальная отписка. Суть её в том, что подобные расходы в областном бюджете-2005 не предусмотрены. А чтобы решить вопрос, следует обратиться в Главное управление по строительству и газификации, к его начальнику В.Соколову.

Сделала это первый заместитель председателя областной Думы Т.Мещерякова. Её письмо датировано 20 декабря 2005 года. Депутат просит рассмотреть вопрос о включении расходов на выделение субсидии Р.Г.Макаровой в перечень объектов капитального строительства на 2006 год. В ответ – молчание.

Отчаявшаяся Раиса Григорьевна пыталась найти помощь в благотворительном фонде «Почёт» как бывшая железнодорожница, откуда 3 июня 2010 года получил ответ, что «…поставленные в вашем письме вопросы не относятся к компетенции фонда «Почёт».

Не станем больше ссылаться на различные ответы, что приходили Макаровой.

«Моя беда в том, что в моём удостоверении ветерана Великой Отечественной войны есть ссылка на ст. 20 Федерального закона «О ветеранах». По не,й я вроде и не являюсь ветераном войны, а значит, льготы на предоставление жилья мне не положены».

Заметим, что двенадцатилетняя Раиса в 1942 году, в селе Верхнее-Марьино Левороссошанского района, где располагалась воинская часть, топила печь и мыла полы в помещении для офицеров. Это и послужило основанием для выдачи удостоверения ветерана войны.

С 1948 года до выхода на пенсию она работала на железной дороге: сначала, четыре года, – чистильщицей стрелок, затем – билетным, багажным кассиром.

Вспоминая начало своей трудовой деятельности на «железке» Раиса Григорьевна рассказывает:

«…Всё мы делали вручную. Особенно тяжело приходилось в пургу: всю ночь боролись со снегом с помощью лопат и веника для прометания стрелок, чтобы шли поезда без задержек. Но главная беда была в том, что предупредительный диск семафора, освещаемый керосиновой лампой, зачастую гас от сильного ветра. И было непросто в такую погоду голыми застывшими руками зажечь лампу…»

Россия, правопреемница СССР, объявила себя социальным государством, осудила сталинские репрессии, а значит, реабилитированным должна вернуть долги: за незаконно конфискованное имущество, за моральный ущерб.

Если Макаровой по формальным признакам (ст. 20 «Закона о ветеранах») отказано в праве на безусловное получение жилья, то она имеет полное право на льготы, установленные ст. 16 Федерального Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».

Россия списывает многомиллиардные долги бедным странам, спасает от банкротства «бедных» олигархов во времена кризиса, но ей, получается, нет никакого дела до одного пожилого, заслуженного ветерана войны и труда. Заботы маленького человека государству, в лице его чиновников, считаются, по-видимому, ничтожно малыми. Стыдно и горько осознавать это.

…Стоит напомнить один из уроков истории. Было когда-то на планете Земля могущественное и воинственное государство. Называлось оно Спартой. В нём ценились сила и отважные воины, но совершенно не заботились о стариках. Из энциклопедии можно узнать, что в Спарте существовал олигархически-государственный строй.

Если это ничего не напоминает, то добавим: участь этого воинственного государства оказалась незавидной…

Автор: Олег Столяров.

Источник: «Коммуна», № 105 (25536), 20.07.10г.


Возврат к списку