Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Далекое - близкое. Чижовские струги…

20.07.2010

Далекое - близкое. Чижовские струги…

Строился древний Воронеж, а вместе с ним возникали и корабельные пристани

Принято считать, что судостроение в воронежском крае зародилось во времена царя-реформатора Петра Великого. Но, как свидетельствуют те же археологические находки, мы можем отнести истоки донского судостроения еще к эпохе неолита. Об этом говорят древние суда-челны обнаруженные у воронежского села Щучье.

И во времена киевских князей Дон-батюшку бороздили русские суда. В середине XIII века русские корабли на Дону встретились дипломату-путешественнику Вильгельму де Ребруку. Оказывается, здесь наши соотечественники занимались перевозом через реку. В 1389 году по Дону и другим рекам нашего края совершал путешествие митрополит Пимен, направляясь в Азов, а затем – в Царьград (Константинополь). В 1501 году Иван III в грамоте на имя крымского хана Менли-Гирея отмечал, что русские «люди многое своим делом Доном в судах ходят».

По-видимому, судостроение под Воронежем началось вскоре после его строительства в 1585 году (по другим данным – в 1586 году). Через шесть лет служилые люди из Воронежа на стругах сопровождали по Дону русского посла Нащокина, направлявшегося в Константинополь (ныне – Стамбул) к турецкому султану.

Развитию строительства кораблей в нашем крае в первую очередь способствовало наличие богатых строительных лесов. К тому же завязавшиеся тесные торговые связи воронежцев с донскими казаками тоже способствовали кораблестроению.

К тому же Россия боролась с крымскими татарами и турками. Так, в 1647 году в низовья Дона с воеводой И.Хитрово отправилось десятитысячное войско служилых людей для сухопутных операций против турецкой крепости Азов и морских походов к берегам Крыма. Да и «донской отпуск» – жалованье донским казакам – заставлял возводить суда.

Струги строили либо на городской пристани в слободе Чижовке, под самой крепостью, либо на Лодейной поляне, в семи верстах от города на берегу реки Воронеж. К сожалению, об этом сохранились лишь косвенные свидетельства. В 1646 году воронежский воевода А.Бутурлин сообщал в Москву, что работные люди высланы им для постройки стругов «в Лодейную поляну, где преж сего лодьи деловали на тебя, государя». Велось струговое судостроение и на Затесневой поляне ниже села Ступина, в 30 километрах от Воронежа.

Запасы крупного липового леса в Воронежском уезде быстро истощались. Уже в 1646 году тот же А.Бутурлин писал в отписке, что «на Воронеже на морские струги лесу по реке по Дону и в иных местах в Воронежском уезде добыть негде».

Тем не менее, в Воронежском уезде судостроение приобрело наибольший размах. Сроили дощаники. Число пристаней в уезде росло. В сороковых годах под Воронежем, кроме городской пристани, существовала также Волчья, или Березовская, пристань у села Березова на реке Воронеж. Волчья пристань явилась преемницей струговой Лодейной пристани (Волчья поляна называлась также Лодейной). Несколько позже Волчьей возникла Ивницкая, или Рамоньская, пристань на реке Ивнице под селами Рамонью и Ступино. В 60-х годах на ней строились не только дощаники, но и струги. В последующие годы значение этой пристани упало, но в документах она упоминается вплоть до конца 90-х годов XVII века.

Шестидесятипушечный корабль «Предестинация», построенный в Воронеже в 1700 году. Гравюра художника А.И. Ростовцева, 1718 год.«Коммуна», № 104 (25535), 17.07.10г.
Шестидесятипушечный корабль «Предестинация»,
построенный в Воронеже в 1700 году.
Гравюра художника А.И. Ростовцева, 1718 год.

В 1666 году возникла Грязновская пристань на речке Усмань неподалеку от сел Чертовицкое и Грязное. Она, как и Волчья, просуществовала недолго – с перерывами до конца XVII столетия.

Выше Ступинской пристани, против села Курина на Носковской поляне, в 1673 году основали Куринскую пристань, упоминаемую в документах в течение всей второй половины XVII столетия. С 1675 года в документах начинает фигурировать в числе казенных Инютинская пристань, находившаяся в пяти верстах от Воронежа. Значительно раньше возникла неподалеку от Боршевского монастыря на Дону Боршевская пристань, на которой велось судостроение до конца XVII века.

Всего же в Воронежском уезде насчитывалось 27 пристаней.

Таким образом, еще задолго до Петра Первого в воронежском крае имелось судостроение. И наши земляки накопили определенный опыт в этом деле. В крае имелись специалисты-плотники. Так что Петр I начинал судостроение и строительство крупных кораблей не с пустого места.

Автор: Виктор Елисеев, краевед.

Источник: «Коммуна», № 105 (25536), 20.07.10г.


Возврат к списку