Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Экспертиза «Коммуны». Диплом! Как мало в этом звуке…

03.08.2010

Подо что бросилась Анна Каренина?

На недавней встрече со студентами я процитировал им высказывания двух профессоров Воронежского государственного университета.

Первый из них, в порыве эмоций, сказал так: Воронеж до сих пор считается вузовской столицей Черноземья, но выпускники последних лет, скажу я вам, в большинстве своем - даже не недоучки, а полные неучи. Они платили за учёбу, но не учились. Или попадали на бюджетное, но толку от их учебы мало – нет особого стимула к знаниям. А у вузов нет стимула к отчислению двоечников.

Из года в год идут массовые выпуски непрофессионалов: врачи, экономисты, прокуроры, адвокаты, журналисты, строители, судьи, педагоги и другие. И – массовая закономерность! – они только вылетели из гнезда, и до профессионализма им далеко, но они уже хорошо разбираются в том, как именно, сколько и на чем можно в этой профессии «срубить бабла». И какое же будущее ждет нашу страну?

– Я вот к чему, сказал профессор. – Первое: катастрофы будут происходить всё чаще и масштабнее. Потому что буквально все сферы заполняются дилетантами. Россию не надо завоёвывать - она рассыплется сама. Сравните с экспансией Китая: не только в экономике, торговле и производстве – в мировой науке они тоже давят на всех фронтах. Я недавно просматривал свежий номер международного математического журнала: авторы 18 из 25 его статей – китайцы.

Та же тенденция прослеживается на научных конференциях. Я уже третий год езжу в командировки в один из университетов Тайваня. Так вот, в августе, в пору отпусков и каникул, я видел поздно вечером заполненные студентами аудитории. Мне объяснили, что это - занятия для тех, кто хочет закончить обучение за четыре года вместо пяти. А у нас ситуация – противоположная!

Другой профессор рассказал: многие мои студенты уже не ходят не только на занятия, но и на экзамены. Зачем? Нынешние молодые люди очень прагматичны и без лишней нужды палец о палец не ударят. Им прекрасно известно о негласном указании не отчислять никого и ни за что. Все равно поставят оценку, а если преподаватель будет несговорчив, то ее поставит другой.

Да и кто станет несговорчив, если отчисление студентов приведет к сокращению штатов преподавателей? О том, чтобы эти штаты рассчитывались, исходя из набора, как в нормальных странах, а не из выпуска, - нет и речи. Ко мне сейчас на переэкзаменовку пришли шесть человек из 37! Представляете? Большинству их учеба – по фигу! И никого не волнуют последствия…

Студенты в ответ на профессорские упреки попеняли государству: оно относится к юным, как к заведомым идиотам. Предлагает им, например, найти смысл жизни в трех ответах на вопрос «Подо что бросилась Анна Каренина?»:

- под Вронского,

- под электричку,

- под толпу фанатов «Локомотива».

Надо сказать, что студенты на встрече показались мне умными и интересными людьми. По отдельности. А вот общее слово «студенчество» вызывало большие опасения за будущее страны.

Из инженеров - в мерчендайзеры

Студенты отчасти согласны с профессорами: в России происходит деградация профессионализма, и это грозит не только локальными катастрофами, но и крахом государства. Получив дипломы, медики, компьютерщики, строители, экономисты, инженеры массово идут в торговлю: в консультанты, менеджеры, торгпреды, мерчендайзеры…

Кстати, многие руководители торговых фирм любят подчеркнуть, что у них большинство работников - дипломированные специалисты. Но не уточняют их специальности. Ибо не производство, а именно торговля – главная «фишка» российской экономики, суть и смысл деятельности нашей «элиты», которую один из студентов назвал откровенно хамской, и протестов в зале это не вызвало.

Студенты нынешние меркантильны, конечно, но в глупости их не упрекнешь. Как выразился один из студентов ВГУ, который «идет» на красный диплом и уже поработал в четырех фирмах разного профиля, - нашему бизнесу, страшно далекому от высоких технологий, профессионалы особо не нужны, а нужны холопы, послушные и готовые заниматься всем, что предложит «хозяин». Этот парень параллельно с учебой освоил компьютерное программирование, но в одной из фирм ему честно сказали: слишком умные и самостоятельные нам не нужны; нужны исполнительные. А то ходят тут шибко грамотные, а потом в трудовую инспекцию пишут, забастовки и профсоюзы возникают... Кому это понравится?

Озабоченные своим будущим, студенты утверждали, что в торговле и зарплата минимум в полтора раза больше, чем в науке и технике, и карьеру там можно сделать несравнимо быстрее, и в этом тоже видна общегосударственная политика. Но зачем тогда они пыхтели на лекциях пять лет? Зачем честно работали над курсовыми и дипломами?

Студентка из педагогического посетовала, что зря она пошла по стопам родителей. Учителя сейчас – каста самых бедных и презренных. Она уже знает многое о сегодняшних школьниках, о растущих претензиях родителей, готовых устраивать скандалы из-за троек их чад, – и устраивают, вплоть до реального увольнения учителей. И как же этой бессильной и нищей касте не быть заведомо презираемыми школьниками, будущими студентами? Да и зачем современным мальчикам и девочкам учиться всерьез, если распахнуты двери тьмы ночных клубов с ценностями самого низкого пошиба. А на работу их все равно устроят родители – мерою своего блата.

«Беда, барин, - метель!»

Но если б только студенчество… Такой беды с атрибутами образования, как сейчас, Россия еще не знала: страну накрыло торговлей не только курсовыми и дипломными работами, но и самими дипломами, диссертациями кандидатскими и докторскими.

По некоторым оценкам, около четверти «специалистов» при приеме на работу предъявляют купленный диплом. Недавно руководство МВД вынуждено было признать, что до 30% сотрудников этого ведомства приняты на работу с фальшивыми дипломами. Понятное дело: вот тебе жезл или пистолет, и сам добывай себе хлеб. Раскрыть дилетанта здесь не так уж просто. Может, именно поэтому самые ходовые на черном рынке – дипломы о высшем юридическом образовании.

Впрочем, он не такой уж и черный, этот рынок: объявления о торговле дипломами дают открыто, и «ходячая реклама» - люди с плакатами - целыми днями толпятся у входов в метро. Для правоохранительной системы – милое дело (а подделка документов – чистая уголовщина): бери – и раскрывай, и ставь себе палочки, как трудодни. Но нет ни у кого желания раскрывать очевидное. Ибо начальникам нужны не профессионалы, а послушные исполнители. Ситуация явно устраивает «элиту» страны.

Номер два в списке дипломов по популярности – диплом врача, и это поразительно! Что они делают на работе - над нами, нашими детьми и родителями? Ладно, если они просто торгуют БАДами, работают массажистами и косметологами или дают уроки лечебной физкультуры. А вот как они ставят диагнозы в тяжелых случаях, какие лекарства прописывают и где услышали их названия? Какую бездну вреда уже принесли и еще принесут эти «врачи»?

По данным общественной организации «Лига защиты пациентов», от врачебных ошибок в России в 2009 году умерли около 50 тысяч человек. И показатель этот только нарастает.

По Уголовному Кодексу РФ (ст.327, ч.1), за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей и бланков предусмотрено лишение свободы до двух лет. А за использование фальшивого диплома - два года исправительных работ или арест до шести месяцев. Плюс штраф до 80 тысяч рублей.

Есть фальшивые судьи и учителя, психологи и педиатры; многие чиновники обзавелись нужными им лишь «для престижу» дипломами самых разных сфер. Правда, чиновники больше интересуются научными степенями кандидатов и докторов наук, которые дают им доплату к основной работе распильщика и молча лежат дома на полке под бельем, не угрожая населению такими бедами, как крушения самолетов, разрушение реактора или загубленное здоровье. Так что в этом смысле чиновников можно считать большими гуманистами.

Минобразования недавно признало, что в России создана гигантская инфраструктура, дающая возможность почти законно получить диплом, не получив образования. Коммерческие вузы открывают десятки региональных филиалов, в которых все желающие оплачивают учебу, но в реальности могут и не учиться, и никто этих кур, несущих золотые яйца, не режет, а подготовить диплом им всегда помогут.

Удивительно лживой стала жизнь в России! И никто эту ложь, судя по всему, пресекать не собирается.

Я покопался в своим архиве и убедился, что в Воронежской области не так уж часто выявлялись фальшивые специалисты с натуральными документами. Подумал: а почему? И пришёл к крамольной мысли: очень трудно лже-медика выявить лже-милиционеру с липовым аттестатом.

Автор: Александр Ягодкин.

Источник: «Коммуна», № 111 (25542), 03.08.10г.


Возврат к списку