Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Вернисаж. Жизнь вещей и человечков

10.03.2010

В Воронеж привезли видеоарт из Перми

В преддверии фестиваля «Чернозём» в Воронеже прошла серия выставок, лекций, литературных чтений. Программа была организована при активнейшем участии директора Пермского музея современного искусства, члена Общественной палаты РФ Марата Гельмана.

Именно Пермский музей при поддержке фонда «Новая коллекция» представил выставку видеоарта «Видение», которая открылась в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского. Произведения более чем двадцати художников попали в наш город. Творения зарубежных классиков (если такой термин уместен в статье об авангардном искусстве) оказались в мирном соседстве с работами российских авторов. Первыми посетителями выставки стали журналисты.


Фото Константина Толоконникова.

Огромные экраны мерцали в полумраке. Возле каждого виднелся одинокий силуэт представителя воронежских СМИ; деловито записывающего что-то в блокнот. Иногда в зале из темноты возникал Марат Гельман собственной персоной.

Иные зрители наблюдали за происходящим на том или ином экране, усевшись прямо перед ним на скамеечку. Но не менее любопытен оказался общий план выставочного зала. Если издали смотреть, то кажется: движущиеся картинки вступают друг с другом во взаимодействие, провоцируя вовсе не задуманные их авторами интерпретации. Югославскую художницу Марину Абрамович, остервенело расчёсывающую волосы, повторяя при этом «Искусство должно быть красивым, художник должен быть красивым» (так и называется её работа 1975 года), хочется познакомить с тем молодым человеком, который старательно бьётся об стену головой (предусмотрительно упрятанной в каску) под весёленький мотивчик.

Кстати, о звуках. В зале детский плач, монотонное ритмичное постукивание, пафосная симфоническая музыка также смешиваются друг с другом, создавая некое общее ощущение – ну, скажем, непрерывающейся жизни.

Эта тема, по всей видимости, интересовала и швейцарских художников Петера Фишли и Дэвида Вайса, авторов видеоработы «The way things go» - «Жизнь вещей» или «Вещи уходят». Предметы быта – колесо, набитый каким-то мусором пластиковый пакет, стремянка, бутылки – падают, катятся, плавятся, растекаются, подталкивая, провоцируя на движение следующий предмет. На экране что-то постоянно происходит, зарождается: имеет место, пользуясь модным ныне термином «движуха». Казалось бы, перед нами - творческое развитие вполне банального «принципа домино», но ожидание зрителя, что же произойдёт сейчас с обычным стулом, кажется чем-то сродни ощущениям от просмотра фильмов Хичкока.

Сознательно это было сделано или случайно вышло, но организаторы выставки для первого знакомства воронежцев с видеоартом почти обошлись без «эпатажа». Даже рисующий в кадре автопортрет своей кровью Вячеслав Мизин создал столь экстравагантным, а кого-то и пугающим, образом забавный автошарж. Настроение выставки иногда даже кажется лирическим, а часть экспонатов откровенно юмористична. Как та же «Жизнь вещей» - проект Владислава Мамышева-Монро «Россия, которую мы потеряли» (зафиксировавший очередную порцию дурашливых перевоплощений автора то в кого-то вроде Любови Орловой, то в кого-то вроде Емельяна Пугачёва). Или инсталляции «Синих носов» «Маленькие человечки»: склонившись над картонной коробкой, можно разглядеть внутри то смешно перекатывающихся туда-сюда голых людей (некоторые – в семейных трусах в цветочек), то Владимира Ильича Ленина, которому надоело смиренно лежать и захотелось поворочаться с боку на бок. Даже «агрессия» или «революционный пафос» здесь выглядят сдержанной ироничной имитацией.

Рядом с каждой работой – табличка с аннотацией, разъясняющей смысл происходящего на экране. Про кого-то из авторов можно узнать, что «он развивает идеи о лингвистической основе изображения», работы другого характеризуются как «своего рода сплав библейских сюжетов и новых технологий, съёмочных спецэффектов и возвышенных переживаний». Однако ловишь себя на мысли, что подчас объяснения только мешают созданию собственной версии смысла происходящего.

Да и, в конце-то концов, кому-то из посетителей, может, и вовсе не до «смысла» зафиксированного бесстрастной видеокамерой «поведения» резиновой куклы-обезьянки: просто интересно наблюдать за её гримасами.

Автор: Виталий Черников.

Источник: «Коммуна», № 33 (25464), 10.03.10г.


Возврат к списку