Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Анонс. «Пациент, скорее, жив…»

10.03.2010

Фольклор, нью-джаз и прочую честную музыку воронежцы смогут услышать и увидеть

В Воронежском Доме актера 14 марта пройдет Международный фестиваль импровизационной музыки «МузЭнерго». Это редкое для российских реалий мероприятие, позволяющее во всей красе оценить многообразие и уровень современной импровизационной музыки.

И действительно, прошлогодний фестиваль (первый в Воронеже, но шестой от рождения) подтвердил: в наше время есть ну очень много интересной, живой и НАСТОЯЩЕЙ музыки. И найти ее, услышать - вовсе не трудно. Было бы желание. А оно у организаторов как раз и есть. И это важно. Организатором фестиваля несколько лет назад выступил журнал «Джаз.Ру» - единственное издание на русском языке, в равной степени сочетающее функции издания музыковедческого и информационного - эдакий культпросвет по части джаза.

Инициативу «МузЭнерго» мгновенно подхватили в десятках городов, превратив его тем самым в фестиваль передвижной, потеснив в какой-то степени монополию «Джазовой провинции», - всего лишь в какой-то степени, ибо программы этих двух фестивалей сравнивать просто невозможно, а современной хорошей музыки хватит на всех.

Участником воронежского фестиваля «МузЭнерго» станет уникальный итальянский вокалист Борис Саволделли, творческая разноплановость и виртуозность которого поражает. Саволделли любит и умеет выступать соло, однако его работа отличается от работы современного джазового развлекателя. Живые выступления итальянского вокалиста демонстрируют все стороны его творческой личности. Как правило, он начинает с простого и понятного, от легких и приятных «околоджазовых» тем и легко уводит слушателя за собой в глубины тотальной импровизации.

Молодой литовский коллектив «InSearch» - это энтузиазм и свобода экспериментирования с самыми разнообразными идеями и направлениями. Литовская джазовая школа, имеющая свой легко отличимый почерк - не самый простой фундамент для творческих поисков, однако молодым музыкантам удалось найти свой путь. Уже само название(«вПоиске») свидетельствует о том, что ограничиваться привычными методами квартет не собирается.


Сергей Старостин.

Творчество удивительного вокалиста Сергея Старостина достойно отдельной публикации, если не книги. Его, без преувеличения, можно считать человеком легендарным. Этнический вокалист, фантастически талантливый. Исполнитель на народных духовых инструментах (рожки, обертоновые флейты и другие), перкуссионист. Исследователь и изыскатель фольклора, автор и режиссер теле- и радиопрограмм.

«Мы неслыханно богаты и в то же время довольствуемся в своей повседневной жизни какими-то жалкими и убогими отбросами, выдаваемыми за модную современность. Поймите меня правильно, я вовсе не за то, чтобы фольклор вытеснил из радио и телеэфира примитивную попсу, - это вряд ли возможно, да и не нужно… Я только за то, чтобы всему было отведено свое время и место - и джазу, и року, и академической музыке, и фольклору» – сказал однажды Сергей Старостин в одном из своих интервью.

Он часто и охотно вспоминает, как, будучи студентом Московской консерватории, увлекся фольклором. Стоило однажды поехать в фольклорную экспедицию… «Я однажды заслушался пением фактически неграмотной бабушки - она обладала потрясающей способностью не просто петь, а, как сказали потом «теоретики», создавать гениальный «музыкальный образ песни». Я был сразу этим «ушиблен». Прошло время, я осваивал кларнет, учился, но душой был уже там…» Это были 70-е годы. И дальше: «С каждым годом я все больше проникался ощущением невероятного богатства русского фольклора и, одновременно, досады, оттого что этого никто не слышит. На словах все были вроде «за»: ах, русская песня, ах, корни, истоки, традиции, - а под народной песней положено было понимать Людмилу Зыкину, балалаечников да хор имени Пятницкого с валютным ансамблем «Березка».

Пришло время, когда Сергей Старостин сумел сделать невозможное - вывести народную песню на те сцены, где фольклор и не бывал, а именно - на клубную и авангардно-джазовую. Он удивительным образом сочетает традиционный подход к изучению и исполнению русского фольклора (в его личной коллекции, собранной в этнографических экспедициях – несколько тысяч песен) и естественное для человека желание быть современным. Как он сказал однажды, «рисоваться под пастушка или под мужичка не вижу никакого смысла - все равно ведь не поверят…»

Отвечая на вопрос о том, возможно ли возрождение русской песенной традиции, музыкант говорит: «В массовом масштабе - нет. Слишком много времени упущено, слишком много носителей ушло из жизни, слишком много артефактов утеряно. Но я знаю и то, сколько всего сохранено, я вижу, с каким любопытством новая, молодая аудитория воспринимает, казалось бы, навсегда утраченную культуру. И мой оптимизм питается диагнозом сказочного доктора: «Пациент, скорее, жив, чем мертв».

Автор: Татьяна Юрина.

Источник: «Коммуна», № 33 (25464), 10.03.10г.


Возврат к списку