Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Право. «Чёрная метка» человеку в мантии

11.03.2010

Руководителей судейского сообщества тревожит поток жалоб на работу судей

В отличие от докладов на совещаниях прошлых лет председатель Воронежского областного суда Виталий Богомолов решил нынче отойти от простого перечисления цифр, характеризующих работу судейского сообщества. Статистика уголовного и гражданского судопроизводства была опубликована в справочных материалах, и ознакомиться с ней не составляло труда. Важнее было сказать о тенденциях судебной реформы, заострить внимание коллег на нерешенных проблемах, тормозящих становление суда быть правым, скорым и справедливым. А их на этом пути немало.

Вот, например, уже «навязшая в зубах» волокита, когда множество дел рассматриваются без соблюдения всяких сроков. Страдает ли при этом авторитет суда? Безусловно. Поэтому всем известна весьма жесткая позиция на этот счёт председателя областного суда. Настойчивость Богомолова дает свои результаты: с каждым годом число «бородатых» дел становится всё меньше. В 2009 году в суды первой инстанции поступило, например, 44728 гражданских исков, а рассмотрено по существу 45346 дел. Разница – за счет тех, которые пылились месяцами в судейских сейфах.

Но всегда ли причина волокиты - судейская нерасторопность? Вовсе нет. Три года, к примеру, два состава районного суда и трижды судебная коллегия по гражданским делам облсуда рассматривали гражданский иск по защите чести, достоинства и деловой репутации директора социального учреждения из Борисоглебска к газете «Коммуна».

Фактов, доказывающих несостоятельность истца как руководителя, обнаружилась масса. Никаких шансов обелить свою деятельность, у него не было. Тем не менее, из месяца в месяц, на каждое очередное заседание гражданин приносил всё новые и новые «доказательства» своих незапятнанных чести и достоинства. Судья со вздохом слушала их, ответчики опровергали несуразицу, а на следующем заседании всё повторялось вновь. Истец упорно пытался получить с газеты два миллиона рублей за моральный вред и не хотел принимать никаких иных доводов.

Сегодня судьи являются заложниками подобных коллизий.

Не будем закрывать глаза на то, что в суды приходит множество психически неадекватных людей. Причем это порой не бомжи или пьяницы, а нередко люди «с положением». Опытные судьи после первого-второго заседаний начинают понимать, что перед ними - сутяги, но не имеют права отказать им и назначают всю новые и новые заседания.

Нынешние законы открывают полный простор для судебных завсегдатаев. Обычная нагрузка на мировых судей - 120-150 дел в месяц. У федеральных она поменьше, но и у них прибавляется дел с каждым годом. Порой нагрузка достигает вообще запредельных величин. Мировая судья Елена Манькова (Ленинский район Воронежа) рассматривала в среднем ежемесячно по 333 дела. Разговоры о вредности такой потогонной системы возникают на каждом годовом совещании. Результата нет. Всевозможные столичные судебные НИИ такой проблемой не занимаются. Это и понятно. Ведь определив научно обоснованные рамки напряженного труда, придется увеличивать штаты, а у государства средств на это нет.

Самое неприятное в работе судей - ошибки. По большей части, они обусловлены непрофессионализмом. Вот мировой судья рассматривает не такой уж сложный иск о взыскании с пожилой одинокой женщины задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Не предупредив ответчицу, юрист выносит заочное решение в пользу коммунальных служб. Причем допускает столько несуразностей, что апелляционная инстанция только диву дается. Но это, как говорится, наши «мелко внутренние» разборки. Бывает, что дело получает большой общественный резонанс, и здесь надо семь раз отмерить, прежде чем огласить вердикт. Но нередко «отмеряют» небрежно и не выполняют даже указания Верховного Суда. Вот люди в поисках правды и вынуждены отправляться за тридевять земель в Европейский Суд по правам человека. Хотим мы того или нет, но подобная ситуация подрывает престиж государства.

Каждую отмену судебного вердикта, вероятно, можно рассматривать как своеобразную «черную метку» человеку в мантии. Набравшие определенное число таких меток должны, очевидно, сами понимать, что «не в свои сани сели». Кто-то понимает это - и пишет соответствующие заявления об отставке. Другие продолжают испытывать на прочность нервные системы участников процессов.

Председатель Квалификационной коллегии Виктор Харюткин привел такой пример. Двое судей при переназначении на новый срок показали столь слабые знания и результаты работы, что коллегия просто не смогла рекомендовать им продолжать свою деятельность. Ещё двоим отказано в повышении квалификационного класса.

Особо следует сказать о культуре человека в мантии. На грубость, неэтичное поведение судей в отношении других участников судебных процессов жалоб приходит множество. Не все из них подтверждаются, тем не менее 24 жалобы обоснованны. Появление таких сигналов не украшает судейское сообщество. Понятно, что люди в суд приходят разные, и поведение многих из них, может быть, далеко не примерное. Но судья-то не имеет права поддаваться эмоциям и вступать в перепалку с присутствующими.

Увы, оказывается, некоторые юристы не умеют разговаривать не только с посетителями, но даже друг с другом.

В 2009 году на итоговом собрании уже шел разговор о нетерпимой обстановке в Аннинском районном суде. Нынче опять диалогина ту же тему. Что делят аннинские юристы, не понятно. Может быть, предупреждение двоим из них, вынесенное Квалификационной коллегией, - слишком мягкая мера наказания? Когда конфликты служителей местной Фемиды становятся достоянием всех и вся, вряд ли будет высоким их авторитет среди населения. Так что председателю Аннинского районного суда есть о чём задуматься.

Люди видят всё и обо всём составляют мнение. Почему мировая судья Павловского района, решив, что она - «выше всех», отказалась дать пояснения по факту ДТП, участницей которого стала? Да, негодные дороги Воронежской области уже известны всей стране, и, быть может, вовсе не водитель виноват в случившемся. Но как бы там ни было, долг любого участника происшествия (какой бы пост он ни занимал) - помочь сотрудникам ГИБДД разобраться в ситуации. Помочь, а не козырять корочками и знаниями закона, заявляя о своей неприкосновенности.

Замечу, что это уже не первый разговор о «своеобразном» поведении некоторых членов судейского сообщества за рулем своих авто. Вероятно, многие из них забыли самый главный закон: любой гражданин, севший за руль, обязан соблюдать правила дорожного движения.

Ещё одно своеобразное «дежа вю» возникло на прошедшем годовом совещании. Вновь зашла речь о необходимости упразднения девяти трехсоставных судов на территории области. Разговоры об этом ведутся несколько лет, но проблема так и не решена.

Председатель Воронежской областной Думы Владимир Ключников, выступивший на совещании, самокритично заметил: «Мы мусолили этот вопрос много месяцев и наконец приняли нужное решение». В прошлом году это решение ушло в Госдуму. Сколько она будет «мусолить» столь нужный закон, не знает никто.

Ещё один фрагмент деятельности облдумы. Когда, например, пришла пора переутверждать мировых судей на новый срок, народные избранники дружно проголосовали против самой грамотной и работоспособной судьи Ленинского района Воронежа - Елены Маньковой. Недоверие объяснялось просто. Судья рассматривала одно из гражданских дел и вынесла решение, которое затрагивало личные интересы депутата облдумы. Вот обиженный нардеп совместно с коллегами и решили наказать своевольницу. К сожалению, никто из депутаттов не решился указать «правдолюбцу» на неэтичность его задумки.

Руководители страны постоянно напоминают о том, что российский суд должен быть независим и не подвержен никакому диктату со стороны. Правильно, должен. Вот только жизнь нередко по- иному распоряжается, и многие начальствующие люди никак не могут отвыкнуть от «телефонного права».

Кстати

Четвертого марта пленум Высшего арбитражного суда России назвал своих трёх представителей в недавно созданное Дисциплинарное судебное присутствие. Чуть раньше в новый орган были направлены три представителя от Верховного Суда, и теперь судейский «трибунал» уже начинает свою работу. По закону, шестерку «ответственных за дисциплину» станут выбирать раз в два года. На «ковер» в судебное присутствие люди в мантиях будут попадать за волокиту, подделку документов, дисциплинарные проступки, да и за грубые профессиональные ошибки тоже.

Автор: Борис Ваулин.

Источник: «Коммуна», № 34 (25465), 11.03.10г.


Возврат к списку