Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Без объявления «войны»

24.09.2010

Без объявления «войны»

Ситуация |Судя по всему, простые жители Воронежской области не входят в область государственных интересов

Нет покоя в этом году воронежцам от родной защитницы-армии: то на пригородном полигоне принялись по-крупному уничтожать старые боеприпасы, то начали расширять и перестраивать авиабазу в черте города, обещая сделать её самой крупной в России. Протесты населения не находят практического отклика у армии и властей.

Город у линии фронта

Как уже сообщала «Коммуна», боеприпасы взрывают на полигоне Погоново в 30 км от города уже давно, с 15 марта. Это инженерные войска Московского военного округа уничтожают старые боеприпасы.

Уничтожение – плановое, в трех областях одновременно: Нижегородской, Тверской и Воронежской.

В прессе даже привели какую-то жуткую цифру: 160 тысяч вагонов! Их везут на полигон каждый день колоннами до 10 машин.

Глава Администрации поселка Дзержинский, что в двух километрах от полигона, Андрей Нестеренко еще весной бил тревогу, что от взрывов трескались стены и стекла в домах поселка и ближайших деревень. Военная прокуратура в ответ на жалобы и публикации в СМИ провела расследование, но ничего противозаконного не обнаружила.

Прокурор гарнизона Сергей Заряев разъяснил гражданским, что утилизация боеприпасов, конечно, приносит некоторые неудобства, но надо ж понимать государственные интересы! Тем более что это не только в Воронежской области, это по всей стране…

А если должностные лица что-нибудь противоправное допустят, тогда прокуратура с них строго взыщет и поставит вопрос о компенсации ущерба. Если, конечно, найдется что-либо противоправное. Пока же предъявленные жильцами трещины в домах – вовсе не от взрывов, а от обыкновенной просадки фундаментов.

Тем не менее в июле на совещании в обладминистрации с участием МЧС военные пообещали, что еще немножко, и они закончат. Совещание решило пожалеть граждан и уменьшить вдвое количество заряда для одной воронки, а также перенести взрывы вглубь полигона.

Во время пожарищ взрывать перестали (леса в районе полигона горели сильно), однако в сентябре снова начали долбить по ушам нервных пенсионеров и младенцев.

Осенью военные возобновили подрывную деятельность, и в двух домах поселка Дзержинский с потолка опять, как и весной, посыпалась штукатурка. В Воронеже грохот слышен хорошо, несмотря на расстояние. Особенно в пригородах, где спросонок начинают взвизгивать и скулить автомобили.

Две тысячи жителей поселка теперь не знают, кому еще писать отчаянные письма.

За окном что-то бомбили

Жизнь возле полигона выглядела так. Ежедневно с 15 марта в Погоново производили десяток мощнейших взрывов. Взрывной волной в домах выбивало стёкла, в комнатах порой падали люстры и сдвигало мебель. Про детей, плачущих от испуга, можно было и не рассказывать, а что некоторые коровы перестали давать молоко, так то было не у всех – коров в Воронежской области вообще осталось меньше, чем после войны.

Полигон расположен в 15 километрах от Нововоронежской АЭС, но ни малейшей угрозы для станции многочисленные начальники не увидели. Как, впрочем, и от пожаров, когда народу сообщили, что огонь никакого вреда АЭС принести не в силах, а на крышке блока можно налаживать мангал и шашлыки жарить. И что станцию даже землетрясением не напугать.

В Дзержинском люди за последние полвека привыкли, что недалеко от поселка иногда что-то взрывают, и в сторону полигона заходят на бомбежку военные самолеты. Но этой весной мирные взрывы стали все больше напоминать ветеранам настоящую войну.

На некоторых домах появились трещины, где-то обрушился погреб. А в местной школе взрывной волной однажды выбило стекла, и директриса потом рассказывала, что, слава богу, дети были не во дворе, а в классах; многие девочки были очень напуганы.

Когда об этом написали в газетах, начальник Воронежского гарнизона – на тот момент Сергей Юдин (он же - командующий 20-й армией, расквартированной в Воронежской области) – объяснил населению, что ничего страшного: по государственной программе на полигоне «Погоново» идет утилизация устаревших боеприпасов.

В целях, наоборот, безопасности населения.

А то в Ульяновске вон недавно произошла катастрофа с несанкционированными взрывами складированных старых боеприпасов. Так что лучше их самим подорвать, чтоб какая беда не случилась. Генерал Юдин утешил: создана комиссия, которая определит оптимальную мощность взрывов, чтоб не доставлять людям неприятности.

Глава Администрации поселка Дзержинский Нестеренко пытался напомнить генералу, что они обещали взрывать только с 12 до 13 и с 17 до 18 часов, а сами «утилизируют», когда хотят, - даже ближе к ночи, когда многие уже спят. В Администрации теперь никакого покоя нет. Пришлось даже стандартные бланки отпечатать для жителей, которые с утра идут и идут с жалобами и вопросами – кому предъявлять ущерб?

То ли гроза, то ли эхо войны

В июне жители Дзержинского дошли до ручки и написали самому Президенту Медведеву нижайшую просьбу разобраться с полигоном «Погоново». Мол, куда мы только уже не писали – без толку.

Но и от этого письма был аналогичный результат.

Депутат Воронежской областной Думы от Каширского района Александр Пономарёв, сам в прошлом силовик, компетентно обещал избирателям, что взрывы будут продолжаться, минимум, до середины лета – «государственная необходимость».

В июле, в самом эпицентре жары, в Дзержинский пришла благая весть: 20-ю армию скоро передислоцируют из нашей области в Нижегородскую.

Вместе с ее боеприпасами. Мол, из самого штаба армии сообщили даже конкретный адрес: поселок Мулино; к сентябрю должны переехать. И вместе со штабом и полком связи уедут и инженерные войска, работающие по утилизации боеприпасов на полигоне «Погоново».

Тогда вокруг полигона уже горели леса, и взрывы прекратились.

Когда на обгоревшую область пришли дожди, казалось, что у воронежцев остался только один фронт: против авиабазы «Балтимор». Однако с шестого сентября без объявления «войны» и вообще без каких-либо объяснений взрывы на полигоне возобновились. То ли 20-я армия так и не передислоцировалась, то ли вагонов с устаревшими боеприпасами оказалось больше, чем сначала посчитали, но взрывы слышны были не только в пригородах, но и в самом Воронеже.

Новый начальник Воронежского гарнизона, начальник авиационного училища Геннадий Зибров, встревоженным гражданам объяснил: утилизация боеприпасов возобновлена и продлится, минимум, до ноября. Дело- то – государственной важности!

Автор: Александр Ягодкин.

Источник: «Коммуна», № 140 (25571), 24.09.10г.


Возврат к списку