Поиск по сайту:
26.04.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
25.04.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
24.04.2024
Государственный кадастровый учет
23.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
21.04.2024
Делая снимки на этой выставке, открывшейся в Воронежском художественном музее имени И.Н. Крамского, фотокорреспондент газеты «Коммуна» столкнулся с некоторыми трудностями.
- Мягкие, нежные очертания изображенного на картинах не позволяют наводить на резкость, - признался он.
Мир поздних работ художника Павла Шмарова полуразмыт и напоминает безмятежный сон. Где обитают эти прекрасные обнажённые купальщицы – в предместьях Парижа или в раю? Настоящая фамилия нашего земляка Шмарова - Шмыров: решил однажды, что прежняя, «крестьянская», фамилия не слишком подходит живописцу?
Родился он 22 сентября 1874 года в Воронеже. В 1893 году, после учёбы в уездном училище, поступил в бесплатную рисовальную школу, основанную графиком и иконописцем Львом Соловьёвым, другом философа Николая Фёдорова. Вскоре Павел стал вольным слушателем Санкт-Петербургской Академии художеств. Тайны живописи познавал в мастерской Ильи Репина – одного из основателей движения передвижников, творчество которых, судя по представленным на вернисаже ранним работам Шмарова, вдохновляло молодого живописца.
Очень характерен, например, сюжет картины «Тройка»: добродушные лошади мирно пасутся у дороги, пока их извозчик спит.
1894 годом датирован портрет сестры художника Любови Дмитриевны. Картон, потрескавшийся от времени, ныне хранится, как и ещё несколько ранних картин Павла Дмитриевича, в фондах Воронежского музея имени И.Н. Крамского.
А тогда никто не знал, конечно, как сложится судьба молодого живописца и его творений. Репин с огромным интересом наблюдал за развитием своего ученика и однажды признался: «Шмаров идёт впереди, в этом безграмотном глуповатом мальчике воочию сидит великий художник».
Характеристика несколько двусмысленная, конечно: видимо, многое предстояло художнику изменить в себе, чтобы стать на новую ступень творческого развития, вырасти из передвижнических штанов, своё лицо обрести.
Удостоившись в 1899 году за дипломную картину золотой медали и получив государственную стипендию для учёбы за границей, Шмаров отправился в Европу. Побывал в Вене, Риме, Флоренции, Венеции, Мюнхене, Париже. Вместе с Борисом Кустодиевым открыл для себя Испанию. В начале века занят был созданием портретов российских аристократов и интеллектуалов; нарисовав Николая II и членов императорской семьи, Шмаров был удостоен звания придворного художника. К счастью или к сожалению, но после этого предтечей Зураба Церетели он не стал.
Творческие поиски продолжались. С 1923 года – вдали от Родины, в Париже. В России Павел Шмаров оказался надолго забыт. Выставка в музее имени И.Н. Крамского возвращает его не только в Россию, но и в город, где он родился.
Работы эмигрантского периода, составившие основу экспозиции, на протяжении многих лет собирал парижский коллекционер Жоэль Гарсия. Благодаря ему в Воронеж на время попали также кисти и письма художника, афиша одной из французских выставок. И ранние шмаровские картины поэтичности не лишены, но на сон изображённое им в России никак не похоже. Ностальгия, что ли, так повлияла на его видение мира?
Русские крестьянки, которых он рисовал во Франции середины двадцатых, что называется, «по памяти», изображены уже совсем не в традициях передвижников. Ни капли социальщины - просто милые и немного смешные девушки; даже, кажется, чуть-чуть кокетничают. И лубочной псевдорусскости избежать удалось - с французскими купальщицами крестьянки Павла Шмарова вполне нашли бы общий язык. Потом сняли бы свои яркие костюмы и тоже отправились купаться. Его натюрморты поначалу кажутся более традиционными, но всматриваешься – и ощущаешь: не только ты смотришь на эти розы, георгины и ноготки, но и они вглядываются в тебя, словно живые существа.
Автор: Виталий Черников
Источник: «Коммуна», № 145 (25576), 05.10.10г.