Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





А вот кому Петра Церетели?

14.10.2010

А вот кому Петра Церетели?

Заметки журналиста |В Воронеже в последние годы навёрстывали упущенное в 90-х и охотно ставили новые памятники: Есенину, Веневитинову, Мандельштаму, Высоцкому и, диссонансом, коню со знаменитыми уже на всю страну гениталиями. Теперь вот возникла идея перевезти сюда скандальный памятник Петру Первому «от Церетели». Заведующий кафедрой градостроительства Московского архитектурного института Илья Лежава предположил, что творение Церетели уместно было бы в Воронеже, где царь Пётр построил флот огромный. Там, мол, есть великолепное озеро, на которое выходит город.

Насчет великолепия с Лежавой поспорили бы многие воронежцы. Не говоря уж об экологах. А спортсмены, недавно участвовавшие в соревнованиях по гребле на Воронежском водохранилище, даже писали протест о невыносимом его запахе…

К тому же перевоз стометровой глыбы из бронзы дороже самого памятника. Уже прозвучали цифры: от 600 миллионов до миллиарда рублей – треть годовых расходов Воронежской области на поддержку промышленности, сельского и дорожного хозяйства.

Самому Церетели во время его визита в Воронеж еще три года назад губернатор Кулаков предлагал место для творчества на Адмиралтейской набережной, но имел в виду не самое громадное в России архитектурное произведение, а – изобразить что-нибудь эдакое.

А уже этой осенью в Интернете возникли результаты загадочного соцопроса, по которому, 68 процентов горожан были бы рады стометровому подарку к 425-летию города в 2011 году. Результаты эти озвучила некая общественная организация «Молодежный союз труда». Председатель ее правления Константин Квасов, 1972 г.р., – бывший лидер местной «Молодой гвардии» и кандидат в депутаты областной Думы.

Стоит отметить, что старшие товарищи по партии власти изгнали Квасова из «молодогвардейцев» еще в 2007 году, публично обозвав его напоследок «шоумэном».

«Союз труда» во главе с шоумэном, в который входят представители нескольких местных молодежных объединений (общественную организацию могут зарегистрировать любые три человека, собравшиеся с утра пораньше возле пивнухи), предлагает разместить памятник в недавно заложенном на Адмиралтейской площади историко-культурном комплексе «Петровский остров» из реконструированных фрагментов воронежской крепости, верфи и пристани. Его планируется построить в 2011 году к 425-летию Воронежа.

Сразу после социологического почина «квасовцы» создали инициативную группу «Нам нужен Пётр I», и та принялась собирать подписи горожан с просьбой к московскому правительству, чтоб оно подарило Воронежу этот памятник в честь 300-летия Российского флота. О сборе подписей Квасов широко оповестил федеральные СМИ, часть из которых процитировала результаты сомнительного опроса и поверила, что жители города, опрошенные местными СМИ (названия не уточняются), готовы памятник забрать, несмотря на громадные затраты.

А напрасно: в Интернет-обсуждениях на самых посещаемых сайтах Воронежа картина складывается, мягко говоря, противоположная (например, здесь: http://bvf.ru/forum/ и http://nopetrvrn.ru/).

Памятник вызвал практически единодушное отторжение общественности и архитекторов в связи с его внешним видом и отсутствием художественной ценности. По итогам голосования на сайте «Виртуальный турист», еще в 2008 году дорогая эта глыба вошла в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место (первое место - здание городского Совета в Бостоне, похожее на противоядерный бункер из серого бетона; второе - башня Монпарнас в Париже).

Даже областное Управление культуры идею не приняло, заявив: Воронеж – все ж не мусорка, чтоб сюда всякий хлам свозили…

Между тем номенклатура сразу нескольких городов России очень возбудилась насчет поставить церетелевский памятник у себя. Цена как бы и не имеет значения; складывается впечатление, что население в этих городах процветает, и им просто некуда бюджетные деньги девать.

Спикер Совета Федерации и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов предложил перенести статую Петра I в Петербург и установить ее в Финском заливе перед «морскими воротами» города. Однако против переноса выступили сразу все – и власть, и оппозиция, и деятели культуры.

Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что «Медного всадника» Петербургу вполне достаточно. Профессор Александр Марголис: место памятнику блатной архитектуре - на заводе по переплавке, а не в Петербурге. Директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров предложил утопить церетелевскую глыбу в Ладожском озере, где поглубже.

А Питерский городской совет принял специальное Постановление о необходимости оградить город от сомнительных подарков; мол, городуля эта – просто оскорбление для северной столицы, и нечего им уродовать прекрасный город, созданный Петром Великим.

Корпорация «ГриНН» Николая Грешилова заявила о готовности за собственные деньги перенести в Орел памятник Петру I Зураба Церетели. И сделала перерасчет. Если Московское Правительство оценило расходы на демонтаж и перенос в сумму около миллиарда рублей, у Грешилова вышло на порядок дешевле: сто миллионов. Петра он хочет поставить на въезде в Орел, возле мегакомплекса «ГриНН». Пиар – бесплатный, вроде знаменитого воронежского коня.

Помимо Николая Грешилова, к Правительству Москвы обратился председатель горсовета Петрозаводска Олег Фокин. Мол, перенос памятника Петру в город, названный в его честь, будет исторической справедливостью.

Мэр Архангельска Виктор Павленко тоже предложил забрать памятник в свой город. Потому что и в Архангельске царь Петр много чего совершил. Первый раз, например, увидел море и корабли. А в 1693 году основал первую в России кораблестроительную верфь, на которой построены были первые российские корабли. Здесь царь Петр впервые поднял на своей эскадре российский морской трехцветный флаг. Под Архангельском в июле 1701 года кормщик Иван Рябов повторил подвиг Ивана Сусанина, посадив шведские корабли на мель прямо под пушки Новодвинской крепости, построенной Петром I.

Сошлют ли в Воронеж Петра большого?. Коллаж Константина Толоконникова.
Сошлют ли в Воронеж Петра большого?
Коллаж Константина Толоконникова.

Чем закончится перетягивание памятника, пока не ясно. Тем более что многие россияне склоняются к тому, чтоб не трогать глыбу – пусть стоит себе, где стоит. На память об эпохе Лужкова.

Автор: Александр Ягодкин.

Источник: «Коммуна», № 150 (25581), 14.10.10г.


Возврат к списку