Поиск по сайту:
03.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
02.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
01.05.2024
Государственный кадастровый учет
30.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
29.04.2024
- Александр, умоляю, ответьте: это лечится?
- Конечно, Ира. Еще раз напомню – лечится практически все. Главное – чтобы мы сами захотели.
Для начала хочу уточнить: синдром выученной беспомощности – это такая реакция человека на внешние обстоятельства, при которой он охотно соглашается с чужим негативным опытом, легко принимает недостоверную информацию, оставаясь пассивным, в результате чего проблему он, естественно, не решает.
Пример в маршрутке – один из самых невинных. В жизни случаются гораздо более страшные вещи, когда предрассудки, ложные убеждения или не соответствующие контексту установки приводили к трагедиям, вплоть до гибели людей.
- Неужели все так серьезно?
- Помните захват школы в Беслане? Первое, что сделали бандиты – исключили из зала всех сильных молодых мужчин и расстреляли их. Никто из них сопротивления не оказал. Потому что существует четкое убеждение – против вооруженного бандита невозможно ничего предпринять. Поэтому никто и не смог решить, что лучше: неудачная попытка сопротивления или полный отказ от каких-либо действий.
- Очень сложная и страшная ситуация…
- Есть проще. Заканчивает ребенок школу, мечтает стать врачом. «Ты не поступишь», - говорят ему. Он соглашается, идет на химфак, работает чаще всего не по профессии и потом всю жизнь вспоминает: «А ведь я даже не подал в мед документы!..»
- Александр, вы сейчас напоминаете мою первую учительницу. Она всегда говорила – думать нужно только своей головой.
- Абсолютно верно. Говоря о синдроме выученной беспомощности, мне как психологу прежде всего хочется помочь людям правильно чувствовать свои истинные личные потребности и оценивать свои индивидуальные возможности. То есть, либо мы превращаем желание в цель и идем к ней, либо отпускаем и оставляем все сожаления и конфликты.
- Попробую перевести ваши слова на русский. Расскажу вам историю, которая случилась с одной нашей читательницей.
Недавно какой-то «боинг» пролетел прямо над моей крышей, я даже в деталях его разглядела. А если бы он упал?.. Мы уже разговариваем друг с другом, как глухие, то и дело переспрашиваем: «А? Что? Не слышу…»
Это нормально? Нарушены все существующие нормы! Минувшей весной группа жителей посетила Общественную палату, побеседовала с председателем Сергеем Мироновым, который, как говорится, «проникся». Однако распоряжение Правительства о расширении аэродрома, как бы дискомфортно это не было для людей, никто не отменил, и демонстрацию протеста администрация не разрешила.
- Вот если бы все вместе подписали протест, вышли на площадь! – сокрушается Светлана.
- Зачем?- отвечают ей соседи. - Ты попрешь против Путина?
- Ты что, первый год живешь в нашей стране?
- Вставь тройной стеклопакет. Ты что, не понимаешь: спорить с властью - все равно что разговаривать в палате сумасшедшего дома?
- Странно, - удивляется Светлана. - Все вокруг такие боевые. В маршрутке из-за ерунды друг друга готовы прилюдно матом обложить, а когда возникла по-настоящему серьезная проблема, мы все терпим и молчим.
- Ира, ваши примеры – это конфликт человека и Системы. Конечно, у нас нет реально действующих гражданских инструментов, чтобы защитить свои права. Их нужно создавать. Это работа для титанов, это усилия на грани утопии. Все это понимают. Однако такая ситуация – и есть порождение нашей выученной беспомощности. Мы сами веками себя до подобного доводили.
- А что вы посоветуете Светлане? Выйти на площадь? Как декабристы?
- Если вы считаете диалог с властью бесперспективным, пойдите к врачу, хотя бы возьмите заключение об ухудшении здоровья, подайте в суд, потребуйте компенсацию.… Придумайте конструктивные методы.… Ира, вижу, вижу вашу скептическую улыбку... А как вы хотели? Нужно напрягаться, чтобы себя защитить. Синдром выученной беспомощности и стал таким распространенным заболеванием, потому что мы сами себя успокаиваем: «Не получится, не выйдет», лишь бы оправдать свою пассивность и лень.
- Но ведь не было же положительных результатов. Декабристов расстреляли, диссидентов посадили…
- Ира, вы сами мне сто раз напоминали: мы живем в России. Это трудно. Но не надо распространять одну нерешенную ситуацию на всю свою жизнь в целом. Если вы не смогли разогнать истребители с вашей крыши, это еще не значит, что в других случаях нужно позволять кому-то садиться себе на голову.
- Александр, каюсь – и я грешна, ленюсь, опускаю руки. В гимназии имени Киселева, где учится мой ребенок, заведен порядок дежурства родителей в учебное время. Приходит кто-то из родителей по графику и четыре часа сидит на стуле где-нибудь на входе или под лестницей. При этом в школе есть вахтеры и видеонаблюдение. Это называется дежурством в целях обеспечения безопасности и порядка. Хотя линейки общешкольные, в частности, на первое сентября, проводятся как и прежде – без оцепления милиции. Как и прежде – без учета криминогенной обстановки, – собираются одновременно все учащиеся и родители, то есть более полутора тысячи человек в замкнутом зарешеченном пространстве.
Я, честно говоря, испугалась, когда увидела такую толпу, в которую сама отпустила раствориться своего ребенка. Как известно, во многих регионах России, особенно в южных, подобные мероприятия проводят секционно, то есть всю школу одновременно не собирают, и периметр территории охраняет милиция. Администрация гимназии, видимо, об этом еще не наслышана, а вот присутствие родителей под лестницей считает необходимым. Естественно, никому нет дела до того, что люди работают, их нужно вырывать из рабочего графика, чтобы они для кого-то отсидели положенные четыре часа.
За нарушение караются, конечно же, учителя, соответственно – и дети виновных. Зачем это нужно? Кто придумал этот абсурдный механизм мнимой защиты наших детей?
- Ира, вы у меня это спрашиваете? Вам следует задать эти вопросы директору гимназии…
- Представляете, Александр? Не задам.
- Почему?
- У меня же синдром выученной беспомощности. Хотя излечиться хотелось бы.
- Попробуйте. Желаю вам успехов. Вам, и всем нашим читателям, которые еще не оставили надежд почувствовать себя полноценными людьми, с правами, с достоинством…
- И что же всем нам в такой ситуации можно сделать?
- Ира, вы все уже знаете. Вспомните совет своей первой учительницы – нужно думать только своей головой.
Беседу вела: Ирина Крицкая.
Источник: «Воронежская неделя», № 46 (1979), 17.11.10г.