Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Какие перспективы сегодня у городской «социалки»? Как быстро будут ликвидированы очереди в детские сады? Будут ли медицинские услуги более доступными и качественными? Что или кто помешал Воронежу стать городом–«миллионником»? И как на эти процессы влияет Воронежская городская Дума?
Эти вопросы мы адресовали Леониду ЗЕНИЩЕВУ. Он не только представляет в Воронежской городской Думе интересы жителей 3-го избирательного округа, но и как заместитель председателя городского парламента курирует одно из самых сложных и проблемных направлений - социальный блок.
- Леонид Владимирович, социальная сфера в Воронеже долгое время находилась фактически в кризисной ситуации из-за хронического недофинансирования и отсутствия профильных долгосрочных целевых программ. Что происходит с ней сегодня?
- Ещё два года назад социальная сфера города Воронежа была в очень сложном состоянии. Речь даже не шла об открытии новых поликлиник и детских садов, а только о выживании существующих. Парламентариям до избрания нового мэра удалось спасти от банкротства стратегические МУПы, сохранить от продажи за бесценок многие помещения, находящиеся в муниципальной собственности. С избранием в 2008 году главой города прежнего спикера гордумы Сергея Колиуха социальная сфера получила новый импульс развития. Сегодня активно проводится работа по возврату помещений, ранее занимаемых детскими садами, к первоначальному использованию.
Эта тенденция ныне, благодаря партии «Единая Россия», общая для всего государства. Так, я недавно встречался с депутатом Государственной Думы РФ Галиной Кареловой. Галина Николаевна сообщила, что при вёрстке бюджета страны на 2011 год предусмотрены средства на восстановление сети детских дошкольных учреждений России.
Дело в том, что с 90-х годов, на которые пришёлся пик демографического кризиса и в Воронеже, фактически эти здания или пустовали, или были переданы в аренду торговым организациям, переоборудованы под офисы и так далее. А теперь идёт процесс их возврата к первоначальному назначению.
Так, освобождены от арендаторов и переданы в оперативное управление муниципальным дошкольным образовательным учреждениям помещения бывших детских садов: № 153 по ул. Хользунова,86, № 158 по ул. Электросигнальная,10.
Возвращены к первоначальному назначению помещения бывшего детского сада № 44 по ул. Торпедо, 31а, бывшего детского сада № 144 по бульвару Победы, 11, а также часть здания по ул. Донская,73, в котором прежде располагался детский сад № 93.
- Но дефицит мест в детских садах города Воронежа остаётся...
- Это действительно очень болезненный для многих семей вопрос. По состоянию на 1 ноября, очерёдность по устройству детей в дошкольные учреждения Воронежа составляла 6947 детей. По сравнению с 2009 годом она сократилась почти на 1 400 человек. Но остроту проблемы это не снижает. Существующая в городе сеть учреждений дошкольного образования удовлетворяет потребности населения менее чем на 50 процентов. И это на фоне позитивной демографической динамики!
Мэр и депутаты городского парламента стараются найти все возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Так, в ближайшее время запланировано создание ещё 1185 дополнительных мест - как за счёт открытия дополнительных групп в действующих детских садах, так и за счёт ввода в эксплуатацию детских дошкольных учреждений №№ 149, 43, 153, 119.
Что касается детского сада №119, то это - единственное детское дошкольное учреждение, расположенное в микрорайоне Тепличный. Прежде он был ведомственным – принадлежал одноимённому комбинату. Затем при содействии мэра города и депутатов помещение детсада было выкуплено за 20 млн. рублей, оформлено в муниципальную собственность. Большую помощь в решении этого сложного вопроса оказал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Сегодня в помещении детского сада №119 завершается ремонт. И вскоре учреждение откроется.
В стадии завершения – передача в муниципальную собственность ещё двух детских садов на 310 мест, расположенных в Левобережном районе города, - №180 и №68 - от ОАО «ВАСО».
- Известно, что образование является одной из самых затратных статей городского бюджета. Чем это обусловлено?
- Президент России Дмитрий Медведев, говоря о направлениях реализации инициативы «Наша новая школа», подчеркнул, что «российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова». Ребёнку должно быть комфортно в школе и психологически, и физически.
В бюджете города Воронежа в 2010 году расходы по статье «Образование» составили 38 процентов.
На приобретение оборудования для школ города за счёт субвенции направлено 30,6 млн. рублей, из городского бюджета – 13,4 млн. рублей.
На текущий и капитальный ремонт общеобразовательных учреждений израсходовано более 122 млн. рублей.
Детским садам на приобретение оборудования в этом году выделено почти 43 млн. рублей, на проведение текущего и капитального ремонта – 216,5 млн. рублей.
Впервые за много лет в бюджете города по инициативе депутатов удалось запланировать средства на благоустройство территорий, прилегающих к школам и детским садам.
Общая сумма расходов составила более 28 млн. рублей. Эти средства были направлены на восстановление асфальтового покрытия, ремонт ограждений прилегающих территорий.
По инициативе мэра и при поддержке депутатов-«единороссов» в целях заботы о здоровье учеников, улучшения качества школьного питания в школах Воронежа в ближайшее время стартует пилотный проект «Вкусняшкин». Первоначально он проводится на базе двух муниципальных общеобразовательных учреждений - гимназии имени А. Платонова и лицея №2.
В рамках этого проекта в школьных столовых планируется создать «линии раздачи», то есть систему самообслуживания, в том числе с горячим питанием (2 первых блюда, 3 горячих блюда, 6-7 видов салатов, различные фруктовые салаты, соки и т.д.). А также открыть буфет с «горячим столом», где ученики смогут без очереди приобрести продукты, входящие в состав меню «быстрого питания».
- Появились ли в текущем году новые помещения у спортшкол и центров детского творчества?
- В рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа» в Воронеже мы уже проводим работу по выявлению талантливых ребят, организации большего количества олимпиад, состязаний, способных максимально раскрыть таланты детей и подростков. В то же время СДЮШОР и детским школам искусств, библиотекам, клубам передаются из муниципальной собственности дополнительные помещения.
Например, в 2010 году переданы дополнительные помещения для СДЮСШОР № 4, СДЮСШОР №8, СДЮШОР №10. Эта же тенденция прослеживается и в сфере культуры.
В нынешнем году были открыты дополнительные помещения по ул. Баррикадная, 9 для детской школы искусств №9, по ул. Иркутская, 15-а - для библиотеки №30. Город приобрёл в собственность здание бывшего клуба ОАО «Рудгормаш». После ремонта здесь возобновятся занятия детских и юношеских творческих коллективов Левобережного района.
На недавней сессии депутаты поддержали предложение Администрации объединить Управление организации работы с молодёжью и Управление физической культуры и спорта в департамент спорта и организации работы с молодёжью.
Изменение структуры должно повысить эффективность работы в сфере молодёжной политики и физической культуры и спорта, дать возможность городу активнее участвовать в областных и в федеральных проектах, связанных с развитием массового спорта и строительством новых спортивных сооружений.
Вести здоровый образ жизни проще, когда есть возможность и условия для занятий физической культурой.
А непосредственно большой спорт начинается не с чемпионатов мира, а со спортивных площадок, которых катастрофически не хватает во дворах воронежцев. По решению мэра и при поддержке депутатов-«единороссов» сегодня появляются многофункциональные спортивные площадки на пришкольных территориях, во дворах. При поддержке главы города и партии «Единая Россия» мне удалось решить вопрос с установкой при спорткомплексе «Кристалл» первой в городе скейт-площадки.
- Традиционно одной из самых проблемных остаётся сфера здравоохранения. Есть здесь какие-то подвижки?
- С избранием нового мэра Воронежа, с выстраиванием конструктивных отношений города и области городское хозяйство, социальная сфера стали выбираться из системного кризиса, наметилось поступательное движение, но проблем меньше не стало.
При обсуждении проекта Стратегического плана развития Воронежа я обратил внимание всех, кто участвовал в дискуссии, на то, что главным в Стратегии должна стать реализация конкретных задач, которые волнуют сегодня воронежцев. Это в первую очередь повышение качества услуг в здравоохранении, решение проблем жилищно-коммунальной сферы, улучшение состояния дорожной сети, а также строительство спортивных площадок и многофункциональных спортивных центров.
Безусловно, главным позитивным событием уходящего года в воронежской медицине я считаю открытие поликлиники №11 по ул. Машиностроителей. Жители Коминтерновского района ждали этого события больше десяти лет.
Начало строительству лечебного учреждения было положено в конце 2000 года. Но затем этот проект из-за хронического недофинансирования превратился в долгострой. Только в последние два года ситуация изменилась. В 2010 году при поддержке губернатора, мэра, партии «Единая Россия» возведение поликлиники было завершено. В этом году также завершена реконструкция здания поликлиники №10 в Ленинском районе. Открылся дистанционный консультативный центр для беременных на базе роддома больницы «Электроника». В студенческой поликлинике №15 взяты на вооружение новые технологии: на приём к специалисту можно записаться в удобное время по Интернету – благодаря электронной регистратуре.
Важный момент - доступность медицинской помощи для жителей вчерашних пригородов. Вместе со статусом городских микрорайонов сёла и посёлки должны получить и городскую инфраструктуру. Мы видим, что в пригородах ещё есть лечебные учреждения, которые работают на угольных котельных, на некоторых территориях отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, что, конечно, недопустимо. Механизм решения этих и других социальных проблем воплотился в комплексной программе «Развитие инфраструктуры отдельных территорий городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы». Это работающая программа.
Так, в посёлке Сомово котельная больницы №4 переведена с угля на газ. Заработала новая амбулатория для жителей микрорайона Тепличный. Кабинеты врача общей практики открылись в Железнодорожном и в Коминтерновском районах.
Но, несмотря на то, что ряд вопросов, связанных с качеством и доступностью медицинских услуг, удалось снять, поводов для оптимизма нет.
Проблем в сфере здравоохранения очень много и за два года решить их невозможно. Надо продолжать работу в этом направлении, адекватно и действенно реагируя на критику.
- Это тем более важно, что состояние социальной сферы напрямую связано с демографическими процессами. Всего несколько тысяч жителей нам не хватило, чтобы стать городом-«миллионником»...
- Я хочу сказать о другом. Перепись показала, что далеко не все жители Воронежа, невзирая на широкое информирование, поняли, насколько важно участие в переписи каждого. От активного участия горожан в переписи напрямую зависело, быть ли нашему городу «миллионником».
А это значит: получать больший объём финансирования из центра, быть включённым в максимально возможное количество федеральных программ и соответственно иметь предпосылки для создания более высокого уровня и качества жизни горожан. Равнодушное отношение жителей к переписи «аукнулось» всему Воронежу. Под лежачий камень вода не течёт! Только совместными усилиями воронежцы смогут обеспечить поступательное развитие города. Других вариантов нет.
- В октябре текущего года принята Программа комплексного социально-экономического развития Воронежа на 2010-2014 годы. Что принципиально нового содержит этот документ?
- Это программа суммирует усилия всех ранее принятых комплексных и целевых муниципальных программ, направленных на повышение обеспеченности населения объектами социальной сферы, укрепление уровня материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта для создания надёжной системы жизнеобеспечения горожан. Фактически – это возращение к плановому развитию города. Безусловно, значительные коррективы в социальную политику, проводимую городскими властями, внесут задачи, сформулированные в Послании Президента России Федеральному Собранию.
Речь идёт прежде всего о городском бюджете на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годы. Главный финансовый документ города рассматривается в профильных комиссиях Воронежской городской Думы и будет принят до конца 2010 года.
Беседовала Рената Молотова
Источник: «Коммуна», № 185 (25616), 14.12.2010г.