Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Память. Севастопольская трагедия

15.12.2010

В Воронежском центре военно-патриотического воспитания существует единственная в России экспозиция, посвящённая трагедии линкора «Новороссийск». Открылась она три года назад.

В этом году в день гибели линкора «Новороссийск», 29 октября, в конференц-зале Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» собрались родственники погибших военных моряков, морские кадеты из Новоусманской средней школы, член экипажа корабля Александр Перелыгин. Для участников встречи был продемонстрирован документальный фильм «Тайны века».

Линейный корабль «Новороссийск» - бывший итальянский линкор «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») достался нашему ВМФ в числе тридцати трёх кораблей и вспомогательных судов при послевоенном разделе ВМС Италии странами антигитлеровской коалиции.

Линкор сошел со стапелей в 1914 году, но в Первой мировой войне участия почти не принимал.

Затем последовали две крупные его модернизации и скромное участие в боевых действиях Второй мировой, когда он получил небольшие повреждения в результате попадания 380-миллиметрового снаряда с английского линкора и бомб авиации неприятеля. Тем не менее, к моменту передачи он находился во вполне боеспособном состоянии и не уступал кораблям аналогичного класса, входившим в состав Советского ВМФ.

В 1949 году линкор, получивший новое название «Новороссийск», благополучно прибыл в Севастополь и вошёл в состав кораблей Черноморского флота. Он практически сразу стал флагманским кораблем.

На нём почти постоянно держал свой флаг командующий эскадрой, не раз выходил на линкоре командующий флотом. Естественно, экипаж линкора отличался высокой морской выучкой.

Утром 28 октября 1955 года «Новороссийск» вышел в море для замера скоростей на мерной миле и выполнения подготовительной артстрельбы противоминным калибром. Командир линкора капитан 1-го ранга А.П. Кухта находился в отпуске, поэтому кораблем управлял оставшийся за него старпом - капитан 2-го ранга Г.А. Хуршудов. Вечером корабль возвратился на базу.

Перед входом от оперативного дежурного было получено приказание встать на швартовой бочке № 3.

После ужина - увольнение части экипажа на берег, развод наряда, баня и стирка. Согласно распорядку, часть старшин и матросов сошли на берег в увольнение, съехали также большинство офицеров и сверхсрочников. Сошёл на берег и временно исполняющий обязанности командира Хуршудов.

Старшим на борту остался помощник командира корабля капитан 2-го ранга З.Г. Сербулов. Дежурным по кораблю заступил старший штурман капитан 3-го ранга М.Г. Никитенко, дежурным по низам - командир батареи противоминного калибра лейтенант К.И. Жилин.

Перед ужином на корабль прибыло пополнение - очередная партия переведенных из береговых частей ВМФ в плавсостав моряков. Всего 200 человек. На ночь их разместили в одном из носовых помещений линкора. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.

Как свидетельствуют очевидцы, в 1 час 30 минут ночи 29 октября 1955 года в носовой части линкора прогремел чудовищной силы взрыв, многим показавшийся сдвоенным.

Огненный смерч прорвался через многоэтажье кубриков, где на подвесных парусиновых гамаках спали матросы. На всех палубах сразу же пропало электроосвещение. Сквозь гигантскую пробоину в носовой части в корпус корабля ринулась вода.

Владимир Блашенцев, служивший на линкоре «Новороссийск» в должности дальномерщика на командно-дальномерном посту (КДП), расположенном на мачте, рассказывал, что, заняв после взрыва боевой пост, он увидел жуткую картину. Палуба полубака разворочена, выше уровня первой башни главного калибра разбросаны обломки металла и досок. С высоты он видел и чувствовал, что линкор стал давать заметный крен на левый борт.

После опрокидывания линкора матрос Блашенцев оказался в морской воде, где его подобрала команда спасателей. С тяжёлой контузией он несколько месяцев проходил лечение в госпитале и весной 1956 года был демобилизован.

Молчание о произошедшей трагедии длилось в СССР почти 33 года, и первое упоминание о ней было в газете «Правда» лишь 15 мая 1988 года, в небольшой статье под заголовком «Взрыв».

Тогда, после взрыва, в 2 часа ночи на линкор прибыло всё командование Черноморским флотом. Командующий флотом вице-адмирал В.Пархоменко, не разобравшись в ситуации, сразу отменил буксировку корабля к набережной, тем самым отвергнув последнюю надежду на спасение корабля. Пархоменко обучали, как надо воевать, но он не имел технического образования и никакого опыта по спасению кораблей.

А вот слова председателя правительственной комиссии В.А. Малышева из стенограммы: «Контр-адмирал Никольский побоялся доложить о положении на корабле. Он говорит: «Я бы сказал, но боялся. Я хотел бы видеть такого храбреца, который бы сказал командующему».

Даже когда капитан 1-го ранга Иванов доложил Пархоменко, что корабль находится в критическом состоянии, его доклад вызвал у командующего яростный гнев. Он приказал В.М. Иванову немедленно вернуться в пост энергетики и живучести (ПЭЖ) и продолжать работы «по спрямлению корабля».

Экипаж корабля более двух с половиной часов боролся за спасение линкора, однако он, набрав более семи тысяч тонн воды, лёг на левый борт и в 4 часа 15 минут совершил опрокидывание вверх килем.

В ту роковую ночь в ПЭЖ линкора несли службу пять офицеров электротехнического дивизиона (ЭТД), его командир Е. Матусевич, а также Ю. Городецкий, В. Писарев, А. Михалюк, А. Мартынов и с ними начальник технического управления флота, ветеран войны, капитан 1-го ранга В.М. Иванов. Все они погибли на своих боевых постах, а вместе с ними 207 матросов и старшин из 472 моряков этого дивизиона.

Всего же в этой трагедии погибло 616 человек.

Очень большую работу по увековечению памяти «новороссийцев» проделал писатель Борис Коржавин, который, собирая материалы для книги, обнаружил в 1991 году в Центральном архиве ВМФ исчезнувшие наградные листы. Только через 44 года 712 военных моряков были награждены орденами Мужества и ещё четыре – орденами Почёта.

Из этого числа посмертно были награждены 613 человек, и среди них 18 моряков, призывавшихся из Воронежской области.

Колоссальную поисковую работу провела по сбору, подготовке материалов, переписке с членами экипажа линкора и родственниками погибших военных моряков вдова капитана 3-го ранга Е.М.Матусевича Ольга Васильевна Матусевич. За многолетний период переписки ей удалось найти в разных городах и населённых пунктах родственников и решить вопросы по увековечению памяти погибших моряков.

На линкоре «Новороссийск» погибли 28 уроженцев Воронежской области. Награжден орденом Мужества 21 военный моряк, в том числе вернувшиеся после службы Сумин В.М., Нартов А.П. и Перелыгин А.И.

В настоящее время в Воронеже проживают трое военных моряков из экипажа линкора «Новороссийск»: Иван Сапронов, Николай Усенко и кавалер двух орденов Александр Перелыгин.

Автор: Виктор Абрамов, член Студии писателей имени М.Ю. Лермонтова.

Источник: «Воронежская неделя», № 50 (1983), 15.12.10г.


Возврат к списку