Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Без потрясений

16.12.2010

Театр |Почему «европейского» уровня постановка не затрагивает тонкие струны души

Этот спектакль властно захватывает зрителя с самого начала и поддерживает интерес до конца. «Виной» тому многое: и искусно выстроенная композиция пьесы «Арест» Ж.Ануя, и продуманное, психологически обоснованное режиссёрское решение Владимира Петрова, и классическая сценография, и музыка Петра Киселёва, и оригинальность светового решения Елены Древалёвой, ну и, наконец, актёрское исполнение.


Сцена из спектакля «Арест»

Что греха таить, за двадцать с лишним лет работы с одним режиссёром, Анатолием Ивановым, многие артисты поднакопили штампов и не особо заботились о разнообразии своих ролей. Кто бы мог представить, что Народный артист РФ Валерий Потанин после своего блистательного Шарикова вдруг выйдет в эпизодической роли музыканта – и всё равно запомнится, не прибегая к своим «фирменным» трюкам? А не менее Народный Сергей Карпов, ещё весной столь поверхностный в коммерческой поделке «Отель «Беверли Хиллз», поразит и глубиной переживаний, и темпераментом своего героя?

Вообще, весь актёрский ансамбль на редкость подобран режиссёром Заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Петровым так, что каждый на своём месте: виден, запоминается и вносит свой вклад в общий замысел. Это, пожалуй, главное достижение постановщика В.Петрова.

А как играют дети! На их плечи легла достаточно сложная задача: Мальчик (Георгий Шабанов, Данила Иванов) должен показать, как из детской обиды на Мать вырастает неврастеничный герой – Молодой человек (Антон Тимофеев), становящийся впоследствии преступником – Мужчина (Сергей Карпов). Анн-Мари – девочка (Мария Макарова) очень трогательно показывает зарождение чувства любви к Мальчику, которое впоследствии принесет столько страданий взрослой Анн-Мари (Дина Мищенко).

Действие пьесы развивается очень прихотливо: быстрые переброски из прошлого в настоящее и обратно; взрослые персонажи взаимодействуют со своими детскими воспоминаниями; часто Мужчина наблюдает со стороны за собой в вариантах Мальчика и Молодого человека. Порой даже запутываешься в хитросплетениях сюжета, но это-то и держит в напряжении, а разгадка приходит только в финале.

Поскольку главный герой – преступник, то в пьесе есть и Комиссар полиции. Эту роль должен был исполнять Народный артист России Анатолий Гладнев, но из-за его болезни играют сам Владимир Петров и Денис Кулиничев. Комиссар пытается разобраться в истоках преступной деятельности Вальтера, что вызывает некоторое недоумение: ведь перед нами вспышки гаснущего сознания героя, почему же его жизнь судит посторонний? Впрочем, возможно, это совесть человека, запутавшегося в своей жизни.

Признаться, неправдоподобно выглядит история похотливого старика, которого герой убивает из-за страсти к Марии Лабэль (Валентина Губченко). Не в смысле, что такой истории не могло быть, а в варианте, что старик оказывается его отцом.

Слишком уж лихо закручено.

Губченко, пожалуй, не хватает того демонизма Кармен, из-за которого мужчины теряют голову и идут на преступление. Зато его в избытке у Народной артистки России Тамары Семёновой, играющей Марию в старости. Хотя слово «старость» плохо вяжется с образом, созданным актрисой: здесь и страсть, и порочность, и жажда жизни, и даже какая-то детская наивность в удивительном сочетании.

Ещё одна яркая работа спектакля – Бабушка (Заслуженная артистка России Елена Гладышева). Актриса достоверна во всех проявлениях: и в отношении к несчастной дочери, и в раздражении от внуков, и в снисходительно-издевательской интонации по отношению к Мальчику и его Матери, и в неожиданном кокетстве с Мужчиной. Богатство красок делает образ очень объемным.

Мотивы фрейдизма переплетаются в пьесе и спектакле с философией экзистенциализма. Да, несчастное детство и недостаток материнской любви накладывают неизгладимый отпечаток на личность человека. Да, из таких людей могут вырасти преступники.

Да, наше существование в этом мире мучительно и человек практически остается один на один с жизнью. Да, он сам выбирает путь добра или путь зла.

Но, копаясь в своих душевных ощущениях после этого превосходно сделанного спектакля, я думала о том, что судьба героя меня почему-то не тронула, глубоко не задела.

Замысловато придумано – да. Хорошо разыграно – несомненно. Даже представляю, как после этого вполне «европейского» спектакля я в компании таких же театралов отправляюсь по тамошнему обычаю в ресторан и, вкушая хороший ужин, детально обсуждаю режиссёрское решение и игру актёров.

А не брожу всю ночь напролёт по Москве, как когда-то после эфросовского «Брата Алёши», где без всяких художников по свету на почти пустой сцене в луче прожектора стоял Лев Дуров в роли штабс-капитана Снегирева и после смерти своего сына Илюшечки очень просто произносил: «Не нужен мне другой мальчик…» Я эту интонацию не могу забыть до сих пор.

Я не об уровне таланта – я о впечатлении.

Но, может быть, потрясения сейчас никому не нужны? Может, современный театр должен удивлять, восхищать и этого вполне довольно? Вопрос для меня остаётся открытым..

Автор: Людмила Романова, театровед

Источник: «Коммуна», № 186 (25617), 16.12.2010г.


Возврат к списку