Поиск по сайту:
03.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
02.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
01.05.2024
Государственный кадастровый учет
30.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
29.04.2024
Этот спектакль властно захватывает зрителя с самого начала и поддерживает интерес до конца. «Виной» тому многое: и искусно выстроенная композиция пьесы «Арест» Ж.Ануя, и продуманное, психологически обоснованное режиссёрское решение Владимира Петрова, и классическая сценография, и музыка Петра Киселёва, и оригинальность светового решения Елены Древалёвой, ну и, наконец, актёрское исполнение.
Что греха таить, за двадцать с лишним лет работы с одним режиссёром, Анатолием Ивановым, многие артисты поднакопили штампов и не особо заботились о разнообразии своих ролей. Кто бы мог представить, что Народный артист РФ Валерий Потанин после своего блистательного Шарикова вдруг выйдет в эпизодической роли музыканта – и всё равно запомнится, не прибегая к своим «фирменным» трюкам? А не менее Народный Сергей Карпов, ещё весной столь поверхностный в коммерческой поделке «Отель «Беверли Хиллз», поразит и глубиной переживаний, и темпераментом своего героя?
Вообще, весь актёрский ансамбль на редкость подобран режиссёром Заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Петровым так, что каждый на своём месте: виден, запоминается и вносит свой вклад в общий замысел. Это, пожалуй, главное достижение постановщика В.Петрова.
А как играют дети! На их плечи легла достаточно сложная задача: Мальчик (Георгий Шабанов, Данила Иванов) должен показать, как из детской обиды на Мать вырастает неврастеничный герой – Молодой человек (Антон Тимофеев), становящийся впоследствии преступником – Мужчина (Сергей Карпов). Анн-Мари – девочка (Мария Макарова) очень трогательно показывает зарождение чувства любви к Мальчику, которое впоследствии принесет столько страданий взрослой Анн-Мари (Дина Мищенко).
Действие пьесы развивается очень прихотливо: быстрые переброски из прошлого в настоящее и обратно; взрослые персонажи взаимодействуют со своими детскими воспоминаниями; часто Мужчина наблюдает со стороны за собой в вариантах Мальчика и Молодого человека. Порой даже запутываешься в хитросплетениях сюжета, но это-то и держит в напряжении, а разгадка приходит только в финале.
Поскольку главный герой – преступник, то в пьесе есть и Комиссар полиции. Эту роль должен был исполнять Народный артист России Анатолий Гладнев, но из-за его болезни играют сам Владимир Петров и Денис Кулиничев. Комиссар пытается разобраться в истоках преступной деятельности Вальтера, что вызывает некоторое недоумение: ведь перед нами вспышки гаснущего сознания героя, почему же его жизнь судит посторонний? Впрочем, возможно, это совесть человека, запутавшегося в своей жизни.
Признаться, неправдоподобно выглядит история похотливого старика, которого герой убивает из-за страсти к Марии Лабэль (Валентина Губченко). Не в смысле, что такой истории не могло быть, а в варианте, что старик оказывается его отцом.
Слишком уж лихо закручено.
Губченко, пожалуй, не хватает того демонизма Кармен, из-за которого мужчины теряют голову и идут на преступление. Зато его в избытке у Народной артистки России Тамары Семёновой, играющей Марию в старости. Хотя слово «старость» плохо вяжется с образом, созданным актрисой: здесь и страсть, и порочность, и жажда жизни, и даже какая-то детская наивность в удивительном сочетании.
Ещё одна яркая работа спектакля – Бабушка (Заслуженная артистка России Елена Гладышева). Актриса достоверна во всех проявлениях: и в отношении к несчастной дочери, и в раздражении от внуков, и в снисходительно-издевательской интонации по отношению к Мальчику и его Матери, и в неожиданном кокетстве с Мужчиной. Богатство красок делает образ очень объемным.
Мотивы фрейдизма переплетаются в пьесе и спектакле с философией экзистенциализма. Да, несчастное детство и недостаток материнской любви накладывают неизгладимый отпечаток на личность человека. Да, из таких людей могут вырасти преступники.
Да, наше существование в этом мире мучительно и человек практически остается один на один с жизнью. Да, он сам выбирает путь добра или путь зла.
Но, копаясь в своих душевных ощущениях после этого превосходно сделанного спектакля, я думала о том, что судьба героя меня почему-то не тронула, глубоко не задела.
Замысловато придумано – да. Хорошо разыграно – несомненно. Даже представляю, как после этого вполне «европейского» спектакля я в компании таких же театралов отправляюсь по тамошнему обычаю в ресторан и, вкушая хороший ужин, детально обсуждаю режиссёрское решение и игру актёров.
А не брожу всю ночь напролёт по Москве, как когда-то после эфросовского «Брата Алёши», где без всяких художников по свету на почти пустой сцене в луче прожектора стоял Лев Дуров в роли штабс-капитана Снегирева и после смерти своего сына Илюшечки очень просто произносил: «Не нужен мне другой мальчик…» Я эту интонацию не могу забыть до сих пор.
Я не об уровне таланта – я о впечатлении.
Но, может быть, потрясения сейчас никому не нужны? Может, современный театр должен удивлять, восхищать и этого вполне довольно? Вопрос для меня остаётся открытым..
Автор: Людмила Романова, театровед
Источник: «Коммуна», № 186 (25617), 16.12.2010г.