Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Все дети – звёзды

17.12.2010

Сельская школа | Надо только их вовремя зажечь, уверены учителя из Второго Сторожевого

Всегда, когда переступаю порог маленьких сельских школ, интересуюсь у директоров: как живёт-выживает в наше непростое время их школа? Ведь с каждым годом учеников всё меньше, проверок всё больше. Родное Министерство образования то оптимизацию, то подушевое финансирование, то безоговорочную аттестацию придумает.

Вот и в этот раз не стала изменять своей привычке и разговор с директором школы села Второе Сторожевое начала со своего любимого вопроса.

- Хорошо живём, жаловаться не на что, хотя и перешли на подушевое финансирование, - неожиданно для меня ответила Елена Корнилова. – Сейчас школа находится в стадии развития. Да-да, не удивляйтесь, нас хорошо поддерживает районная Администрация, депутаты, спонсоры – фермерские хозяйства, соседний фруктоперерабатывающий завод.

У нас всё есть для нормальной учебы. Что нам положено, то и получаем. Интерактивная доска, компьютеры, книги, учебники, художественная литература, словари – всё новое. Большое подспорье – сельская библиотека, там есть всё, чего нет у нас. Мебель три года назад заменили, не всю, конечно. И не потому, что денег не хватило. Жалко стало выбрасывать почти новые столы и стулья.


Идёт урок в первом классе.

Чем дальше мы разговаривали с Еленой Сергеевной, учителями и учениками, тем больше было поводов удивляться. То директор заявляет, что она в школе - случайный человек. То 22-летний учитель радуется, что работает именно в школе, словно это престижный банк. Мальчишки на уроках труда шьют, а девочки на токарных станках работают и в конкурсах для призывников участвуют…

Но обо всём по порядку.

21 год назад Корнилова и не предполагала, что станет учителем, а затем возглавит школу. Мужа сюда распределили после окончания вуза. Она – технолог по образованию, уволилась с Пермской кондитерской фабрики и поехала за ним. Когда попросили вести биологию, отказываться не стала. А летом заочно поступила на биологический факультет ВГУ.

Чтобы прокормить детей, в середине 90-х мужу пришлось уйти из школы. А она осталась… В 89-м школа перешла в разряд средней и сразу же стала областной экспериментальной площадкой. Нынешние учителя до сих пор используют наработки своих коллег.

Пенсионеров среди учителей нет, средний возраст - 36 лет. Нынче на работу приняли дипломированного физика, закончившего этим летом Воронежский государственный педагогический университет.

– Почему в село, да ещё учителем? – спрашиваю у Евгения Луценко, молодого, высокого парня, с «косой саженью в плечах». Такому на соревнованиях соперников крушить, а не с мелом у доски стоять.

– Потому, что ещё на практике во время учёбы окончательно понял, что эта профессия – моя. Да и детей люблю… - Во взгляде Евгения - искренность и уверенность в себе. – Привык к сельской жизни. Сначала с родителями жили в Калаче, потом в Лисках. Дети в селе более организованные, если что не знают, так пытаются найти, узнать, выучить. Им всё интересно, везде хотят успеть.

Приняли в коллективе тепло, все помочь-поддержать стараются. Нагрузка хорошая, веду физику и математику. Проезд для учителей из города в село и обратно оплачивает районная Администрация. В нашу школу из Лисок каждый день ездят четыре человека.

В марте этого года присоединили детский сад, в дошкольной группе - 12 человек. Сейчас в школе учатся полсотни ребят. Два средних по наполняемости класса обычной воронежской школы. Зато каждый на счету. Везде должны успеть: конкурсы, олимпиады, спартакиады, соревнования. В прошлом году трёх девчонок отправили в Москву на Российский конкурс призывников, заняли третье место в одной из номинаций. Ученица 11-го класса Настя Минаева - легкоатлетка, выступает за район. Девятиклассник Егор Полюхов со своей исследовательской работой, посвящённой заброшенному хутору Яблочный, выступал сначала в школе, а потом и до областного уровня дошёл.

- Основали его в 24-м году прошлого века, последний житель уехал в 73-м, дети в нашей школе учились…

Увлечённости, с какой Егор рассказывает о проделанной им работе, можно позавидовать. Разве не интересно знать, как люди раньше жили? Практически никто из взрослых о хуторе ничего не знает, хотя он расположен недалеко от нашего села.

Оксана Степенькина шесть лет подряд участвовала в конкурсе «Мода и стиль», один раз в «Губернском стиле». Вэтом году поступила в Воронежский государственный педагогический университет, где изучает моделирование одежды и создаёт свою коллекцию. А начинала в школьной студии.

- Это в большой школе можно отсидеться, надеясь, что тебя не заметят, - со знанием дела заявляет ученик восьмого класса Василий Неупокоев. – Учился я в городской школе, в классах учеников много, домашнее задание не обязательно делать каждый день. Хорошо вроде бы, но знаний-то не прибавится, пробелы будут. Нас в классе восемь человек, готовимся каждый день. Городские за свой класс не всегда постоять могут. То не хотят, то на других надеются. Здесь все дружат, там такого нет. Мы даже почти не деремся. С кем потом общаться?

- Скучно просто так валяться на диване, - поддерживает друга восьмиклассник Иван Турищев. - Сад, огород, животина, уроки, секции: всё успеваем. А как иначе? Действительно, никак. Взялись как-то все вместе и превратили пеньки от старых спиленных деревьев вокруг школы в сказочные персонажи. Клумбы разбили, у каждого класса – своя. Соревнуются теперь, у кого краше и ухоженней.

15 лет назад учитель технологии Елена Полюхова собрала девчонок и начала учить их шить, кроить. Несколько лет назад кружок перерос в студию. Теперь одни моделируют, другие кроят, третьи шьют. Все вместе показывают свои творения на фестивалях и прочих показах.

Нужны костюмы для выступлений танцевального кружка или шторы на окна в кабинеты? Не проблема – сшили в студии. Не было швейных машинок хороших – глава Администрации района Виктор Шевцов подарил. Захотели девчонки токарное дело изучать – пожалуйста. У Елены Егоровны и девочки, и мальчики одинаково хорошо работают и с деревом, и с тканью.

– Просто она учитель замечательный, с ней интересно и шить, и пилить, - считает ученик 11-го класса Сергей Быковский. - Я фартук и тапки для мамы сшил, рукавицы связал. Человек должен уметь делать всё.

По такому принципу, когда главным становятся интересы детей, во Второй Сторожевской школе работают все учителя. Каждый год для десятиклассников создают новые профили, будь их хоть два человека в классе. То художественно-эстетический, то филологический, то универсальный с углубленным изучением отдельных предметов. Пишут программы, защищают их, покупают дополнительную литературу.

- Лишь бы детям на пользу шло, их мало, но все – звёзды! - убеждена учитель русского языка Зоя Телкова. - Обязательно в чем-то проявят себя. Наша с родителями задача –зажечь их и не дать погаснуть. Звёзды ведь всегда сиять должны…

Лискинский район.

Автор: Тамара Гашимова

Источник: «Коммуна», № 187 (25618), 17.12.2010г.


Возврат к списку