Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Для острогожцев средоточием творческих открытий и диспутов на тему изобразительного искусства является историко-художественный музей, носящий имя великого художника-земляка Ивана Николаевича Крамского. И если презентации выставок – неотъемлемая часть культурной жизни города, то разговор о современном искусстве, предложенный молодыми воронежскими художниками, членами арт-группы «Квадрат» Евгением Камбалиным и Дмитрием Большаковым, оказался событием неординарным.
С творчеством Евгения Камбалина автору этих строк довелось познакомиться в 2008 году, при посещении художественной галереи «Нефта», где экспонировалась выставка его работ «Русский Тибет».
Светлые и звонкие картины знакомили зрителя с Соловецкими островами, связанными в сознании советского человека с мрачными, в общем-то, страницами истории. Пояснения к живописным работам зрителям давал Дмитрий Большаков. Тем интересней оказалось знакомство с художниками уже в роли популяризаторов нетрадиционных форм искусства, носителей спорных, но небезынтересных идей. Участники встречи – острогожцы и гости из Лисок, имеющие непосредственное отношение к изобразительному искусству: художники, преподаватели и ученики Художественной школы имени И.Н. Крамского.
Лекция, прочитанная Евгением Камбалиным, сопровождалась видеосюжетами – получился увлекательный экскурс из прошлого в настоящее, от пирамид и готических соборов до таких явлений современности, как перфомансы и инсталляции. Трудно не согласиться с утверждением, что минувшие эпохи для сознания большинства иногда куда более ясны, нежели современность, сотканная из противоречий.
Во многом, как отметил лектор, современный мир непонятен и непредсказуем. А художник – наш современник, стоящий на переднем плане событий, - чутко улавливает процессы, бурлящие, перетекающие друг в друга, исчезающие и вновь появляющиеся. И что же из всего этого следует: рождение новых подходов и способов подачи окружающей действительности? Нет, это уже было, вспомним появление модернистского искусства… К слову, и сам Евгений Камбалин работает в стиле экспрессионизма с элементами наивного искусства.
Сегодня, по утверждению экспертов, художник занимается отношениями: эстетическими, социальными, политическими. Искусство же работает с эмоциями, провоцируя их любыми возможными средствами. Наглядный тому пример – кинематограф, в котором «солирует» столь любимый многими жанр триллера, где эмоции на острие. И еще одна небезызвестная мысль: сегодня культурный продукт может быть сделан из чего и как угодно. Доказательством этого постулата служат десятки и сотни современных выставок художников-концептуалистов, создающих инсталляции из стройматериалов, сантехники, жестяных банок.
На лекции наглядным примером, прокомментированным Дмитрием Большаковым, стал информационный сюжет об одном из арт-проектов, где в качестве сувениров или произведений искусства участникам дарили тюбики от использованных красок, закрепленные на шнурке. Еще несколько перфомансов продемонстрировали понимание современного мира через движущиеся предметы, живую мимику обезьяны, бьющегося головой о стенку парня... В рамках лекции оценок не давали, просто говорили о данности.
Для понимания сути современного искусства, среди прочих, художники-эксперты обозначили и такую установку: любой человек может стать художником, для этого ему не нужно красок и других материалов, используемых живописцами прошлого. Время великих творцов-одиночек ушло. Сегодня толпа сама хочет творить.
Художник больше не певец, а скорее запевала. Его задача – организовать художественное пространство, где люди могли бы в режиме интерактивности создавать собственные или коллективные произведения.
Да и технический прогресс внес свою лепту в массовость искусства. Фотоаппараты, видеокамеры давно стали доступными. А уж телевидение, захватившее львиную долю информационного пространства, предлагает и даже навязывает всевозможные формы приложения творческих усилий, например, в рамках шоу, таких, как «Минута славы».
Но невольно встает встречный вопрос, не менее провокационный, чем умозаключения, безусловно, сведущих экспертов: а искусство ли все это? И действительно ли столь незначительна личность живописца, если острогожцы навскидку назовут имена современных художников-земляков, чье творчество знают и ценят? Понятно, каждому времени – свое.
Однако если совсем размыть границы, то люди, владеющие искусством вождения, мытья посуды, подметания улиц, могут с полным основанием провозгласить себя художниками. Конечно, такой аргумент – крайность, но не меньшая показа накарябанных геометрических фигур в грязных потеках, их автор говорит: «Я так вижу».
Не думаю, что у зрителей подобное вызовет больше эмоций, чем картины «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» Федора Бронникова и «Иуда Искариот в Гефсиманском саду» Ильи Репина, представленные в Острогожской картинной галерее. Искусство тех же Серова, Врубеля, Поленова, Васнецова – это воображение, фантазия и виртуозная профессиональная техника исполнения. Их позиция: «Я так умею» (или «Попробуйте сделать лучше»).
А вот стремление масс к творческому поиску и самовыражению – явление замечательное и прогрессивное. Главное – суметь отделить самодеятельность, приносящую людям немалую пользу и удовольствие, а также маркетинг, от искусства.
Споры же по этому поводу не новы, но всегда актуальны и интересны.
город Острогожск.
Автор: Евгения Изотова
Источник: «Коммуна», № 187 (25618), 17.12.2010г.