Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





От пирамид до перфоманса

17.12.2010

Культура | Воронежские художники рассказали острогожцам о современном искусстве

Для острогожцев средоточием творческих открытий и диспутов на тему изобразительного искусства является историко-художественный музей, носящий имя великого художника-земляка Ивана Николаевича Крамского. И если презентации выставок – неотъемлемая часть культурной жизни города, то разговор о современном искусстве, предложенный молодыми воронежскими художниками, членами арт-группы «Квадрат» Евгением Камбалиным и Дмитрием Большаковым, оказался событием неординарным.


Евгений Камбалин и Дмитрий Большаков. Фото Евгении Изотовой.

С творчеством Евгения Камбалина автору этих строк довелось познакомиться в 2008 году, при посещении художественной галереи «Нефта», где экспонировалась выставка его работ «Русский Тибет».

Светлые и звонкие картины знакомили зрителя с Соловецкими островами, связанными в сознании советского человека с мрачными, в общем-то, страницами истории. Пояснения к живописным работам зрителям давал Дмитрий Большаков. Тем интересней оказалось знакомство с художниками уже в роли популяризаторов нетрадиционных форм искусства, носителей спорных, но небезынтересных идей. Участники встречи – острогожцы и гости из Лисок, имеющие непосредственное отношение к изобразительному искусству: художники, преподаватели и ученики Художественной школы имени И.Н. Крамского.

Лекция, прочитанная Евгением Камбалиным, сопровождалась видеосюжетами – получился увлекательный экскурс из прошлого в настоящее, от пирамид и готических соборов до таких явлений современности, как перфомансы и инсталляции. Трудно не согласиться с утверждением, что минувшие эпохи для сознания большинства иногда куда более ясны, нежели современность, сотканная из противоречий.

Во многом, как отметил лектор, современный мир непонятен и непредсказуем. А художник – наш современник, стоящий на переднем плане событий, - чутко улавливает процессы, бурлящие, перетекающие друг в друга, исчезающие и вновь появляющиеся. И что же из всего этого следует: рождение новых подходов и способов подачи окружающей действительности? Нет, это уже было, вспомним появление модернистского искусства… К слову, и сам Евгений Камбалин работает в стиле экспрессионизма с элементами наивного искусства.

Сегодня, по утверждению экспертов, художник занимается отношениями: эстетическими, социальными, политическими. Искусство же работает с эмоциями, провоцируя их любыми возможными средствами. Наглядный тому пример – кинематограф, в котором «солирует» столь любимый многими жанр триллера, где эмоции на острие. И еще одна небезызвестная мысль: сегодня культурный продукт может быть сделан из чего и как угодно. Доказательством этого постулата служат десятки и сотни современных выставок художников-концептуалистов, создающих инсталляции из стройматериалов, сантехники, жестяных банок.

На лекции наглядным примером, прокомментированным Дмитрием Большаковым, стал информационный сюжет об одном из арт-проектов, где в качестве сувениров или произведений искусства участникам дарили тюбики от использованных красок, закрепленные на шнурке. Еще несколько перфомансов продемонстрировали понимание современного мира через движущиеся предметы, живую мимику обезьяны, бьющегося головой о стенку парня... В рамках лекции оценок не давали, просто говорили о данности.

Для понимания сути современного искусства, среди прочих, художники-эксперты обозначили и такую установку: любой человек может стать художником, для этого ему не нужно красок и других материалов, используемых живописцами прошлого. Время великих творцов-одиночек ушло. Сегодня толпа сама хочет творить.

Художник больше не певец, а скорее запевала. Его задача – организовать художественное пространство, где люди могли бы в режиме интерактивности создавать собственные или коллективные произведения.

Да и технический прогресс внес свою лепту в массовость искусства. Фотоаппараты, видеокамеры давно стали доступными. А уж телевидение, захватившее львиную долю информационного пространства, предлагает и даже навязывает всевозможные формы приложения творческих усилий, например, в рамках шоу, таких, как «Минута славы».

Но невольно встает встречный вопрос, не менее провокационный, чем умозаключения, безусловно, сведущих экспертов: а искусство ли все это? И действительно ли столь незначительна личность живописца, если острогожцы навскидку назовут имена современных художников-земляков, чье творчество знают и ценят? Понятно, каждому времени – свое.

Однако если совсем размыть границы, то люди, владеющие искусством вождения, мытья посуды, подметания улиц, могут с полным основанием провозгласить себя художниками. Конечно, такой аргумент – крайность, но не меньшая показа накарябанных геометрических фигур в грязных потеках, их автор говорит: «Я так вижу».

Не думаю, что у зрителей подобное вызовет больше эмоций, чем картины «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» Федора Бронникова и «Иуда Искариот в Гефсиманском саду» Ильи Репина, представленные в Острогожской картинной галерее. Искусство тех же Серова, Врубеля, Поленова, Васнецова – это воображение, фантазия и виртуозная профессиональная техника исполнения. Их позиция: «Я так умею» (или «Попробуйте сделать лучше»).

А вот стремление масс к творческому поиску и самовыражению – явление замечательное и прогрессивное. Главное – суметь отделить самодеятельность, приносящую людям немалую пользу и удовольствие, а также маркетинг, от искусства.

Споры же по этому поводу не новы, но всегда актуальны и интересны.

город Острогожск.

Автор: Евгения Изотова

Источник: «Коммуна», № 187 (25618), 17.12.2010г.


Возврат к списку