Поиск по сайту:
20.12.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
19.12.2024
Регулирование рекламной деятельности.
18.12.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
17.12.2024
Государственный кадастровый учет
16.12.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Звено 866 ИАП. В центре – старший лейтенант Докучаев Сергей Андреевич
Валентин КОТЮХ,
Многие жители Воронежа и не знают сегодня, что члены клуба «Риф» подняли из воды пять танков двенадцать самолетов. Находки клуба заняли достойное место в музеях страны. Восстановленные умелыми руками рабочих, застыли на постаментах штурмовик Ил-2 – на площади Авиастроителей в Воронеже, танк Т-34 – на Щученском плацдарме в Лискинском районе Воронежской области, танк Т-26 – на Поклонной горе в Москве. Найденный «рифовцами» Ил-2 представлен в экспозиции Смитсоновского музея в Вашингтоне (США). А недавно в заполярной тундре на Кольском полуострове они подняли из озера редкий самолет. Истребитель Харрикейн с номером Z 5252. Это подарок английских летчиков своим советским коллегам. Уникальность самолету придает и то, что это единственный самолет, который не купили у англичан за золото. Ныне самолет помещен в Музей техники Вадима Задорожного в Подмосковье.
«Рифовцами» раскрыты сотни неизвестных страниц боев за воронежский край, возвращены из небытия подвиги героев Отечества.
На фотографии изображено звено старшего лейтенанта Сергея Андреевича Докучаева. Он сидит в центре, а вокруг сержанты, вчерашние выпускники ускоренных курсов летчиков. Эта фотография сделана в городе Рассказово Тамбовской области перед отправкой на фронт весной 1942 года. Красивые, спокойные, открытые лица летчиков, внимательный и в т оже время задумчивый взгляд четырнадцати пар глаз. Кто они? Пока известны только имена Докучаева и сержанта Ильи Николаевича Шешени (второго слева в верхнем ряду). В начале лета 2015 года поисковым клубом «Риф», который сейчас является филиалом ВРОО ИППО «Дон» Михаила Сегодина, в районе Дальнего бора, были найдены остатки погибшего самолета. Поисковики подняли из болота казенную часть пулемета ШКАС, оторванную лопасть винта, детали двигателя, в том числе регулятор оборота Р-7 с четким номером мотора 225-415, фрагмент капота двигателя с номером самолета 1468, гидроцилиндр уборки хвостового колеса, фрагменты оборудования пилотской кабины (шкалу компаса, фрагменты фюзеляжа и крыльев), обрывки гимнастерки.
По архивным данным, истребитель «Як-1» № 1468 (двигатель М-105П № 225-415), входил в состав 207 ИАД 866 ИАП. Самолет пилотировал командир эскадрильи старший лейтенант Сергей Андреевич Докучаев, родившийся в 1913 году в селе Елово Кировской области. Поисковики нашли сына пилота Станислава Сергеевича Докучаева, который рассказал, что родился в 1940 году в Вильнюсе, где находилась воинская часть отца. В Литве летчик Сергей Докучаев принял свой первый бой с фашистами. Фронтовые дороги привели пилота в 866-й истребительный авиационный полк. Отсюда в семью приходили последние письма. В конце лета 1942 года супруга Нина Ивановна получила письмо от его командира, в котором тот сообщил, что Докучаева направили в ночную разведку, из которой летчик не вернулся.
Судьбы летчиков полка удалось проследить по донесениям, боевым журналам 207-й, 288-й ИАД, наградным листам хранящихся в архиве МО России.
Документы рассказали, что 866-й истребительный полк формировался в городе Рассказово Тамбовской области в 6-м запасном истребительном авиационном полку Героя Советского Союза майора Чистякова Виктора Феофановича. Командир запасного полка отличился в боях на реке Халхин-Гол, где в 1939 году получил высшую награду страны. Кроме сбитых самураев на счету командира был захваченный в плен майор японских ВВС с самолетом, которого тогда еще старший лейтенант Чистяков заставил сесть на русский аэродром.
О его ратном труде по подготовке летчиков-истребителей в годы войны практически ничего не известно. Единственный очерк «Гнездо орла» написал Алексей Новиков-Прибой. Своим читателям он сообщал: «О Герое Советского Союза Викторе Феофановиче Чистякове я много слышал. О нем говорили, как о летчике в совершенстве постигшем свое мастерство, как о прекрасном командире и чутком товарище. Летную школу, начальником которой он был, называли «Гнездом орла». Мне очень хотелось встретиться с этим человеком, и наша встреча произошла в небольшом городке черноземной полосы России. …Тамбовские колхозники собрали средства, на которые были закуплены самолеты для авиаполка. Все летчики на этих самолетах были учениками Чистякова. На фронте они сбили семьдесят три фашистских самолета, потеряв при этом только четыре своих».
В учебном полку учили летать на разных типах самолетов. От обыкновенных По-2 до «яков» и «лаггов».
Летчики-инструкторы в совершенстве владели самолетом, имели боевой опыт, проходили стажировки на фронте в полках, где воевали их ученики.
Так, инструктор младший лейтенант Иван Петрович Семенкин, находился на стажировке в 866-м ИАП. В октябре 1942 – январе 1943 года. 27 декабря 1942 года вместе с другим летчиком он сопровождал шесть штурмовиков на выполнение задания командования в районе станицы Морозовская. Самолеты, не долетев до цели, встретили три группы истребителей противника. Зоркий глаз летчика увидел на высоте 800 метров пять МЕ-109, семь немецких истребителей прятались на высоте 1700 метров, а самая многочисленная группа, состоящая из девяти самолетов, мечтала сбить незащищенные «илы» на высоте 2100 метров. Семенкин вместе с ведомым атаковал девять «мессершмиттов». В первой атаке сбит его товарищ. Один против 21-го «мессершмитта» он дрался 30 минут. Используя летное мастерство пилота-инструктора, он сумел сбить пять и подбить два немецких стервятника. Разъяренным фашистам удалось зажечь самолет героя. Объятую пламенем машину Семенкин, преследуемый двумя «мессерами», сумел посадить на своей территории.
Командованием полка он был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист прошел долгую череду согласований прямых начальников. Командиры 267-й штурмовой дивизии Коломейцев и 17-й воздушной армии Красовский ограничились ходатайством на орден Красного Знамени, но командующий фронтом Ватутин поддержал командира 1-го САК Шевченко и летчика наградили орденом Ленина. Почему летчик не стал Героем Советского Союза, не известно. Этот подвиг остался незамеченным у нас в стране, а он стоит в одном ряду с геройством летчика Александра Горовца, сбившего на Курской дуге девять вражеских самолетов.
Под стать учителям были и их ученики. Воспитанник полка сержант Иван Федорович Луговенко за три месяца сбил десять самолетов фашистов. За его подвигами следили в запасном полку, в донесениях называют Луговенко Героем Советского Союза, но высокое звание ему присвоено не было. Погиб герой в воздушном бою над своим аэродромом. Фашисты подстерегли его и сбили при посадке, когда он возвращался домой с пустым боекомплектом и с баками без бензина. Посмертно пилот представлен к ордену Ленина, но награжден орденом Отечественной войны II степени, хотя за десять сбитых врагов тогда давали звание Героя.
Мы останавливаемся на этих примерах еще и потому, что первые боевые вылеты Семенкин и Луговенко сделали с аэродрома у села Малая Грибановка Грибановского района. Здесь также начал свой путь в составе 866-го ИАП будущий Герой Советского Союза Сергей Авдеевич Бурназян, сбивший 22 стервятника лично и два в группе. Он погиб 15 апреля 1943 года от осколка во время бомбежки эшелона с летчиками, ехавшими за новыми самолетами у разъезда 235-й км между станциями Дугинка и Хреновое Бобровского района Воронежской области. Похоронили его боевые товарищи в Борисоглебске, но, к сожалению, летчик до сих пор не увековечен в городе.
Но вернемся к весне 1942 года. Командиром полка назначили капитана Жидкова Петра Трофимовича, родившегося в 1907 году в городе Челябинске. Под руководством опытных инструкторов летчики овладевали новыми истребителями ЯК-1. После нескольких месяцев учебы личный состав истребительного полка вылетел на Брянский фронт, где вошел в состав 207-й истребительной дивизии полковника Михаила Григорьевича Мачина, куда прибыл 4 июня 1942 года.
Первое боевое задание полк получил 9 июня. Перед летчиками ставилась задача патрулировать и изучать район боевых действий по маршруту Ульянов-1 – Горбачёво – Белёв – Вязов – Плавск. Населенные пункты входили в Тульскую область. После этого каждый день в воздух поднимались эскадрильи, звенья, которые совершали в день от пяти до двадцати одного вылета.
17 июня полк ведет разведку войск противника в полосе дивизии, защищает от врага свой аэродром, идет наперехват вражеских самолетов. За день летчики совершили десять вылетов. В одном из вылетов полк понес первые потери.
В полете над аэродромом столкнулись в воздухе капитан Жидков и сержант Седых Михаил Федорович, из села Машорск Красноярского края. Командира полка и его летчика похоронили на кладбище села Спасское Калужского района Тульской области недалеко от аэродрома.
Командовать частью до декабря 1942 года пришлось тридцативосьмилетнему капитану Николаю Николаевичу Евсееву, который в Красной армии служил с 1926 года.
23 июня летчики полка провели успешное сопровождение штурмовиков ИЛ-2 на уничтожение вражеских самолетов на Брянском аэродроме. Восемь самолётов совершили 13 боевых вылетов и вернулись без потерь.
На следующий день двенадцать штурмовиков повторили атаку на аэродром. Их прикрывали пять яков. Удалось выяснить, что за штурвалом трех истребителей находились заместитель командира эскадрильи, штурман лейтенант Валентин Павлович Глазков, командир звена младший лейтенант Владимир Алексеевич Середин и пилот младший лейтенант Георгий Кузьмич Пантюхин. В небе над вражеским аэродромом наши истребители отвлекли на себя действия зенитной артиллерии, подавляя ее огневые точки, а штурмовики уничтожили на земле 20 самолётов и 15 вывели из строя.
В этот же день сбили первого немца. В боевом журнале 207-й авиадивизии появилась запись: «24 июня в районе Багриново на высоте 2500-3000 метров старший лейтенант Жило (866 ИАП) и старший лейтенант Александр Михайлович Салов (263 ИАП) сбили в воздушном бою один МЕ -109, который упал в этом районе. Потерь нет».
Командир эскадрильи капитан Александр Сергеевич Жило был одним из результативных летчиков полка летом 1942 года. Скупые строчки наградного листа, представляющего его к ордену Красного Знамени, рассказали, что родился он в Харькове в 1913 году, член ВКП(б) с 1941года. После окончания семи классов поступил 9-ю военную авиашколу в 1934 году, которую окончил в 1936-м. Войну встретил на северо-западном фронте, где до ранения сбил три фашистских бомбардировщика. После излечения его назначили командиром эскадрильи.
За короткий срок летчики эскадрильи выполнили 230 боевых вылетов. В одиннадцати воздушных боях уничтожили девять самолётов противника. Сам командир эскадрильи за этот период сделал 42 боевых вылета и сбил лично пять вражеских истребителей.
На следующий день, 25 июня, в районе Шашкино произошёл воздушный бой, в котором участвовали два «мессершмитта», и Фокке-Вульф F-190 с немецкой стороны и два ЛаГГ- 3 и два ЯК-1 с нашей. Бой происходил на высоте 2800 - 600 м течение 17 минут.
Фашисты пытались оттянуть наших летчиков на свою территорию. Для этого они применяли вертикальные фигуры. Наши пилоты атаковали противника на левых виражах парами, навязывая непрошенным гостям свою волю. Смелым манёвром и взаимовыручкой летчики 263-го ИАП старший лейтенант Вячеслав Касимович Ильин и старший сержант Михаил Федосеевич Мальченко сбили по истребителю.
Заместитель командира эскадрильи 866-го ИАП лейтенант Николай Антонович Роев подбил фашиста, который с дымящейся мотором ушёл со снижением на свою территорию. Совместные бои истребителей разных полков были частыми. Полки нередко дислоцировались на одних аэродромах и выполняли общие задачи.
Рвавшиеся к Воронежу немецкие дивизии заставили командование перевести полк на аэродром в район города Усмань.
Певрого июля 1942г. совместной штурмовкой с ИЛ-2 на аэродроме Орел уничтожено четыре бомбардировщика противника. В районе цели старший лейтенант Жило сбил МЕ-109. В этот день 12 самолетов совершили по два боевых вылета. В бою полк потерял старшего сержанта Стригуль Владимира Сергеевича. У двадцатидвухлетнего летчика в Рассказово осталась молодая жена Макарова Евдокия Иосифовна.
Второго июля шесть самолётов ведут разведку немецких войск. Они установили, что «по дороге Орёл - Болхов движется 70 автомашин. От Болхова на Рубцово движение 10 автомашин. На станции Березовка находится один железнодорожный эшелон в 25 вагонов». По данным разведки, полетели ПЕ-2 бомбить цели. После бомбежки наблюдались пожары.
Пятого июля десять Як-1 выполнили 27 боевых вылетов. Летчики прикрывают наши войска, дерущиеся в районе Воронежа, Подклетного. Ведут разведку переднего края. Докладывают о подходе немецких резервов из Касторной и Нижнедевицка, вылетают на перехват немецких самолетов. В этот день не вернулся на свой аэродром пилот из города Вольска младший лейтенант Коноплянников Иван Сергеевич. Ему еще не исполнилось 25 лет.
Восьмого июля –13 боевых вылетов. Пилоты прикрывают командный пункт фронта и железнодорожный перегон Тресвятская и Отрожку. Выполняя боевое задание, в воздушных боях сложили голову за чистое воронежское небо двадцатидевятилетний командир эскадрильи старший лейтенант Докучаев Сергей Андреевич, командир звена старший сержант Смирнов Виктор Павлович, родившийся в Астрахани в 1915 году. Сбиты фашистами полтавчане младший лейтенант Карчемаха Андрей Илларионович и сержант Котов Иван Степанович. Им было 24 и 22 года от роду.
В этот день тяжелое ранение руки получил лейтенант Николай Роев. Его самолет был подбит. Фашисты вывели из строя мотор и систему выпуска шасси, но летчик проявил исключительную находчивость и спас самолёт, который посадил на своей территории. Роев родился в 1920 году в городе Красноармейск Донецкой области. В Красной армии – с 39-го года. Закончил Чугуевское летное училище. Воевал на Брянском фронте в 41-м году, потом на Воронежском фронте, а затем Юго-западном фронте. В 13 воздушных боях сбил семь вражеских самолетов. За эти дела он награжден орденом Красного Знамени. Погиб в районе Ворошиловграда в феврале 1943 года.
Из погибших в этот день летчиков полка в 1951 году выяснилось, что сержант Котов остался в живых. Других сведений не найдено.
11 июля пять «яков» полка прикрывает наземные войска в районе Рамонь, Подгорное, Отрожка, сопровождает наши штурмовики в район Хвощевка, Благовещенка, Губарево. Ведут разведку противника. Летчики докладывают, что в Гремячьем, Устье разбиты две переправы. В Семилуках находится пять переправ. В воздушном бою в районе Ямное летчики Середин, Морозов и Павленко сбили три немецких истребителя МЕ-109.
Командир звена младший лейтенант Владимир Алексеевич Середин родился в июле 1917 года в городе Борисоглебске, член ВЛКСМ с 36-го года. После окончания восьми классов поступил в Борисоглебскую школу имени Чкалова, которую окончил в 1940 году. После тяжелого ранения в августе 41-го года и выздоровления с июня 42-го года он в должности командира звена 866-го ИАП. Здесь он получил первую награду – медаль «За отвагу».
За годы войны Владимир Середин выполнил 606 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника. Стал Героем Советского Союза. Награжден пилот орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и медалью «За отвагу». Майор Середин погиб в авиакатастрофе 6 апреля 1945 года в Венгрии. Среди учеников Середина – дважды Герой Советского Союза Александр Иванович Колдунов, сбивший лично 46 фашистских самолетов, впоследствии Главнокомандующий войск ПВО СССР, Главный маршал авиации.
В этом бою погиб однокурсник Середина по Борисоглебскому училищу заместитель командира эскадрильи лейтенант Глазков Валентин Павлович, который родился в 1917 году в Орловской области в деревне Запуски. С июля 1941 года сражался на фронте. Под Воронежем произвел более 40 боевых вылетов.
12 июля в течение дня летчики на четырех оставшихся исправными самолетах ведут разведку противника на переправах через Дон, прикрывают наземные войска в районе Подклетное, Отрожка. Сопровождает Дуглас до Борисоглебска. Ими выполнено семь боевых вылетов.
В районе Воронежа внезапно из-за облачности наши истребители атакованы группой «мессершмиттов». В завязавшемся воздушном бою сбиты лётчики двадцатичетырехлетний москвич сержант Синьков Михаил Михайлович и командир звена младший лейтенант Пантюхин Георгий Кузьмич, который вскоре вернулся в часть.
14 июля три самолета, оставшиеся от полка, ведут разведку войск противника, его переправ через Дон, прикрывают войска в районе Подгорное, Рабочий посёлок, сопровождают самолёты ИЛ-2 к Семилукам. Летчики, выполнившие семь боевых вылетов, докладывали: «...на южной опушке леса севернее Семилуки до пяти точек зенитной артиллерии, у железнодорожного моста до двух батарей зенитной артиллерии, от Семилук до Землянска двухстороннее движение автомашин». Выполняя задание, тяжело ранен в руку и ногу лейтенант Иван Прохорович Павленко.
15 июля летчики и техники восстанавливают самолеты. 16-18 июля оставшиеся два самолета, выполняя за день от четырех до восьми боевых заданий, сопровождают наши штурмовики в район Коротояка, к селам Солдатское, Прилепы, Девица. От бомб взрываются склады, создано 17 очагов пожара, подавлены огневые точки врагов.
Командование принимает решение передать действующие и находящиеся в ремонте самолеты вместе с летчиками в 176-й ИАП, у которого тоже осталось боеспособных два Миг-3.
В 176-й истребительный полк перешли: капитан Жило Александр Сергеевич, лейтенант Стрельцов Иван Иосифович (за его плечами было 13 проведенных боев и два сбитых фашиста ДО-215, МЕ-109), младший лейтенант Пантюхин Георгий Кузьмич, сержанты Шешеня Илья Николаевич и Морозов Михаил Иванович (погиб 12.08.1942) и начальник связи капитан Соколов Михаил Андреевич.
Остальные пилоты летной части выехали за новыми самолетами. Полк формировался в 8-м запасном авиационном полку на аэродроме «Багай-Барановка» (Сенная) в Вольском районе Саратовской области.
Вернулся полк на воронежскую землю в конце октября 1942 года. 31 октября 26 самолетов ЯК-7б прибыли в состав 288-й авиационной дивизии. На аэродроме вблизи села Малая Грибановка летчики продолжают учебную и боевую подготовку вместе с 897-м ИАП. Перерывы в полетах происходят только из-за отсутствия горючего.
Третьего ноября полк прибыли молодые летчики. Через несколько дней приходит приказ о передислокации на аэродромы ближе к Сталинграду.
Десятого ноября 1942 года на аэродроме «Малая Грибановка» произошла авиакатастрофа.
В 9.30 две двойки ЯК-7б, ведущий группы младший лейтенант Иван Петрович Семенкин сопровождали бомбардировщики ПС-84 (Ли-2) по маршруту Малая Грибановка – аэродром «Глушица». Ведущий пары заместитель командира эскадрильи Кокин Николай Иванович, призывавшийся Подольским РВК, на третьем развороте дал резко крен, перевернул самолет вверх колесами, сделал бочку, потерял скорость и упал на землю. Самолет разбит, а летчик погиб. Вместе с ним во второй кабине находился наш земляк из села Алферовка Новохоперского района механик Подин Иван Михайлович. Смертельно раненного двадцатипятилетнего механика вытащили из обломков самолета и отправили в госпиталь ЭГ №1911 в Большую Грибановку, где он и умер. Награжден он медалью «За оборону Сталинграда».
В это время пристраивался к ведущему Кокину пилот сержант Подгорцев Николай Сергеевич. Девятнадцатилетний летчик родился в Московской области Озерском районе в деревне Чиликино. Его самолет тоже резко развернулся и с высоты 70 метров сорвался в штопор и врезался в землю. Вместе с летчиком погиб одессит, авиационный моторист сержант Кофман Моисей Яковлевич. Причиной гибели стали потеря скорости и нарушение центровки самолетов, вызванное перевозкой механиков. Летчики, летая по кругу, в ожидании взлета бомбардировщиков снизили скорость. Самолет с нарушенным центром тяжести и малой скоростью становился неуправляемым, заваливался и разбивался.
Долгое время могила летчиков была безымянной. К 65-летию Великой Победы по инициативе учащихся Малогрибановской школы, которые восстановили имена героев, сельская администрация установила на месте захоронения (на территории сельского кладбища) памятник. На мраморе высечены имена летчиков.
866-й ИАП в дальнейшем принимал участие в Сталинградской битве, в освобождении Донбасса, изгонял оккупантов из Украины. За героизм и мужество ему присвоено почетное наименование Измаильский. Воевал он в Югославии, Румынии, Венгрии. Закончил войну в Австрии.
Среди людей, занимающихся историей, полк еще называют «неудачливым» за потери, понесенные в самолетах и среди личного состава в первые месяцы боев за Воронеж. Но это не совсем так. Боевой путь полка очень похож на истории других частей, сражающихся в небе в летние месяцы 1942 года. Именно они изменили ход битвы в воздухе. Погибая, пилоты тащили за собой фашистов. Благодаря ним было завоевано превосходство в воздухе. Своей кровью, уничтоженными врагами летчики внесли свою лепту в битве за Воронеж.
Проезжая мимо самолета Миг-21, который установлен на улице Космонавтов, многие воронежцы и гости столицы Черноземья воспринимают его только как достопримечательность города, а ведь он еще установлен в память о защитниках воронежского неба.
Может, настало время выбить имена не вернувшихся с боевых заданий пилотов у пьедестала обелиска. В столице Военно-Воздушных сил, которой наш город стал с переводом сюда Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, необходимо это сделать. Павшие пилоты заслужили, чтобы их помнили.
Выпуск Борисоглебской школы летчиков 1940 г. Ее окончили
Герой Советского Союза Владимир Алексеевич Середин и Валентин Павлович Глазков
Герой Советского Союза Середин Владимир Алексеевич
Иван Петрович Семенкин, сбивший пять и подбивший два МЕ-109 в одном бою
Лейтенант Глазков Валентин Павлович
Сержант Иван Луговенко
Шешеня Илья Николаевич (послевоенное фото)
Памятник летчикам в селе Малая Грибановка