Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





«Я слышу звоны лучших песен…»

21.06.2017

«Я слышу звоны лучших песен…»

Собирая материалы для антологии текстов, опубликованных в «Коммуне», мы изучали подшивки газеты за всю её историю, хранящиеся в Государственном архиве Воронежской области. В подшивке за 1929 год обнаружилось несколько номеров приложения – того самого, современную версию которого вы сейчас держите в руках.

Виталий Черников

Только называлось оно не «Воронежская неделя», а просто «Неделя». И выходила с подзаголовком: «Литература. Искусство. Кино. Театр. Наука. Техника». «Цена отдельного номера 5 коп., с приложением «НЕДЕЛИ» 7 коп.» – сообщалось на первой полосе главной газеты Центрально-Чернозёмной области.

Один из сохранившихся в архиве номеров «Недели» вышел накануне первомайских праздников и открывался стихами Вен.Богатырёва «О весне». Начинается оно констатацией:
Мы часто пишем о весне
В таких примерно выраженьях:
«Пришла весна.
А вместе с ней –
И радости, и наслажденья…»
Затем автор признаётся, что подобный лирический взгляд на весну (да, наверное, и на другие времена года) ему не очень близок:
И я весне сегодня рад,
И я весну ценю не меньше,
Но только сказочный наряд
Я лучше б увидал у женщин.
Пускай их носят,
А весне
Совсем не нужен облик фата.
Мы лучше потолкуем с ней
О качестве суперфосфата.
«Ко времени образования ЦЧО в Воронеже на литературном горизонте маячили лишь домашний кружок профессора ВГУ Павла Загоровского да группа журналистов «Коммуны», выпускающих с соответствующей периодичностью литературное приложение «Неделя», – особо отмечает в своей недавней статье «Воронежский Союз писателей: испытание Мандельштамом» Дмитрий Дьяков. Печатались – порой даже на первой полосе – и тексты, авторам которых хотелось говорить не только о качестве суперфосфата. Вот начало «Весенних мелодий» Георгия Воскресенского:
На плесневеющем лугу
Туман съедает
Накипь снега,
И вдаль, как прежде,
не бегут
Следы от лыжного пробега.
Перед просторами полей
Приют домашний хмур и тесен.
Я слышу звоны лучших песен
И крики серых журавлей.
Впрочем, публиковались здесь не только художественные произведения (или то, что считалось ими). И не только пропагандистские передовицы. В частности, вызывают определённый интерес фотографии, по которым теперь можно получить некоторое представление о том, как выглядел Воронеж в эпоху великого перелома. Есть снимки, сделанные (вероятно, Константином Михнюком) в дни официальных советских празднеств, но по соседству – репортаж о половодье. Иллюстрирует его фотография, на которой запечатлён разлив реки Воронеж (в воде отражается старая церковь, и какую-либо политику в этой фотографии никак не усмотришь).

Истории газеты была посвящена статья Виктора Силина, опубликованная в «Воронежской неделе» 3 декабря 2008 года. Поводом для публикации послужила 80-я годовщина со дня выхода самого первого номера. «Первым редактором приложения стал член редколлегии «Коммуны», замечательный очеркист, а впоследствии прозаик Пётр Николаевич Прудковский», – рассказывается в статье. Далее упоминается о том, что «частенько свои стихи для еженедельника предлагал Прудковскому другой «коммуновец», и тоже очеркист, а впоследствии – известный поэт, Павел Кустов. Ранняя поэзия Павла Петровича увидела свет именно в «Неделе».

Сотрудничал с газетой и такой известный впоследствии автор, как Владимир Кораблинов.

И хотя большинство местных литераторов, чьи стихи и рассказы попали в первые номера приложения к «Коммуне», не оставили особого следа в истории отечественной словесности, это издание, безусловно, весьма интересно для исследователя местных культурных процессов, и не только как «документ времени».

Источник: газета «Воронежская неделя», № 1 (2221) 21 июня 2017г.


Возврат к списку