Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Отзвуки ушедшего времени

14.12.2017

Фестиваль | Героями МАНДЕЛЬШТАМФЕСТа, кроме поэта, стали те, кто окружал его в Воронеже

Из той части программы фестиваля поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ, которую я видела, самой значимой, на мой взгляд, стала лекция Дмитрия Быкова «Сергей Рудаков – соперник и спутник Мандельштама». Блестящий оратор, Быков обладает фантастической образованностью, легкостью в подаче материала и обаянием личности.

Людмила РОМАНОВА
театровед

Он говорит практически без пауз, без запинок и, разумеется, без листочков текста. Лекция не сопровождалась никаким видеорядом, что не мешало ей быть интересной.

Быков ярко обрисовал образ Рудакова, «маленького Сальери», как выразился кто-то из исследователей творчества Мандельштама. Это, конечно, собственный взгляд, как всегда у Быкова, и кто-то может быть с ним не согласен. Что ж, пусть он попробует так же блистательно доказать свою точку зрения. Версия Быкова, что если бы Рудаков так мучительно не пытался превзойти Мандельштама в поэзии, он смог бы стать прекрасным литературоведом, интересна и вполне правдоподобна. Имя Рудакова осталось в истории литературы прежде всего потому, что он разделил с Мандельштамом воронежскую ссылку, записывал и комментировал споры с ним.

А после состоялся поэтический вечер самого Дмитрия Быкова. Эмоциональный накал был велик, он как будто совсем не устал после лекции. В стихах он нежен и открыт, ироничен и грустен. Но в ответах на вопросы занимает наступательную позицию. Скажем, на вопрос «Кого вы цените из воронежских поэтов?» заявил: «А я вот сейчас прочту вам стихотворение, а вы угадайте, кто это». И прочел стихотворение С.Маршака о сирени, а голос его предательски дрожал. Даже слезы выступили, и на миг он показался таким беззащитным! В общем, владение аудиторией полное.

Вторая лекция «Наталья Штемпель и воронежский архив Осипа Мандельштама», прочитанная Еленой Алексеевой (Принстон, США), не выглядела столь блистательной, зато видеоряд включал в себя страницы знаменитых «Воронежских тетрадей» – часть мандельштамовского архива, переданного вдовой поэта в библиотеку Принстонского университета США, где хранится до сих пор. Страницы рукописи, конечно, впечатлили. Горько сознавать, что они хранятся на чужбине. Впрочем, Елена Алексеева рассказала, что после её визита в Воронежский литературный музей возникла идея найти возможность предоставить ему сканы рукописей.

Внимание моё привлек еще проект – эскиз спектакля «Камень Осипа» – главным образом потому, что автором его выступил молодой режиссер Дмитрий Волкострелов, о котором сейчас много пишут, называя изобретателем нового театрального языка. Увы! Если полное отсутствие режиссуры и сценографии, абсолютная невнятность сюжета, монотонное, никак эмоционально не окрашенное произнесение текста актерами Камерного театра называется новым театральным языком, то лично мне такой театр неинтересен.

Кстати, во время невыносимо длинных пауз на стене появлялись надписи: «Кому неинтересно, может покинуть зал». Но зрители у нас вежливые, и этому совету мало кто последовал. Я допускаю, конечно, что режиссер не смог заразить актеров своей идеей, чтобы они донесли её до зрителя; может, в столице у него лучше получается, но у меня все время крутилось в голове: «А не голый ли у нас король?» Сам режиссер произвел впечатление интеллигентного человека, неспособного на какое-либо безобразие. Так что я осталась в полном недоумении.

Если бы возник вопрос, а нужны ли подобные фестивали, я бы обеими руками проголосовала «за». Потому что это питательная среда для новых идей, это возможность послушать стихи, музыку, поспорить – всё, без чего не существует искусства.


Дмитрий Быков. Фото Ангелины Гавриловой.

Источник: газета «Коммуна» | №99 (26743) | Пятница, 15 декабря 2017 года



Возврат к списку