Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





К морским глубинам не привыкать

15.03.2018

К морским глубинам не привыкать

Гость «Коммуны» | 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Именно в этот день, 112 лет назад, император Николай II ввёл в состав Военно-морского флота новый класс боевых кораблей – подводные лодки

Сегодняшний гость «Коммуны» – Почётный гражданин Воронежа, председатель Воронежской региональной общественной организации «Колыбель Русского флота» контр-адмирал в отставке Николай ЕРМАКОВ. Двадцать шесть лет своей жизни он отдал подводному флоту. За плечами – одиннадцать боевых служб и преодоление тысячекилометровых океанских просторов. Если всё подсчитать, то за службу наш собеседник провёл под водой около пяти лет. За успешное выполнение заданий он отмечен многими наградами, среди которых ордена Красная Звезда, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медаль «За боевые заслуги». Во многом благодаря Николаю Васильевичу, атомный подводный ракетоносный крейсер К-119 Северного флота обрёл имя «Воронеж». В апреле нынешнего года исполнится 25 лет, как Воронеж шефствует над экипажем гвардейской субмарины.
Мы попросили нашего собеседника вспомнить, как зарождалась эта дружба.

– Для этого необходимо вернуться в 90-е годы прошлого столетия, – начинает наш разговор Николай Васильевич. – Политический и экономический кризис привёл к распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств. Кризисные процессы, происходившие в стране, негативно отразились на армии и флоте. Пошли бесконечные задержки денежного довольствия личному составу, с каждым годом всё меньше выделялось средств на ремонт подводных лодок, казарм. Резко сократились выходы в море, что отрицательно влияло на боевую подготовку и отработанность экипажей. В конце апреля 1993 года, приехав в отпуск к родителям, я пошёл на поклон к тогдашнему губернатору Воронежской области Александру Ковалёву. К тому времени я уже был в звании контр-адмирал, занимал должность начальника штаба эскадры атомных подводных лодок. Обрисовав непростую ситуацию, предложил одну из подводных лодок назвать «Воронеж». Он одобрил эту идею.


Фото Михаила Вязового.

Инициатива была поддержана и городской администрацией, и командованием ВМФ. Вскоре субмарина получила название в честь города, а с её экипажем были установлены тесные шефские связи. Моряков навещали делегации, привозили подарки, организовывали концерты, на подводную лодку стали приходить на срочную службу воронежские ребята. В то непростое для страны время такая поддержка имела особое значение.

– Николай Васильевич, как так получилось, что вы, человек, выросший в крестьянской семье, вдали от моря, выбрали профессию подводника?

– Может, потому, что в посёлке Утренняя заря Воронцовского района Воронежской области, где я родился, было четырнадцать водоёмов. Сегодня, к сожалению, нет уже этого посёлка, а из прудов осталось только два. А если серьёзно, то стать военным моряком, извините за банальность, хотел с детства. В Советском Союзе несколько поколений мальчишек выросло на книгах и фильмах, в которых был заложен такой заряд патриотизма, что хотелось походить на героев, чья жизнь и подвиги совершены в море и на суше. На выборе профессии сказались и рассказы отца-фронтовика Василия Фёдоровича. Он прошёл всю войну: от первого залпа до победного салюта. Первый бой отец принял под Брестом. Тяжёлое ранение надолго выбило его из строя. Он имел полное право комиссоваться из армии, но как коммунист наотрез отказался это делать. Продолжил воевать. Под Курском его вновь тяжело ранило. В родные края он вернулся в сорок пятом, победном. На сельском сходе избрали его председателем колхоза, которым отец руководил более двадцати лет.<

– Мечту сразу удалось осуществить?

– Да нет… Я рос в большой семье, где было четверо детей, рано потерял мать. Поскольку я был старшим, нужно было помогать родным. Поэтому, окончив школу в селе Гвазда Бутурлинского района, уехал на заработки в Воронеж. Устроился на авиационный завод, где работал сначала подручным, а затем кузнецом-штамповщиком. Одновременно учился на вечернем отделении механического факультета технологического института.

Через год, когда брат и сестра поступили в техникумы, отцу стало проще, и я отправился в Ленинград. Несмотря на большой конкурс – двенадцать человек на место – успешно сдал экзамены и поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе на штурманский факультет. После окончания училища в 1971 году меня направили на Северный флот для прохождения службы на ракетной атомной подводной лодке. Быстро освоился и вошёл в круг своих задач и обязанностей. Служить начал в должности командира электронавигационной группы штурманской боевой части. Впоследствии прошёл все ступени служебной лестницы: от командира группы до командира эскадры ракетных подводных лодок. Воинские звания капитана второго и первого рангов получил досрочно. В 39 лет стал контр-адмиралом.

– Ваша профессия с давних времён овеяна ореолом таинственности и романтики. Поскольку вы её знаете изнутри, что можете сказать о специфике этого вида военно-морской службы?

– Человека, выбравшего профессию подводника, отличают в первую очередь мужество, упорство, трудолюбие. Эта истинно мужская работа связана с риском для жизни, и она требует немалого терпения, взаимовыручки. Каждый выход в море – настоящее испытание на прочность. Месяцами необходимо находиться под огромной толщей воды, без солнечного света, привычных пейзажей, в небольшом замкнутом пространстве, где путается день с ночью. Выдержать такой рабочий ритм не каждому по плечу. Нигде, кроме как на подводной лодке, нет такой близости командира со своими подчинёнными. Здесь и матрос, и старшина, и командир чувствуют плечо друг друга. На командира смотрят как на человека, от которого зависит их жизнь, но и который при выполнении боевых задач может послать их на смерть.

В рыцарях подводных глубин писатель-маринист Николай Черкашин подметил ещё одну черту, которая присуща только им: «Профессия подводника – это нечто большее, чем умение защищать Родину. Её защищает и боец с ружьём. Это ещё и великая любовь к морю, к океану. Любовь почти платоническая. Очень трудно любить море, видя его разве что в перископ, ощущая его лишь по стрелкам приборов. Но именно так любят море подводники – из его глубины».

– Что собой представляет современная субмарина?

– Подводная атомная лодка – это сложный инженерно-технический комплекс. Чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника. Например, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» обладал рекордными габаритами. Длина гиганта превышала 170 метров, а ширина 23,3 метра, в высоту боевой корабль сравним с девятиэтажным домом. «Проживало» в нём 160 человек. Экипаж размещался в условиях повышенной комфортности. На лодке имелись салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова их число было сокращено до двадцати. Под водой крейсер развивал скорость до 25 узлов, что равно более 46 километрам в час. Лодки «Акула» стали существенным прорывом в повышении боеспособности отечественного подводного флота.

В 2013 году на вооружение Российского флота была принята первая стратегическая АПЛ проекта «Борей». По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как «Акула» – 170 метров. Глубина погружения – четыреста метров. Подводный ход – 29 узлов. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия обитаемости. Экипаж подводного судна – 107 человек, причём большая его половина – офицеры. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца.

Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Основное вооружение – 16 твёрдотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тысяч километров. К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Вся история Военно-морского флота убеждает: пока Россия обладает современным подводным флотом, она является великой морской державой. Это моряки убедительно продемонстрировали и в ходе контртеррористической операции против вооружённых формирований ИГИЛ (запрещённая в России организация).

– Расскажите об общественной организации «Колыбель Русского флота», которой вы руководите вот уже десять лет.

– Организация была создана нашими земляками, военными моряками запаса, в 1996 году. Когда я приехал в Воронеж в 2004 году, то сразу же стал членом этой организации. А 17 февраля 2007 года на отчётно-выборной конференции делегаты избрали меня её председателем. Организация объединяет более десяти тысяч человек. «Колыбель Русского флота» ведёт большую работу по поддержке ветеранов ВМФ, укреплению воинских традиций, патриотическому воспитанию молодёжи, повышению престижа Воронежа как города, с которым связано создание регулярного флота.

Кроме того, мы оказываем помощь кадетским классам, поддерживаем шефские связи с кораблями Военно-морского флота. Серьёзную работу по военно-патриотическому воспитанию воронежцев проводит капитан 2-го ранга в отставке Михаил Бобрешов, который вот уже 17 лет руководит Центром истории ВМФ. Михаил Дмитриевич здесь и директор музея, и экскурсовод, и архивариус в одном лице. Самые драгоценные экспонаты музея — личные вещи воронежцев, погибших на АПЛ «Курск» и «Комсомолец».

Пилотку, фотографии и стихи лейтенанта Вадима Зимина, служившего на «Комсомольце», передала в музей его жена Людмила. А вот изрядно размытое морской водой удостоверение личности, командировочное удостоверение, ключи от квартиры и мятая десятирублёвая купюра – всё, что было в карманах кителя 26-летнего Алексея Шевчука, когда его тело подняли со дна Баренцева моря. Алексей был одним из пяти воронежцев, которые погибли на АПК «Курск». Личные вещи Алексея и его погоны привезли в музей его родители, которые сейчас живут в Мурманской области. Они же передали в музей ещё один бесценный экспонат – фрагмент торпеды с атомохода «Курск».

Пользуясь возможностью, сердечно поздравляю ветеранов-подводников с праздником. Искренне желаю здоровья, благополучия, только полезных дел в интересах нашей родной Воронежской области и города воинской славы Воронежа.

Вёл беседу Валерий КАЗАНОВ.

Источник: газета «Коммуна» |№20 (26767) | Пятница, 16 марта 2018 года


Возврат к списку