Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Что проверит ВПР?

15.03.2018

Что проверит ВПР?

Педсовет | В будущий вторник для одиннадцатиклассников всей страны начнутся ещё одни испытания – Всероссийские проверочные работы. Так ли они необходимы?

Двадцатого марта Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки приступит к проверке знаний российских школьников. Именно на это нацелены Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они третий год подряд.

Тамара ГАШИМОВА

Новое или забытое старое?

Но если раньше работы писали ученики начальной школы и средних классов, то теперь к ним чиновники от образования присоединили и одиннадцатиклассников. Именно они в нынешнем году открывают череду всероссийских испытаний. Проверять усвоенный за годы учёбы материал будут по шести предметам. По тем, которые ребята не выбрали для сдачи в форме ЕГЭ. Перечень дисциплин определяет школа.

Итак, 20 марта для завтрашних абитуриентов пройдет ВПР по иностранным языкам, 21 марта – по истории, третьего апреля – по географии, пятого – по химии, десятого – по физике, 12 апреля – по биологии.

Следом в ВПР окунутся выпускники начальной школы. Им предстоит выполнить две части работы по русскому языку, затем – математику и окружающий мир. Пятиклассники продемонстрируют свои знания по русскому языку, математике, истории и биологии. Не миновала сия чаша и шестиклассников. На протяжении месяца – с 18 апреля по 15 мая — они должны в режиме апробации написать работы по математике, биологии, русскому языку, географии, обществознанию, истории.

– Так ли необходимо проводить ВПР в 11-м классе? Не помешает ли это подготовке к ЕГЭ? Нужны ли эти работы, если оценка за них не влияет на итоговую оценку и на перевод в другой класс? Как родители и ученики относятся к ВПР? – эти вопросы я адресовала воронежским педагогам.

– Да, в одиннадцатом классе можно вполне обойтись без ВПР, – считает директор гимназии №1 Борисоглебска Елена Агаева. – Дети уже на низком старте, все мысли о том, как хорошо сдать ЕГЭ. Но мы всё-таки приняли решение, что ребятам стоит написать работу по истории. Это тот предмет, который хорошо бы знать и лирикам, и физикам. По замыслу авторов идеи, ВПР – часть российской системы оценки качества. На мой взгляд, очередной перекос в нашей системе образования. Кто врал, завышал и приписывал оценки, тот продолжает это делать и сейчас. Статистика такая ежегодно имеется. В нашей гимназии специальной подготовки к ВПР не проводится. Убеждены, что качества знаний можно достичь только при системном подходе к образовательной деятельности. На том и стоим. Следовательно, результаты внутренней и внешней экспертизы примерно в одном диапазоне.


     Только цифры

С момента введения ВПР российские школьники выполнили около 17 миллионов проверочных работ. Результаты всероссийских проверочных работ, которые школьники Воронежа написали в 2017 году, показали следующее. Из 2133 второклассников пятёрки и четвёрки получили 90,5 процента, двойки – один процент. В пятом классе – 83 и четыре процента соответственно. В четвёртых классах наилучшие результаты достигнуты по математике – из 8395 участвовавших «хорошо» и «отлично» получили 87 процентов. По окружающему миру – 80 процентов.
Больше всего двоек по русскому языку — 2,3 процента, при этом четвёрок и пятёрок – 82 процента. У пятиклассников результаты гораздо скромней. Лучше всего знают биологию и математику — 70 и 68 процентов соответственно. Немного хуже знания по истории и русскому языку – 63 и 53 процента. И снова больше всего двоек по русскому языку.


Директор Бобровской средней школы №2 Наталья Гайворонская убеждена, что ВПР – объективная оценка уровня знаний на территории РФ по единому банку заданий.

Они позволяют увидеть то, как школа выглядит на уровне муниципалитета, региона и страны в целом.

– На основании полученных результатов ВПР принимаю определенные управленческие решения: по поводу эффективности технологий, применяемых педагогами, правильности выбора тех или иных методик работы с разными группами детей и так далее, – поясняет Наталья Ивановна. – Задания в работах составлены таким образом, что помимо проверки предметных знаний позволяют отследить уровень сформированности метапредметных результатов. Что касается оценок, то в настоящее время происходит переосмысление оценочной деятельности. Мы ориентируемся на уровень образовательных достижений учеников, на их продвижение относительно самого себя, а не на способность воспроизвести материал как можно точнее по отношению к заданному эталону. Сейчас очень важно развить глубокое понимание собственной ответственности у ребенка за свое образование.

В практике каждого педагога, в его методической копилке есть приёмы, позволяющие достичь этой цели. Еще хочу отметить вот какой момент: менталитет русского народа таков, что на каждый радар мы сразу же придумываем антирадар. Это происходит и с ВПР. Результаты проверки показывают эффективность деятельности каждой образовательной организации. И тут начинается «спасение утопающих»: учителя подсказывают детям, помогают, исправляют ошибки.

А это в корне неправильно. Мы не должны бросать им какой-то непонятный спасательный круг, стоя при этом на берегу. Наша задача – стараться учить их плавать.

И Елена Агаева, и Наталья Гайворонская констатируют: отношение к ВПР, как и ко всему новому, разное. По их мнению, существует некий закон первичного отторжения новой идеи, поэтому необходимо правильно разъяснять каждой категории участников положительные стороны данной процедуры. И здесь каждый педагог должен понимать, что он работает не на результаты ВПР, а на уровень образовательных достижений каждого ученика. Тогда и напряжения не будет.

«Это мы не проходили!»

Вот и Рособрнадзор на протяжении трёх лет успокаивает родителей: бояться ВПР – самую массовую оценочную процедуру в системе образования — не стоит. Пишутся они в своей школе, со своими педагогами. Полученная оценка не влияет на итоговую, на получение аттестата и на перевод в следующий класс. И вообще, это аналог министерских контрольных работ, которые писали советские школьники. Половина мам и пап, уяснив, что оценки за ВПР не способны испортить общей картины в дневнике и классном журнале, предпочли забыть эту аббревиатуру и всё, что за ней стоит, как дурной сон. Остальные же, пробив весьма ощутимую брешь в семейном кошельке, всё же запаслись дополнительной литературой, предназначенной для успешной подготовки к этим самым работам. Видимо, сработала привычка любую информацию, тем паче от официальной структуры, подвергать сомнению.


     Справка «Коммуны»

Рекомендуемое время проведения ВПР – второй-третий урок в школьном расписании; продолжительность – от одного до двух уроков. Работы выполняются по заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым критериям. Проверка работ участников ВПР осуществляется в день её проведения коллегиально педагогами школы, результаты вносятся школами в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.


Сын Анны Евстафьевой учится в шестом классе в одной из воронежских школ. О том, что ребятам предстоит писать ВПР, стало известно только в начале февраля. Родители кинулись покупать пособия для подготовки. К сведению, стоят они примерно по двести рублей каждое. Самые ответственные посмотрели разные пособия и отметили для себя, что определенный процент заданий вообще не знаком детям! Они по той или иной причине это вообще не проходили и не пройдут до начала работ. К тому же, в каждой школе свои учебники, а работа одинаковая для всех!

– А дальше еще интересней, – говорит Анна Евстафьева. – Детям в школе сказали, что ВПР – очень важная работа, что она повлияет на итоговые оценки. Но наши дети – современное поколение! Они залезли в Интернет и поняли, что учителя сказали им неправду. А значит, готовиться к проверке вообще не надо! Родители после такого также разделились на тех, кто организовал подготовку, и тех, кто не счел нужным её делать.

По нашей просьбе Анна Леонидовна просмотрела задания ВПР по ряду предметов. В частности, по истории нужно уметь анализировать иллюстрации к историческим событиям, исторические источники и архитектурные памятники, два из которых зарубежные, в черно-белом варианте. Подавляющая часть из иллюстраций, документов и архитектурных памятников в учебнике, по которому учится её ребенок, не приведена.

– Хорошо, если попадёт изображение Кремля или другого всемирно известного сооружения, а если нет? – недоумевает Анна Евстафьева. – В заданиях по биологии, к примеру, есть изображение хламидомонады или модели Дондерса, о которых дети не имеют ни малейшего представления. Классификация животного мира и среда обитания также не изучаются в рамках нашего учебника. По обществознанию практически во всех заданиях предлагается обращаться к жизненному опыту ребёнка. Но у каждого он разный, ответы же должны быть одинаковые. К заданиям по математике и русскому языку претензий нет. Дети материал изучали или изучат в ближайшее время.

Как говорится, ни больше ни меньше. В очередной раз нововведение Минобра породило больше вопросов, чем ответов. Какова цель проведения ВПР, если в школе к ним не готовят? Зачем они нужны, если оценка ни на что не влияет? Как правильно ответить на вопрос, который ещё не изучали? Хотя… Опыт прошлых лет и родительское сарафанное радио успокаивают: плохие результаты никому не нужны. А значит, всегда найдутся те, кто готов «прикрыть» их, дабы не уронить престиж учебного заведения.


Решением Минобразования выпускники школ обязаны писать
проверочную работу перед ЕГЭ. Фото Михаила Вязового.

Источник: газета «Коммуна» | №20 (26767) | Пятница, 16 марта 2018 года


Возврат к списку