Управление природных ресурсов Воронежской области











Время открывать карты

16.07.2018

Время открывать карты

Транспорт | Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея сверху – ввести электронные проездные документы

Власти считают повышение стоимости проезда в общественном транспорте делом решённым. Об этом мэр Воронежа Вадим Кстенин заявил ещё 12 апреля в интервью газете «Коммерсантъ». Повышения платы горожанам стоит ждать, по-видимому, осенью, после губернаторских выборов.

Ангелина ГАВРИЛОВА

За что платим?

Последний «скачок» тарифа (с 15 до 17 рублей) произошёл больше года назад. Видимых положительных изменений в систему городского транспорта он не привнёс: перевозчики уверяют, что по-прежнему вынуждены работать в минус, а пассажиры сетуют на плохое состояние подвижного состава и перебои в работе транспорта. Нынешнее изменение тарифов будет гораздо заметнее: стоимость одной поездки, по словам мэра, ориентировочно составит 25 рублей при оплате наличными и 21 рубль – при использовании банковской карты.

плата за проезд
Новые технологии приходят в старую транспортную систему.
Фото Ангелины ГАВРИЛОВОЙ.

Идея дифференцированной системы оплаты возникла не случайно, её цель – приучить воронежцев к эквайрингу, то есть безналичному расчёту. Городские власти таким образом готовят почву для внедрения специальных транспортных карт. По словам и.о. руководителя Управления транспорта Сергея Латынина, создание оператора автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) положит начало «интеллектуальной» транспортной системе. Она подразумевает не только удобную для пассажиров форму оплаты и полный контроль над пассажиропотоком, но и интеграцию других, не менее важных, компонентов: «умных» остановок и диспетчерско-навигационной системы GPS/Глонасс.

Осложняет реализацию проекта отсутствие бюджетного финансирования. Подобные системы, которые действуют в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и Липецке, получили жизнь благодаря вложению средств из местных бюджетов. В Воронеже финансовая нагрузка ложится на перевозчиков и инвесторов. По предварительным оценкам, это около 73 миллионов рублей.

Необходимая документация по проекту АСОП должна быть готова к концу сентября. А пока перед инвесторами и перевозчиками стоит более локальная задача: завершить оборудование автобусов терминалами для оплаты с помощью банковских карт, в том числе и «бесконтактных» (например, внедрённых в телефон или «умные» часы).

Системой безналичной оплаты уже оборудован весь муниципальный транспорт, «частников» обязали закончить установку и отладку терминалов к концу лета.

Ожидается, что тех пассажиров, которые перейдут на безналичный расчёт, будут поощрять с помощью бонусов и кешбэка (возврата части потраченных денег на карту). По оценкам властей, через полгода уже 10 процентов воронежцев будут платить за проезд банковскими картами, а к концу 2020 года «безнал» выберут 50 процентов горожан.

А как у соседей?

В Нижнем Новгороде транспортная карта появилась в прошлом году в двух вариантах: гражданская и персональная, то есть совмещённая с банковской. Действует она пока не на всех маршрутах. На сегодняшний день стоимость проезда в нижегородском транспорте составляет 28 рублей при оплате наличными. Кое-где (на усмотрение перевозчика) действует скидка по «безналу», тогда стоимость проезда снижается до 26 рублей. Для нижегородских пассажиров разработана обширная система тарифов: на 60 или 90 минут, по количеству поездок, на несколько дней или месяц.

Например, суточный проездной на все виды транспорта (автобус, метро, трамвай, троллейбус) обойдётся нижегородцу в 120 рублей, а «безлимит» на месяц – в 2300 рублей. Для школьников и студентов выпущены особые транспортные карты: за тот же месячный «безлимит» ученик школы заплатит 920 рублей, а студент – 1150. Также действуют специальные карты для льготных категорий граждан.

Липчане пользуются подобными картами с конца 2009 года. Сейчас стоимость проезда в липецком транспорте составляет 19 рублей по карте и 24 – наличными. Существуют льготные (красные) транспортные карты для инвалидов I группы, детей-инвалидов и их сопровождающих. Проезд по такой карте на 50 процентов дешевле, чем по обычной, фиолетовой. Детям из многодетных семей выдают жёлтые транспортные карты, они предусматривают бесплатный проезд с сентября по июнь. Остальные категории льготников регионального и федерального значения пользуются зелёной картой с индивидуальными скидками.

Транспортные карты в Республике Татарстан выпустили также в 2009 году. Сейчас они действуют в любых видах транспорта на территории Казани, Нижнекамска, Альметьевска, Зеленодольска и Набережных Челнов. Помимо стандартной, жителям доступны льготные, школьные и банковские транспортные карты. Стоимость одной поездки на любом виде транспорта в Казани составляет 25 рублей при покупке билета у водителя, 23 рубля – при оплате транспортной картой. Есть и более выгодные тарифы: 50 поездок в течение месяца обойдутся пассажиру в 750 рублей (то есть 15 рублей будет стоить одна поездка), а безлимитный абонемент на месяц можно приобрести за 2040 рублей.

Школьная транспортная карта выдаётся детям из Нижнекамска, Зеленодольска и Набережных Челнов бесплатно, она позволяет им экономить 2-4 рубля с каждой поездки.

Ждать ли чуда?

В пресс-службе мэрии нам пояснили, что проект по внедрению транспортных карт пока детально не проработан. Сказать, как именно будет реализована система тарифов в Воронеже, ещё нельзя. Только после создания оператора АСОП и объединения всех транспортных средств в единую сеть можно будет говорить о специальных проездных. Появятся они, по оценкам мэрии, не раньше чем через год.

Возможно, именно банковские POS-терминалы, которыми в ближайшее время будут оснащены все маршрутные транспортные средства, станут валидаторами (то есть считывающими устройствами) для транспортных карт. В таком случае проездные карты должны быть персонифицированными и совмещать в себе функции транспортной и банковской карт.

Вопрос, который волнует многих, – появится ли наконец в городе льготный проезд? Сейчас эта проблема стала особенно острой. В прошлом году отменили пятидесятипроцентную скидку для школьников, которая действовала в воронежских троллейбусах.

В ноябре 2016 года с последнего рейса сошёл бесплатный «народный маршрут». Пенсионерам, малообеспеченным воронежцам и многодетным семьям тоже приходится несладко – бесплатного проезда в транспорте их лишили более десяти лет назад, теперь только некоторые из них получают ежемесячные денежные компенсации.

Система электронных проездных документов, скорее всего, позволит решить эту проблему. А возросшую стоимость проезда гражданам поможет компенсировать тщательно проработанный тарифный план. В любом случае, транспортные карты пойдут Воронежу на пользу – так считают не только власти, но и общественники.

– Сейчас пассажирский транспорт в первую очередь – бизнес, мы и получаем большое количество автобусов малой вместимости. Пока водитель видит «живые» деньги в каждом пассажире и сдаёт вечером план, развивать такую систему до приемлемого уровня комфорта, удобства и безопасности невозможно. Транспортные карты – один из способов сделать этот бизнес более «белым», безопасным и предсказуемым для пассажиров, – считает сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксёнов. – Мера нужная и важная, но, разумеется, её недостаточно. Воронежский транспорт спасёт только правильная расстановка ориентиров: в приоритете должны быть пешеходы, пассажиры общественного транспорта, горожане. А сейчас воронежцев только кормят сказками про метро и мифические развязки, благодаря которым всё «поедет».

Источник: газета «Коммуна» | №54 (26801) | Вторник, 17 июля 2018 года



Возврат к списку

Новостная информация с информационного портала communa.ru